Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Финансовый менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

32Понятие профессия имеет ряд значений:

  • Профессия — ограниченная сфера трудовой деятельности, требующая специальной подготовки.
  • Профессия — общность людей, занимающихся близкими проблемами, ведущих схожий образ жизни.
  • Профессия — деятельность и область проявления личности, оказывающая на нее трансформирующее влияние.
  • Профессия — исторически развивающаяся система, меняющаяся в зависимости от культурно-исторического контекста.
  • Профессия — реальность, творчески формируемая самим человеком.

Отличительные черты  профессии, как деятельности:

  • Ограниченная деятельность.
  • Общественно полезная деятельность.
  • Деятельность, требующая специальной подготовки.
  • Деятельность, выполняемая за вознаграждение.
  • Деятельность, направленная на создание материальных, культурных и других благ, которые становятся предметом обмена.
  • Деятельность, дающая человеку социальный статус.
  • Деятельность, обеспечивающая благосостояние человека.

Специальность — вид деятельности, конкретизирующийся в профессии. Специальность можно понимать, как одно из направлений профессии.Квалификация — уровень профессионального мастерства.Выделяют формальную квалификацию, выраженную в разрядах, категориях, классах, званиях и реальную, отражающую тот уровень мастерства, который человек может действительно проявить. Квалификация - это совокупность свойств работника, характеризующих объем его профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми он должен обладать для трудовой деятельности на конкретном рабочем месте.Квалификация отражает уровень профессиональной подготовки работника и его готовности к труду высокого качества при нормальных затратах энергии. Более высокий уровень квалификации в большей части случаев обеспечивает и более высокое качество продукции. Специализация – это непосредственный вид профессиональной деятельности. В рамках одной специальности есть несколько специализаций, обычно своя для каждой группы.

33Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. В системе профориентации выделяют следующие функции (Л.Д. Столяренко):а) социальную – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;б) экономическую – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;в) психолого-педагогическую – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;г) медико-физиологическую – учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР, профотбор комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Другими словами, П. о.— это выбор лиц, наиболее подходящих для данного вида деятельности. 

34Непрерывное образование — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множества образовательных структур — основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания,которые каждый человек получает от рождения до смерти. В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К нему тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности. Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным процессам (программам), организационным структурам. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам непрерывного образования (преимущественно в русле образования взрослых).В проекте концепции модернизации российского образования обозначено четыре приоритетных направления:

  1. переход к непрерывному профессиональному образованию,
  2. повышение качества профессионального образования,
  3. обеспечение инвестиционной привлекательности образования,
  4. реформа общего (среднего) образования.

Непрерывное образование  – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы. Главный вопрос, связанный с непрерывным образованием, задется учеными по-разному: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»?Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника.Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности.Общая точка зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов:1) непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями;2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования:а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);

б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.);в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

35Рынок образовательных услуг – это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги. Рынок образовательных услуг можно рассмотреть с точки зрения образовательных программ, т.е. специфике предоставляемых услуг.Согласно закону Российской Федерации «Об образовании»5 и комментариями к нему все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу. Это является двумя основными направлениями на рынке образовательных услуг.- Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.- Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию6.Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества.С другой стороны рынок образовательных услуг можно поделить по другой классификации следующим образом, исходя из конкретики предоставляемых услуг:К первой группе относят следующие виды программ:дошкольного образования;начального общего образования;основного общего образования;среднего (полного) общего образования

36теории рынков труда

Наиболее известными и популярными в свое время  становились такие теории рынка  труда, как: классическая, неоклассическая, марксистская, кейнсианская, институциональная, монетаристская, неоклассического синтеза.

Классическая теория. Разработана Адамом Смитом во второй половине 18 века и развита Давидом Рикардо в начале 19 века. Основные идеи теории заключались в следующем: 
• рыночная экономика устойчива и вечная, 
• деятельность людей определяется их собственными интересами, личной выгодой, 
• в условиях рынка именно личный интерес обеспечивает равновесие и совершенство в обществе, 
• на рынке труда несоответствие между спросом и предложением носит временный характер, поскольку экономика страны – саморегулирующаяся система, в которой полная занятость является нормой, 
• наилучшей экономической политикой государства является политика его невмешательства в экономическую жизнь. 
Неоклассическая теория. Альфред Маршалл и Артур Пигу. Предложена в конце 19 и начале 20 веков. Основные идеи: 
• для обеспечения занятости важное значение имеет регулирование спроса и предложения, 
• конечным регулятором всего спроса является потребительский спрос, 
• причиной безработицы является высокий уровень заработной платы, 
• на рынке существует сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты, 
• рабочие могут сами добровольно обрекать себя на безработицу, не соглашаясь работать за «нормальную» заработную плату, складывающуюся на рынке в результате спроса и предложения. 
Марксистская теория. Карл Маркс. Вторая половина 19 века. Марксистское учение о занятости заключается в следующем: 
• в условиях рынка рабочая сила выступает товаром особого рода,  
• эта особенность заключается в том, что рабочая сила создает прибавочную стоимость, присваиваемую безвозмездно капиталистом, 
• стремление капиталиста увеличить прибавочную стоимость, ведет к преимущественному росту постоянного капитала (средства и предметы труда) в сравнении с переменным капиталом (расходы на рабочую силу), 
• вследствие этого, хотя спрос на труд и увеличивается с возрастанием капитала, однако темпы роста спроса на труд ниже темпов роста капитала, 
• таким образом, избыточная рабочая сила является неизбежным спутником капиталистического рыночного хозяйства. 
Кейнсианская теория. Джон Мейнард Кейнс. Вторая четверть 20 века. Основные выводы теории: 
• чем выше величина денежных доходов людей, тем меньшая ее часть потребляется, а большая сберегается, 
• объем затрат труда, на которые предприниматели предъявляют спрос, зависят от ожидаемых расходов общества на потребление,  
• при снижении спроса происходит затоваривание рынков с последующим сокращением рабочих мест, закрытием предприятий и ростом безработицы, 
• рынок не в состоянии автоматически решить эту проблему, полная занятость в обществе – это скорее случайность, чем закономерность, 
• государственное регулирование экономики необходимо, и, прежде всего, через обеспечение должного объема эффективного спроса. 
Институциональная теория. Торстен Веблен и Джон Кеннет Гэлбрейт. 20 век. Теория утверждает, что: 
• экономическая наука – это не только наука о рынках и ценах, ее предметом является также человеческая деятельность во всех проявлениях, 
• на экономическое поведение человека особое влияние оказывают различные «институты» (государство, семья, моральные и правовые нормы, партии, профсоюзы, крупные корпорации), 
• не стихийный рынок и свободная конкуренция, а общественные институты определяют политику в области заработной платы, гарантий прав работников и занятости. 
Монетаристская теория. Милтон Фридмен. Вторая половина 20 века. Концепции монетаристов сводятся к следующему: 
• основным регулятором экономики являются деньги, 
• деньги – главный рычаг экономического поведения человека, а спрос на деньги – важнейший инструмент экономического развития общества, включая и рынок труда, 
• управление экономикой, в том числе рынком труда, зависит от контроля государства за наличием денег в обществе и их эмиссией, 
• рыночное хозяйство обладает высокой устойчивостью и конкурентностью. 
Неоклассический синтез. Пол Самуэльсон. Вторая половина 20 века. Основной идеей теории неоклассического синтеза является необходимость одновременного использования как рыночных, так и государственных регуляторов экономики в целом и, в том числе, проблем, связанных с занятостью населения.

 

37формирование и развитие рынка труда РФ.Рынок труда считается одной из самых сложных проблем экономики. Проблемы рынка труда носят многоаспектный, многофункциональный характер. Их нельзя искусственно сводить только к проблемам занятости и безработицы, при всем значении этих аспектов в экономическом и социальном отношениях. Полноценное рассмотрение рынка труда требует комплексного изучения социально-экономических и организационно-технических вопросов формирования профессионально-квалификационного состава работников, управления персоналом, организации трудовой деятельности, методов ее измерения, нормирования, оценки и оплаты труда, создания благоприятных условий труда и обеспечения его эффективности, повышения жизненного уровня населения.Рынок труда можно определить как действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т. е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу в данный момент времени. Предметом отношений на рынке труда является обмен квалификации, знаний, умений, способностей и времени человека на заработную плату и прибыль.Таким образом, рынок труда состоит из всех тех, кто покупает или продает труд. Это совокупность взаимоотношений между распорядителями средств производства и собственниками рабочей силы. Основными компонентами рынка труда обычно являются: биржи труда, центры подготовки кадров, фонд занятости, коммерческие центры бизнеса, государственный фонд содействия предпринимательству, пенсионный фонд и т.п. Становление рынка труда в России связано с возникновением и развитием новых форм собственности, нового воспроизводственного механизма, новых типов экономического поведения, новых социальных институтов.Формирование рынка труда предполагает выработку определенных принципов и методов построения структуры и механизма функционирования. В зависимости от масштабов экономического пространства рынок труда формируется на макро- и микроуровнях (на предприятии и вне его).Суть формирования рынка труда состоит в создании устойчивых экономических связей (прямых и обратных) и социальных взаимодействий между его субъектами. Создается система рынков труда, в которой внутренние и внешние рынки органически взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Они не могут существовать друг без друга. Следовательно, принципиальным отличием рынка труда от директивного распределения рабочей силы является возможность многовариантного выбора и непосредственного сочетания интересов работодателей и работников путем достижения взаимоприемлемого согласования спроса и предложения.В роли субъектов спроса и предложения труда выступают юридические и физические лица. Первую группу составляют нуждающиеся в рабочей силе; вторую - предлагающие рабочую силу и, наконец, третью - выполняющие посреднические и консультационные функции в процессе взаимоотношений между первыми двумя группами лиц.Цель формирования внутренних рынков - это создание гибких форм обеспечения предприятия необходимым персоналом на основе оптимального сочетания принципов его стабильности и мобильности. Для этого предприятие может ограничить постоянный штат работников основным контингентом требуемых рабочих и специалистов (костяком), привлекая остальных работников с внешних рынков по мере необходимости. Такой подход избавляет от необходимости постоянного содержания лишнего штата работников, как это практиковалось при директивном планировании и сокращении штатов, традиционно сложившейся структуре персонала и отсутствии внешних рынков труда. Доля постоянного и временного персонала, естественно, должна зависеть от темпов обновления продукции и технологии. Учитывая необходимость комплексного подхода к анализу и формированию персонала на предприятиях, целесообразно в настоящих условиях на базе действующих разрозненно и неполноценно традиционных подразделений (отдел кадров, труда и заработной платы, подготовки кадров и т.д.) создать единую службу управления персоналом.Внешние же рынки труда формируются с учетом профессиональных и социальных признаков рабочей силы. Как мы видим, при рассмотрении рынка труда очень часто употребляется понятие «рабочая сила» и она признается товаром. Признание же рабочей силы товаром предполагает определение ее стоимости и цены, как основы установления уровня оплаты труда!Стоимость рабочей силы характеризуется двумя факторами во-первых, профессионально-квалификационным уровнем работника (набором необходимых знаний и умений) и во-вторых, набором жизненных средств, включаемых в потребительскую корзину. Отсюда цена рабочей силы может быть определена в денежной форме исходя из удельных затрат на обучение, подготовку и переподготовку работников, повышение квалификации и из средней цены потребительской корзины с учетом социально-демографических условий. При определении уровня оплаты труда естественно исходить из сложности и объема выполняемых работ и функций. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что в условиях, рынка роль нормирования и тарификации работ не только сохраняется, но и существенно возрастает. В то же время номинальный уровень оплаты труда при прочих равных условиях зависит от состояния рынка товаров, от конкурентоспособности произведенной продукции. Для формирования полноценного рынка труда необходимо исходить из его неразрывной связи с другими рынками: рынками товаров и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д. От этого зависит решение таких важных задач, как развитие предпринимательства, создание конкуренции на рынке труда, обеспечение свободного перемещения рабочей силы, ее трудоустройства, переобучения, социальной защиты безработных и т.д. Все эти и другие социально-экономические задачи обусловлены достижением максимально возможного сбалансированного спроса и предложения рабочей силы.В условиях рынка должна формироваться и новая социальная политика в сфере труда. Ее составляющими должны быть четыре направления (стратегии).Компенсационная стратегия. 
Ее объект - высвобождающиеся работники, подлежащие перераспределению и переподготовке. Эта стратегия должна обеспечивать необходимую социальную защиту трудящихся.Стимулирующая стратегия. 
Она предполагает создание и реализацию такого социального механизма, который бы обеспечивал ответственное, заинтересованное отношение к труду различных занятых групп и максимально учитывал разнообразие их установок и трудового поведенияСтратегия социальной адаптации. 
Она обеспечивает разнообразие форм трудового образа жизни. Люди могут выбрать себе любой вид трудовой деятельности, например, заняться индивидуальной трудовой деятельностью, если нет работы на государственных и частных предприятиях.Стратегия социального партнерства.  
Ее основное назначение - это достижение согласия по разным аспектам трудовой деятельности между тремя социальными субъектами: правительством, предпринимателями (руководителями предприятий) и трудящимися. Основная в этом случае стратегия - это ведение диалога между тремя сторонами.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"