Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Финансовый менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

39Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональная ориентации трудоспособного населения.Инфраструктура, регулирующая рынок труда включает в себя комплекс организаций и учреждений, содействующих его функционированию, в неё входит целая сеть фондов занятости, бирж труда, центров подготовки и переподготовки рабочей силы и другие.Фонды занятости - организации, аккумулирующие страховые взносы работодателей и заняты индивидуально-трудовой деятельностью, ассигнований бюджета, добровольные взносы предприятий и граждан.Государственные и частные службы занятости осуществляют содействие гражданам в трудоустройстве. Государственная служба занятости является основным элементом инфраструктуры рынка труда, через её центры в России проходит более 5 млн. в год безработных и желающих получить информацию о работе.Кроме того, в России существует около 200 негосударственных структур занятости, среди них такие службы как "Триза", "Биржа труда молодежи", "Биржа труда для инвалидов" и т.д.Частные службы оказывают платные услуги, однако, в международной организации труда выступают против платности предоставляемых службами занятости услуг безработным.Центры подготовки и переподготовки рабочей силы осуществляют переквалификацию работников, обеспечивает повышение её конкурентоспособности, и оказывают помощь безработным в поиске работы.

40Занятость бывает: полной, продуктивной, социально-полезной, рациональной, эффективной. 
При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.  
Рациональная занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.  
При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда. 
Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.  
Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т.ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках. 
Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования. 
 
Классификация форм занятости

 
Признак классификации

 
Формы занятости

 
Форма собственности на средства производства

 
Труд по найму, предпринимательство, самозанятость (ремесленничество, ЛПХ)

 
Место выполнения работы

 
На предприятии (фирме), на дому, вахтовым методом

 
Регулярность трудовой деятельности

 
Постоянная, временная, сезонная и эпизодическая

 
Режим работы

 
С жестким и гибким графиком

 
Легитимность трудоустройства

 
Формальная (зарегистрированная) и  неформальная


 

Гибкие формы  занятости (нетрадиционные, нестандартные) – формы занятости, допускающие большую степень свободы действия, самостоятельности при значительно меньшей (по сравнению со стандартной, традиционной занятостью) внешней регламентации в организации труда и производства, принятии хозяйственных решений. Под Г. ф. з. понимаются:1) занятость, связанная со специфическим социальным статусом работников - самостоятельные работники, неоплачиваемые члены семьи;  
 
2) занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда - надомный труд, "работники по вызовам" и т. д.;  
 
3) занятость по нестандартным организационным формам - временные работники, работники, добровольно занятые в режиме неполного рабочего дня с гибким графиком работы. Такая занятость обусловлена не только возможной безработицей, но и потребностями отдельных категорий, работников в гибкой организации их труда, возможностью совмещения работы с другими видами деятельности. 

42БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ФОРМЫБезработица – временная незанятость экономически активного населения. Она является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:1) структурные сдвиги в экономике выражаются в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

2) экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;3) политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда (повышение минимальной заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;4) сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;5) изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте, увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.Исходя из причин безработицы можно сформулировать и ее основные формы.Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую.Структурная безработица, как уже отмечалось, связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов, и в частности ресурсов труда. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т. е. в определенные месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (а значит, снижается безработица), в другие – уменьшается (и безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания производства (и соответственно занятости), относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятие не увольняет работников, а приводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляет в вынужденные неоплаченные отпуска.Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны:1) не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал;2) снижаются налоговые поступления: работающий получает заработную плату, которая облагается налогом;3) снижается уровень жизни семьи безработного.В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.

43Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему. 
I. Социальные последствия безработицыОтрицательные 
1. Обострение криминогенной ситуации. 
2. Усиление социальной напряженности. 
3. Рост количества физических и душевных заболеваний. 
4. Увеличение социальной дифференциации. 
5. Снижение трудовой активности. 
Положительные 
1. Повышение социальной ценности рабочего места. 
2. Увеличение личного свободного времени. 
3. Возрастание свободы выбора места работы. 
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.II. Экономические последствия безработицы 
Отрицательные 
1. Обесценивание последствий обучения. 
2. Сокращение производства. 
3. Затраты на помощь безработным. 
4. Утрата квалификации. 
5. Снижение жизненного уровня. 
6. Недопроизводство национального дохода. 
7. Снижение налоговых поступлений. 
Положительные 
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики. 
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду. 
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования. 
4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.

44Государственная политика на рынке труда это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Государство на рынке может осуществлять активную и пассивную политику.

Активная политика на рынке труда – это совокупность правовых, организационных, экономических мер, проводимых государством с целью регулирования отношений между участниками трудовых отношений. Активная политика направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т. д. Согласно этой политике каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи, а государство – лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости.Основные цели политики государства на рынке труда: наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет; стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников.  Основные направления политики государства на рынке труда: социальная поддержка населения; развитие гибкого рынка труда, правое обеспечение; трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров.На разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияют:1) международные трудовые нормы, устанавливающие такие основные права, как свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр.;2) сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это трипартизм, т. е., участниками этих отношений являются представители государства, профсоюзов и предприниматели), поскольку любая политика. В том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных групп; 

   3) разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать возрастно-половую структуру  занятых, незанятых, безработных; возраст  вступления в ряды рабочей силы и  его влияние на уровень квалификации; доход семьи, получаемый от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода от недвижимости и т. п.; степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости; распределение предприятий по их размерам и формам собственности; открытость экономики для международной конкуренции, в частности доля торговли в национальном доходе, значение иностранных инвестиций; развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся; масштабы, охват и степень использования трудового законодательства.Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.Пассивная политика государства на рынке труда ограничена регистрацией людей, ищущих работу, определением пособия по безработице и организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства.

45федеральные  и региональные программы В соответствии с Законом о занятости населения (ст. 16) органы службы занятости разрабатывают республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры по содействию занятости населения в соответствии с законом о занятости. Программы формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.Цель разработки федеральной программы занятости населения – реализация государственной политики содействия занятости населения, активизация содействия занятости населения с учетом более полного и рационального использования территориальных ресурсов и возможностей по обеспечению занятости населения.Основные задачи – экономическое, организационное, правовое регулирование занятости населения, обеспечение активной деятельности Федеральной Государственной службы занятости населения. Главные направления Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации следующие:- определение общефедеральной концепции занятости населения;- предотвращение критической ситуации на рынке труда;- реализация федеральных и региональных мер по поддержке занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;- создание условий для развития занятости трудоспособного населения в государственных и негосударственных секторах экономики, прежде всего для граждан особо нуждающихся в социальной защите;- сдерживание массового высвобождения работников;

- развитие системы  обучения кадров, сдерживание роста  безработных за счет организации  и проведения опережающего переобучения, переподготовки персонала;- организация  социальной защиты работников  организаций, находящихся  на грани банкротства;- расширение масштабов и усиления финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства;- совершенствование деятельности государственной службы занятости по созданию условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан; эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу; смягчение последствий долговременной безработицы; увеличение масштабов общественных и временных работ.В реализации этих задач и направлений – приоритет за активными формами занятости.Федеральная программа занятости населения включает в себя совокупность региональных программ. Региональные программы содействия занятости представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.I. Государственная (республиканская) программа занятости населения РФ – ГПЗН РФ содержит мероприятия с их финансовым, материально-техническим и организационным обеспечением, которые могут быть осуществлены лишь на республиканском уровне управления. К ним относятся:- мероприятия по стимулированию развития рабочих мест и рынка труда в приоритетных районах;- мероприятия по смягчению социальной напряженности на тех территориях, где происходит резкий рост безработицы;- мероприятия по оперативному вмешательству в случае необходимости в неблагоприятные ситуации на региональных рынках труда, когда эти ситуации не могли быть спрогнозированы заранее.В ГПНЗ РФ включаются также мероприятия по проведению государственной политики занятости населения, которые целесообразно осуществлять на межрегиональной основе. Обеспечивая тем самым их высокую эффективность. На уровне ГПНЗ также увязываются макроэкономические соотношения инфляции и безработицы, занятости и инвестиционной активности и т.п., а также определяется общая концепция республиканской (федеральной) политики занятости, дается общий прогноз рынка труда.С целью достижения эффективной занятости и обеспечения социальной защиты граждан в условиях рыночной экономики, региональные программы занятости населения можно разделить на три уровня:

1) республиканская программа занятости населения;

2) краевая (областная)  программа занятости населения;

3) районная (городская)  программа занятости населения.

46Сущностьипоказателиэффективноститруда.  
Сущность и показатели эффективности труда. 3 основных аспекта понятия эффективность: 1) эфф-ть как соотношение затрат и соответствующих им результатов; 2) эфф-ть как хар-ка состояния экон.системы или как хар-ка качества управления; 3) эфф-ть как мера приближения к оптимальному состоянию экон.системы или как вероятность достижения цели. Первый аспект предполагает определение показателей продуктивности и рентабельности использования ресурсов. Второй-чаще всего трактуется как эфф-ть по Парето (такое состояние экон.системы или такое распределение ресурсов, при котором улучшение по одному параметру невозможно без ухудшения по другому. Третий аспект обусловлен структурой задач оптимизации - эфф-ть может выражаться в 2 формах: 1) величиной полезного результата, полученного при заданных затратах ресурсов; 2) затратами ресурсов, необходимых для достижения заданного результата. Термин “продуктивность” лучше отражает сущность соотношения затрат и результатов, чем принятый термин “производительность”. Ведь речь идет об отношении величины продукта экон.деят-ти к соответствующим затратам. Результаты экон.деят-ти чаще всего выражаются объемами продукции и прибыли. Поэтому основными показателями эфф-ти являются продуктивность и рентабельность использования ресурсов. Показатель продуктивности исп-я ресурсов в общем случае вычисляется по формуле: p=O/I, где O (Output)-объем продукции за определенный период времени в натур., стоимост. или иных измерениях, I (Input)-затраты ресурсов, соответствующие данному объему продукции. Продуктивность хар-ся также показателями трудоемкости, зарплатоемкости, атериалоемкости и др., т.е. затратами ресурсов на единицу продукции. Наиболее обоснованным показателем результата деят-ти предприятия является величина добавленной ценности-D, хар-ся соотношением: D=Z+W, где Z-зарплата и др.расходы на персонал, W-прибыль. Величину D целесообразно называть не добавленной стоимостью, а добавленной ценностью, ибо стоимость хар-ет затраты ресурсов, а ценность-то, как рынок, покупатели оценивают полезность продукции данного предприятия. При определении продуктивности величина затрат может хар-ся численностью персонала, временем его работы, затратами на оплату труда и др. Одним из важнейших является показатель продуктивности труда, кот. рассчитывается по отношению к численности персонала или затратам его времени. Наиболее общим показателем затрат труда как экон.ресурса являются суммарные затраты на персонал, включающие фонд оплаты труда, затраты на обучение и другие затраты на персонал. Исходя из этого наиболее обоснованным показателем продуктивности труда является отношение добавленной ценности D к затратам на персонал Z: pz=D/Z. Для эффективного управления экон.системами важной является оценка рентабельности труда персонала: rz=(D-Z)/Z. Зависимость между D и Z: rz=pz – 1. 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"