Характеристика состава и содержания работ по формированию бюджета предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет – это план деятельности предприятия в количественном выражении. В общем виде бюджет представляет собой таблицу, в которую сведены предполагаемые доходы и расходы на определенный период. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Бюджет должен решать задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

управление капиталом.docx

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Материальные запасы, не принадлежащие предприятию по праву  собственности, но по условиям договора находящиеся у него, учитываются  отдельно по видам – за балансом. К ним относятся:

  • ценности, принятые на ответственное хранение, в случае отказа от оплаты счетов поставщиков;
  • ценности, принятые в переработку без оплаты их стоимости;
  • ценности, принятые от поставщиков для реализации на условиях комиссии (консигнации).

2. В зависимости от  использования ТМЦ делятся на  виды:

  • ценности, используемые в производстве – сырье и материалы;
  • ценности, предназначенные для продажи – готовая продукция и товары;
  • ценности, используемые как средства труда – в виде малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • ценности для монтажа, которые после его осуществления будут функционировать в составе основных средств.

3. Форма первичного учета  МПЗ зависит от отраслевой  специфики, количества запасов  и их ценности, характера использования  в производстве и обращении.  Учет МПЗ может вестись с  применением системы непрерывного  или периодического первичного  учета.

Система непрерывного учета  является основной. Она заключается  в учете всех операций по поступлению  и движению материалов на момент совершения операций.

Система периодического учета  основана на разовом выявлении количества материальных запасов, использованных на производственные нужды по окончании  каждого отчетного периода. По результатам  инвентаризации материальных запасов  определяют количество и стоимость  запасов, числящихся в остатке, а  также выбывших в производство, реализованных  или использованных на другие цели. Эту систему применяют для  учета отдельных видов материалов, непрерывный учет которых в натуральном  выражении затруднен или нецелесообразен.

Требования к оценке запасов. Выбранный метод оценки МПЗ должен отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать регламентирующим документам по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг;
  • отражать учетную политику предприятия, касающуюся оценки имущества;
  • способствовать правильному решению задачи «закупать или производить»;
  • согласовываться с системой контроля производственных затрат.

Приемы и системы оценки запасов. В производственной практики используются следующие приемы и системы оценки: оценка по смете затрат на приобретение и использование материалов; оценка материальных запасов при их принятии на учет; оценка материалов при их использовании на производство продукции, выполнение работ и услуг.

Смета затрат на приобретение и использовании материалов. Ее составляют на основе программы производственной деятельности предприятия в количественном выражении. Сначала разрабатывают смету использования сырья и материалов, а после ее утверждения – смету затрат на приобретение материалов.

Ответственность за смету  использования материалов несут  начальники цехов. Цель сметы – максимальное удовлетворение запасов производства при выполнении установленных заданий.

За смету затрат на приобретение основных материалов несет ответственность  начальник отдела материально-технического снабжения. Цель сметы – своевременное  и качественное обеспечение потребностей производства в сырье и материалах по планируемым ценам.

Оценка материальных запасов  при их принятии на учет. Стоимость  приобретаемых ТМЦ складывается из стоимости, указанной в расчетных  документах продавца за минусом скидок, налогов и субсидий, и расходов по заготовке, доставке ценностей и  доведению их до состояния, в котором  они пригодны к использованию.

Рассмотрим основные подходы  к оценке материальных запасов при  их принятии на учет.

1. Стоимость ценностей  может сразу в соответствии  с условиями договора отражаться  в учете и отчетности по  цене продавца за минусом скидки. Если по условиям договора  скидка зависит от характера  сделки и предоставляется по  ее окончании, то материалы  учитываются по мере их поступления  по полной стоимости с отражением  скидки в момент окончательного  получения ценностей или завершения  расчетов. В этом случае стоимость  ценностей доводится до указанной  в расчетных документах величины  методом «сторно». Если в стоимость материалов, поступивших в многооборотной таре, включена и стоимость тары, то они оцениваются без стоимости тары, которая приходуется по цене ее возможного использования или реализации.

2. Расходы по заготовке  и доставке ТМЦ включают:

  • затраты на содержание заготовительно-складского аппарата, складов и кладовых, в том числе расходы по охране ценностей;
  • затраты на оплату счетов (фрахта) за перевозку ценностей до склада всеми видами транспорта со всеми дополнительными сборами;
  • затраты на разгрузку и распаковку на складах прибывших ценностей;
  • проценты по заемным средствам, уплаченные на дату оприходования и определения стоимости поступивших ценностей;
  • проценты по кредитам поставщиков при отсрочке оплаты расчетных документов под ценности (коммерческий кредит), включая проценты по векселям и возмещаемые банку расходы по использованию векселей;
  • таможенные платежи;
  • налоги и сборы, уплачиваемые при приобретении ценностей в соответствии с действующим законодательством;
  • наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные биржам, снабженческим, внешнеэкономическим и другим аналогичным организациям и лицам за посредничество;
  • потери от убыли ценностей в пути и на складах сверх норм естественной убыли, когда виновники не установлены;
  • расходы по таре и упаковке однократного использования;
  • расходы по обязательному страхованию ценностей в соответствии с установленным порядком;
  • отчисления в резерв по добровольному страхованию имущества и работников предприятия в установленном порядке;
  • другие расходы, связанные с приобретением ценностей.

Расходы по заготовке и  доставке ценностей могут учитываться  непосредственно в стоимости  ценностей, с приобретением которых  они связаны, либо обособленно. При  отдельном учете они могут  включаться в стоимость ценностей  прямым способом либо косвенным. В последнем  случае расходы распределяются по видам  ценностей пропорционально стоимости  их приобретения, количеству или дугой  базе, установленной предприятием в  соответствии с отраслевыми нормативными документами.

3. Затраты на доведение  ТМЦ до состояния, в котором  они пригодны к использованию  в запланированных целях –  это расходы по доработке и  улучшению технических характеристик  полученных ценностей, не связанные  с производственным процессом.  К ним также относятся расходы  по ремонту собственной тары. Эти расходы включаются в стоимость  ценностей напрямую или в порядке,  установленном для распределения  расходов по заготовке и доставке  ценностей.

При изготовлении ТМЦ силами предприятия их себестоимость определяется в размере фактических затрат, связанных с производством данных ценностей. Готовая продукция, выпущенная предприятием, может оцениваться  как по полной себестоимости производства, так и в размере прямых статей затрат.

Оценка материалов при  использовании на производство продукции  и выполнение работ и услуг. Оценка сырья и материалов при их использовании  в производственном процессе является производной от оценки остатков материалов на конец отчетного периода. На практике используют следующие методы оценки:

- средневзвешенных цен  (средней оценки);

- стоимости последних  закупок (метод ЛИФО);

- стоимости первых закупок  (метод ФИФО);

- нормативных затрат;

- трансфертных цен.

Материально-производственные ресурсы, используемые предприятием в  особом порядке, или ресурсы, которые  не могут обычным образом заменить друг друга, оцениваются по себестоимости  каждой единицы запасов.

Табл.1. Методы оценки материальных запасов

 

Название метода

Содержание метода

Порядок расчета

Средневзвешенных цен

Устанавливается средняя цена для  данного учетного периода по каждому  наименованию МЗ

Находит частное отделения общей  себестоимости запасов определенного  вида на их количество (на начало отчетного  периода и поступивших в этом периоде)

Метод ЛИФО

Оценка по себестоимости последних  по времени приобретения запасов

Запасы рассчитываются по фактической  себестоимости ранних по времени  приобретения партий, а себестоимость  реализации продукции – по себестоимости  поздних партий

Метод ФИФО

Оценка по себестоимости последних  по времени приобретения запасов

Запасы оцениваются по фактической  себестоимости последних по времени  приобретения партий, а себестоимость  реализации продукции – по себестоимости  ранних партий

Нормативных затрат

Устанавливается нормативная стоимость  каждого наименования материалов

Рассчитывают на основе стандартов, включающих целевые затраты, планируемые  в начале отчетного периода, и  показывающих будущую стоимость  материалов

Трансфертных цен

Принимается цена, используемая для  определения стоимости продукции, полуфабрикатов, передаваемых одним  центром ответственности другому

1. Рыночная цена – устанавливают  органы управления предприятия,  ориентируясь на внешние рыночные  цены

2. Затратная  цена – рассчитывают на основе  стандартной или фактической  себестоимости продукции


 

Общая стоимость используемых в производстве сырья и материалов в данном отчетном периоде определяется по каждому виду ценностей путем  умножения средней цены их приобретения на соответствующее количество.

Учет потерь на складах проводится путем полной или текущей инвентаризации и выявления соответствия фактического запаса учетным регистрам. Во время проведения полной инвентаризации склад свою работу прекращает, а при текущей инвентаризации производственный процесс не нарушается. Выявленные отклонения подробно анализируются и после принятия решения списываются на соответствующие статьи в зависимости от причин возникновения расхождений.

Учет затрат на транспортировку определяется учетной политикой предприятия. Может быть принят один из следующих вариантов:

  • затраты рассматриваются как прямые и непосредственно относятся на объекты;
  • расходы распределяются в зависимости от стоимости, массы и других показателей, если плата за доставку относится к нескольким видам ценностей;
  • затраты относятся к общезаводским накладным расходам, затем распределяются в рамках общепроизводственных расходов.

Учет затрат на перемещение  материалов также может осуществляться несколькими способами:

  • данные расходы включаются в стоимость материалов, но предварительно устанавливается отдельная норма расходов на перемещение;
  • устанавливается норма расходов на перемещение в зависимости от массы материалов;
  • затраты включаются в общезаводские накладные расходы и распределяются вместе с общепроизводственными расходами;
  • при незначительных размерах затрат они относятся к общепроизводственным накладным расходам.

Политика управления запасами представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая  направлена на оптимизацию размера  и структуры запасов ТМЦ, снижение затрат по их обслуживанию, создание системы  эффективного контроля за их движением. Разработка политики управления запасами ТМЦ реализуется в следующей  последовательности.

1 этап политики включает анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.

На первой стадии анализа  рассматриваются показатели общей  суммы запасов товарно-материальных ценностей – темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных  активов и т.п.

На второй стадии анализа  изучается структура запасов  в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания  их разрезов.

На третьей стадии анализа  изучается эффективность использования  различных видов и групп запасов, а также их объемы в целом, которая  характеризуется показателями их оборачиваемости  и рентабельности.

На четвертой стадии анализа  изучается объем и структура  текущих затрат по обслуживанию запасов  в разрезе отдельных видов  этих затрат.

2 этап – определение целей формирования запасов. Запасы ТМЦ, включаемых в состав оборотных активов, могут создаться на предприятии с разными целями:

  • обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
  • обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);
  • накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов, готовой продукции) и т.п.

3 этап – оптимизация размера основных групп текущих товаров.

Для оптимизации размера  текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение  получила «Модель экономически обоснованного  размера заказа – [Economic ordering quantity] EOQ». Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.

Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на 2 группы: а) сумма затрат по размещению заказа (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров); б) сумма затрат по хранению товаров на складе.

Сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов определяется по следующей формуле:

 ОЗрз = * Срз ;

где ОЗрз – сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов;

ОПП – объем производственного  потребления товаров (сырья и  материалов) в рассматриваемом периоде;

РПП – средний размер одной партии поставки товаров;

Срз – средняя стоимость размещения одного заказа.

Информация о работе Характеристика состава и содержания работ по формированию бюджета предприятия