Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 15:29, доклад

Краткое описание

Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления, распределения, распространения и использования финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта и оптимизирование оборота его денежных средств, являясь составной частью общего менеджмента предприятий и объединяя финансовый менеджмент, занимает в ней центральное место.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.59 Кб (Скачать файл)

Особенности каждого  хозяйствующего субъекта связаны с  тем, в каком отношении он находится  к экономическим факторам и ресурсам, является это владением или пользованием. Объем находящегося в их распоряжении капитала и экономической власти оказывает непосредственное влияние  на выбранную форму хозяйственной  деятельности. Это может быть либо непосредственное участие в управлении крупными организациями, индивидуальная предпринимательская деятельность или распоряжение только собственным  трудом. 

В национальной экономике  существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов: 

1) домашние хозяйства.  Это хозяйствующие субъекты, которые  осуществляют деятельность, связанную  с ведением домашнего хозяйства  – зачастую это потребление.  Они концентрируют в своей  собственности значительную часть  экономических ресурсов и факторов  производства. Их экономическая  деятельность направлена на предоставление  экономических ресурсов и факторов  производства, например рабочей  силы, капитала, земли другим хозяйствующим  субъектам. Финансовые ресурсы,  полученные в результате этого,  используются для приобретения  необходимых им благ или же  для накопления. В зависимости  от существующей в обществе  структуры и размеров доходов  домашние хозяйства имеют специфическую  экономическую свободу – право  принимать независимые экономические  решения; 

2) предприятия (организации). Это хозяйствующие субъекты, деятельность  которых направлена преимущественно  на производство благ и инвестирование  в этот процесс. В национальной  экономике существует большое  видовое разнообразие внутри  этого хозяйствующего субъекта. Например, они различаются по  формам собственности (частные,  кооперативные, государственные), по  видам и масштабам своей деятельности. Общепринято их деление на  финансовые – предприятия, деятельность  которых направлена на инвестирование  капитала в производство благ, и нефинансовые – предприятия,  деятельность которых направлена  исключительно на производство  благ. Целью деятельности предприятий  является исключительно извлечение  прибыли из своей деятельности; 

3) некоммерческие  организации. Это хозяйствующие  субъекты, деятельность которых  направлена не на получение  прибыли, а на реализацию специфических,  общественно значимых функций.  К ним относятся, например, ассоциации  бизнесменов, благотворительные  фонды и организации, профсоюзные  организации, спортивные клубы.  Смещение цели их хозяйственной  деятельности от извлечения прибыли  к удовлетворению потребностей  общества делает их значимыми  для функционирования национальной  экономики. Например, целью деятельности  некоммерческих организаций в  области науки является развитие  научного потенциала страны. Результатом  реализации этой чисто некоммерческой  цели является развитие трудового  потенциала страны, а следовательно  всей национальной экономики; 

4) государство. Оно  является важнейшим субъектом  хозяйственной деятельности, существенным  образом определяющим характер  функционирования национальной  экономики. Несмотря на то что  его деятельность больше направлена  на реализацию административных  и санкционирующих функций, оно  оказывает большое влияние на  характер большого количества  протекающих экономических процессов.  Для этого оно использует широкий  набор методов, позволяющих ему  занять активную позицию в  национальной экономике. Оценка  экономической активности государства  производится с привлечением  различного рода индикаторов,  к числу которых относятся,  например, объем государственной  собственности, доля благ, производимых  государством, объем государственных  расходов и налогов в ВВП. 

Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности не могут существовать независимо. Для  реализации своих целей им необходимо постоянно взаимодействовать. Это  взаимодействие специфично для каждого  отдельного хозяйствующего субъекта и  непосредственно зависит от характеристики внешней среды. Основой такого взаимодействия, определяющей его характер, являются экономические интересы – причины  экономических действий хозяйствующих  субъектов. На них оказывают непосредственное влияние положение хозяйствующего субъекта в национальной экономике, реализуемые им экономические функции. Распространенным экономическим интересом  домашних хозяйств является увеличение предельной полезности благ при минимизации  расходов, необходимых для их приобретения. Это возможно осуществить, например, с помощью расстановки приоритетов  в потребностях и осуществления  потребления только на основании  имеющихся у них ресурсов. 

Действия предприятий  также неоднозначны: они могут  быть направлены либо на извлечение и  увеличение прибыли, либо на увеличение экономической власти, занимаемой ими  доли рынка, объемов производства. Государство  в своей экономической деятельности реализует интересы всего населения, активно воздействует на темпы и  масштабы экономического роста и  увеличение объемов национального  богатства. Определяющее значение имеет  реализация приоритетных для всего  населения задач, установление фундамента для эффективного взаимодействия всех хозяйствующих субъектов. 

Характер взаимодействия хозяйствующих субъектов неоднозначен и разнообразен по своему видовому составу, основу его составляют определенные экономические интересы. Вместе с  тем на это оказывают влияние  и другие факторы, например интересы общества, социума и нации. 
 

5. Финансовый менеджмент – как система управления. Объекты и субъекты. 

Финансовый менеджмент как система управления состоит  из 2-х подсистем: 

управляемая подсистема или объект управления;

управляющая подсистема или субъект управления. 

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления  денежного оборота, кругооборота капитала, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями  в производственно-экономическом  процессе. Субъект управления - специальная  группа людей, которая через различные  формы управленческого воздействия  осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Финансовый менеджмент представляет собой систему, в которой процесс  управления может осуществляться только при условии циркуляции определенной информации между управляющей и  управляемой подсистемой. Процесс  управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование  информации.  
 
 

6. Стратегия и тактика финансового менеджмента. 

Финансовая стратегия  — это совокупность ключевых целей  и основных способов их достижения. Стратегией нельзя считать простое  определение желаемых целей и  возможных способов реализации. Она  должна отражать реальные возможности  развития предприятия. Поэтому стратегия  выражает реакцию на объективные  внутренние и внешние условия  его деятельности.

Финансовая стратегия  — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия.

В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития хозяйственно-финансовой деятельности, намечают концепцию формирования и  использования ресурсного потенциала, определяют принципы финансовых отношений  предприятия с государством (налоговая, ценовая и учетная политика) и  контрагентами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками  и т. д.).

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов (менеджеров), аналитиков и экспертов для мобилизации  финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей.

В рамках стратегии  определяют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают текущие управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия  относят:

анализ и оценку финансово-экономического состояния;

разработку учетной  и налоговой политики;

финансовое планирование;

управление основным капиталом;

амортизационную политику;

управление оборотным  капиталом и кредиторской задолженностью;

управление заемными средствами;

управление текущими издержками, сбытом продукции, доходами и прибылью;

финансовую логистику (управление закупками);

ценовую политику;

выбор дивидендной  и инвестиционной политики;

оценку достижений предприятия и его рыночной стоимости.

Выбор стратегии  не гарантирует получения проектируемого эффекта (дохода) вследствие влияния  внешних факторов, в частности  состояния товарного и финансового  рынков, налоговой, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства. Составной частью финансовой стратегии  является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объема продаж, прибыли, рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности и др.

Финансовая тактика  направлена на решение более частных  задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации  финансовых связей, перераспределения  денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (фирмами). При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на товары, услуги и капитал). 
 
 
 
 
 

7. Финансовое планирование, прогнозирование и организация как форма управления финансами. 

Финансовое планирование — инструмент управления финансами  предприятия.

Финансовое планирование — это планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого  процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в  них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и  выгодных вариантов их использования.

В процессе финансового  планирования устанавливается оптимальная  пропорция между финансовыми  и материальными ресурсами. Финансовое планирование в организациях взаимосвязано  с планированием хозяйственной  деятельности и строится на основе показателей производственного  плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана  капитальных вложений и т. д.). В  процессе составления проекта финансового  плана осуществляется критический  подход к показателям производственного  плана, выявляются и используются неучтенные в них внутрихозяйственные резервы  и пути более эффективного использования  производственной мощности предприятия, более рационального расходования материальных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и  др. Вместе с тем финансовое планирование призвано определить оптимальные пропорции  в сфере финансовых отношений, т. е. обеспечить рациональное соотношение  между объемом, темпами роста  производства и финансовыми ресурсами  предприятия, между бюджетными, собственными и кредитными ресурсами, направляемыми  на расширение производства.

Финансовое планирование осуществляется посредством составления  финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы следует  разделить на долгосрочные, текущие  и оперативные.

В долгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются  стратегические изменения в движении ее финансовых потоков. В текущем  финансовом плане все разделы  плана развития организации увязываются  с финансовыми показателями, определяются влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность  организации в текущем периоде. Оперативный финансовый план включает краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового  плана на месяц, декаду, неделю.

Задачи финансового  планирования:

1)выявление резервов  увеличения доходов организации  и способов их мобилизации;

2)эффективное использование  финансовых ресурсов, определение  наиболее рациональных направлений  развития организации, обеспечивающих  в планируемом периоде наибольшую  прибыль;

3)увязка финансовых  ресурсов с показателями производственного  плана организации;

4)обеспечение оптимальных  финансовых взаимоотношений с  бюджетом, банками и другими финансовыми  структурами. 

Информация о работе Финансовый менеджмент