Центральный банк и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:26, реферат

Краткое описание

Центральный банк (ЦБ), является центральным и координирующим органом всей банковской системы государства, проводит свою денежно-кредитную политику, которой вынуждены следовать остальные кредитные организации, тем самым ЦБ влияет на экономику в стране. Чем эффективнее его деятельность и проводимая им политика, тем успешней развивается экономика в стране. Именно поэтому было бы полезно узнать, как возник этот институт, каковы его цели, задачи, функции, кому он подотчетен и кому принадлежит собственность на его капитал.

Содержание

1. Введение.
2. Центральный банк и его функции.
3. Операции центральных банков.
4. Центральный банк Российской Федерации.
5. Функции Банка России.
6. Роль ЦБ РФ в реструктуризации банковской системы.
7. Денежная политика Банка России. Проблемы. Задачи.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит. ЦБ и его функции.docx

— 71.79 Кб (Скачать файл)

С 10 ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозитных операции на аукционной основе, что предполагает участие более широкого круга региональных банков. Свободные средства коммерческих банков принимаются на срок « 1 неделя» с максимальной процентной ставкой 7 % годовых, «2 недели» — 12 % годовых, « 1 месяц» — 18 % годовых. Минимальная сумма средств, принимаемых Банком России в депозит, установлена в размере 5 млн. руб.

Одновременно, в соответствии с решением Совета Директоров Банка России от 29 октября 1999 г., Банк России в ноябре 1999 г. осуществил размещение трех выпусков облигаций Банка России со сроками обращения 3,4 и 5 месяцев, объем каждого выпуска — 2 млрд. руб.( 2 ) Операции по купле-продаже облигаций Банка России производятся через официально зарегистрированных дилеров. Принятие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» позволило Банку России активизировать работу по отзыву лицензий у банков с неудовлетворительным финансовым состоянием, руководством и собственниками которых не принимаются реальные меры по финансовому оздоровлению (санации).

Банк России планирует ввести более жесткие критерии лицензирования банков. Такие критерии будут включать:

• изменения в порядке расчета первоначального капитала;

• исключение перекрестного владения акциями как источника капитала;

• оценку жизнеспособности плана развития банка;

• оценку прозрачности корпоративных групп акционеров.

Эти критерии будут распространены на любого акционера, владеющего прямо или опосредованно более чем 5 % капитала банка или способного оказывать аналогичное влияние на деятельность банка. Руководствуясь этим принципом и в соответствии с международной практикой лицензирования банков, акционеры, способствовавшие своей деятельностью доведению банка до несостоятельности, будут исключены из состава акционеров любых банков.

Меры Центрального банка РФ в совокупности позволят провести реструктуризацию банковской системы таким образом, чтобы максимально сохранить потенциал российской банковской системы, повысить ее надежность, устойчивость, способность эффективно обслуживать потребности экономики.

 

ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ.

ПРОБЛЕМЫ. ЗАДАЧИ.

Что касается механизма денежной политики Центрального Банка Российской Федерации запущенного с конца 1998 года и оказывающего огромное влияние на экономику страны в целом, то этот механизм достаточно прост. Он базируется на покупке за рубли большой части валютной выручки, что приводит, по мере роста последней, к автоматическому увеличению рублевой денежной массы. Даже эта, не инфляционная в своей основе, практика Банка России вызвала нарастающую волну критики. Говорят о «денежном навесе», об излишках ликвидности коммерческих банков, которые следует «абсорбировать», об угрозе инфляции. Когда схлынет поток нефтедолларов, эмиссия под покупку валютной выручки экспортеров резко сократиться, произойдет резкое, притом автоматическое ужесточение денежной политики. Более тяжкий удар для устойчивого экономического роста придумать трудно.

В России в начале 90-х годов отношение денежной массы к ВВП равнялось примерно 40%, с наступлением финансовой стабилизации (к 1996 году) этот показатель снизился до 12-16 процентов. И только сейчас в следствие более мягкой денежной политики Банка России он вырос, по оценке специалистов, до 20-23%.( 8 ) Результат – снижение неплатежей, сокращение бартера и обращения вексельных суррогатов денег, увеличение денежной составляющей расчетов, рост собираемости налогов. И самое главное – смягчение жестких денежных ограничений, наложенных в 90-е годы Банком России на рост производства. Тем не менее до сих пор в стране поддерживается искусственно низкий уровень насыщения денежными ресурсами хозяйственного оборота. На внутреннем рынке нет денег. Привлечь небольшие суммы в 5-15 млн. долларов на несколько лет для обычных и даже крупных предприятий – все еще реальная проблема.

Тезис об излишках ликвидности, накопленных банками на корсчетах в Банке России не более чем расхожий миф. Эти деньги обслуживают расчеты в хозяйстве, и их количество должно расти в соответствии с ростом цен. Если цены товаров выросли в два, три, четыре и т.п. раз, то и номинальное количество рублей необходимое для покупки-продажи этих товаров должно вырасти.

В январе 1998 года средние остатки на корсчетах коммерческих банков составляли 23,2 млрд. рублей, в июле 2000 года – примерно 70 млрд. рублей, т.е. увеличились в 3,0 раза. При этом потребительские цены за это время выросли в 2,8 раза, цены производителей – 2,4 раза, а разница между ростом цен и остатки на корсчетах в 5-15 млрд. рублей покрывают потребность в дополнительных деньгах, обеспечивающих рост денежной составляющей в расчетах, сокращение взаимных просроченных долгов в хозяйстве, повышение собираемости налогов, при том в живых деньгах.

Таким образом, и после того как нефтедолларов станет поступать меньше, необходимо, чтобы Банк России продолжал свою мягкую денежную политику, взвешенно и осторожно доводя уровень монетизации экономики хотя бы до 35-40% ВВП (в среднем о развивающимся странам этот показатель составляет 40-60%, по развитым- 60-100%). Только такая политика, стимулирующая производство, способна хотя бы частично компенсировать тот шоковый эффект, который окажет падение цен на нефть и сокращение валютных поступлений в страну.

Крайне важно, чтобы Банк России уже сейчас налаживал механизм эмиссии безналичных денег в оборот, основанный не на покупке нефтедолларов, а на рефинансировании коммерческих банков под кредитование хозяйства. Еще в начале 1998 года доля ссуд Банка России кредитным организациям составляла в его активах 2 процента, в 2000 году – всего 1,5-2 процента. В Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Нидерландах, Франции и многих других странах такие вложения в коммерческие банки, формирующие их ресурсы для кредитов хозяйству и одновременно канал денежной эмиссии, самая крупная статья ( до 70-80%) в активах центральных банков.( 8 )

Рефинансирование Банком России отечественных банков под гарантии хозяйству, под ипотеку, переучет Банком России векселей, выданных предприятиям для пополнения оборотных средств или под экспортные проблемы, покупка Банком России государственных облигаций, выпущенных вместо покрытия общего дефицита бюджета под крупные инвестиционные проекты – все это возможные каналы безналичной эмиссии, имеющей в конечном итоге, товарное покрытие и обслуживающей расширение хозяйственного оборота.

Конечно, наладить систему рефинансирования, ориентированную на спрос на рубли реального сектора экономики, невозможно без существенного повышения эффективности работы коммерческих банков. Фактически стоит задача научить банки тщательно взвешивать и принимать на себя риски массового коммерческого кредитования.

После того как схлынет поток нефтедолларов, слишком жесткая денежная политика будет означать повторение 90-х годов, вызовет экономический спад. Слишком мягкий – разгон инфляции и валютные шоки. Найти золотую середину, сконцентрироваться на эмиссии для производства, уничтожить искусственный дефицит денег, наполнить финансовый рынок и банки денежными ресурсами, сделав их более устойчивыми, искусство, которое должен будет продемонстрировать Банк России в целях создания условий для прихода крупных иностранных инвестиций и их участия в модернизации экономики страны.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что значение ЦБ для экономики страны велико. 
Монопольно осуществляя эмиссию национальной валюты, ЦБ обеспечивает экономический суверенитет государства, проводит денежно–кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости государственной валюты. Поддержание стабильного курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения.

Проводя определенную кредитную политику (кредитную экспансию или кредитную рестрикцию), ЦБ тем самым влияет на проценты, под которые коммерческие банки выдают кредиты, и тем самым воздействует на количество денежной массы в стране. Таким образом ЦБ может влиять на инфляционные процессы.

Чтобы подстегнуть развитие производства, ЦБ может наладить механизм эмиссии безналичных денег в оборот на рефинансирование коммерческих банков под кредитование хозяйства, что и необходимо делать сейчас в России.

Общеизвестно, что экономическую политику в стране определяет правительство. Центральный банк консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика, тем самым он влияет на экономические процессы страны.

Как агент правительства в фискальных делах центральный банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их).

Центральный банк помогает правительству определить оптимальный момент для выпуска облигаций, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. 
Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

Таким образом, мы видим, что при успешном выполнении всех своих функций и использовании экономических и административных рычагов, имеющихся в его распоряжении, ЦБ может существенно влиять на экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон  от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г.)

2. Банки и банковское  дело. Учебное пособие./ Под ред. Балабанова  И.Т. - С.П.: Интер, 2000. – 253 стр.

3. Банковское дело: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.И. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 1999.-464 с.: ил.

4. Геращенко В.В. Предварительные итоги 1999 года и  основные задачи на 2000 год. // Деньги и кредит. 2000. №1. – стр.4.

5. Головнин Ю.В. Банки  и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. –  М.: Финансы и статистика. – 1999. – 416 с.: ил.

6. Голубович А.Д., Ситнин А.В., Хенкин Б.Л., Самоукина Н.В. Управление банком – 2-е издание, испр. и доп. – М.: АО «Менатеп-информ», 1995. – 208с. – («Русская деловая литература»).

7. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 622 с.

8. Миркин Я. Денежная  политика после нефтедолларов. // Эксперт 2000. - №45. – с.10.

 


Информация о работе Центральный банк и его функции