Финансовое производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

Содержание

Введение 3

Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях 5

1.1. Сущность финансового планирования на предприятии
1.2. Цели планирования 8
1.3. Организация и методы планирования 10
1.4. Процесс планирования 15

Глава 2. Виды финансового планирования 17

2.1. Перспективное финансовое планирование
2.2. Годовое финансовое планирование 19
2.3. Оперативные финансовые планы 23

Глава 3. . Финансовое планирование в коммерческих предприятиях
(на примере ООО "Капелька") 29
3.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
(на примере ООО "Капелька")
3.2. Расчет финансового плана предприятия (на примере ООО "Капелька") 31

Заключение 36

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач(готовый)1.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

     Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса  расчетов доходов и поступлений  средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет; а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку самого финансового плана как сводного документа.

     Расчеты выполняются по определенным формам. Формы рекомендуется согласовывать с органами, которым они будут предоставлены (отраслевое министерство, ассоциация, концерн, местный орган власти, финансовые и налоговые формы).

     Состав  показателей, их детализация по каждому  разделу финансового плана могут  быть разными, т. е. укрупненными или детальными, а также в зависимости от пользователей информации. Финансовый план, составляемый для нужд самого предприятия, рекомендуется заполнять с полной расшифровкой доходов, расходов и отчислений.

     Документ, для передачи тому или иному органу управления, может (если нет специальных требований к заполнению) составляться по упрощенной форме, в которой отражаются лишь важнейшие виды доходов, направление средств и платежей в бюджет, источником уплаты которых является прибыль.

     Расчеты по планированию отдельных источников доходов и расходов выполняются на основании соответствующих методик, правил и принципов. Выполненные расчеты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путем составления шахматной таблицы. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учетом их целевого использования и очередности по статьям затрат. Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет, штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств – на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.

     Возможный вариант шахматной таблицы приведен в табл. 3.2.2. [10, с. 234]

Табл. 3.2.2. Проверочная таблица  к балансу доходов  и расходов
 
Направление средств

     Источники покрытия

Общая прибыль амортизация Прирост устойчивых пассивов прочие всего
1. Налог  на прибыль          
2. Отчисления  в фонд накопления          
3. Отчисления  в фонд потребления          
4. Резервный  фонд          
5. Прочие  расходы          
Всего          

 

     Составление «шахматки» начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия. После этого выполняется балансировка на уровне отдельных статей доходов и расходов предприятия и проверяются ее результаты. Последние предполагают равенство итогов по каждой статье затрат сумме источников финансирования; в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия (направления средств) в планируемом году. При достижении баланса доходов и расходов следует перейти к заполнению финансового плана предприятия.

     Заполнение  финансового плана предполагает разноску показателей «шахматки» по соответствующим разделом финансового  плана, подсчет итогов по разделам и расчет следующих четырех проверочных показателей: 

    • превышение  доходов над расходами;
    • превышение расходов над доходами;
    • превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;
    • превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.
 

       Финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями в бюджете, в размер превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. В реальной жизни должна соблюдаться одна из пар балансирующих между собой показателей. [10, с. 230] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Оперативные финансовые  планы 

     В целях контроля за поступлением фактической  выручки на расчетный счет и расходованием  наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [9, с. 251]

     Оперативный план необходим для обеспечения  финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

     Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. [11, с.179]

     Платежный календарь – основной оперативный  финансовый план. Он является самым  эффективным и надежным инструментом управления денежными потоками предприятия. [10, с. 235]

     Основной  целью разработки платежного календаря  является установление конкретных сроков поступления денежных средств и  платежей предприятия и их доведение  до исполнителей в форме плановых заданий.

     Период  планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики  деятельности и экономической сообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.

     Установленной формой платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе двух разделов: 

    • предстоящие расходы и платежи;
    • предстоящие поступления денежных средств.
 

     В первом разделе указываются все  расходы и платежи, проходящие через  расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, поставщикам, отчисления в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции, суммы погашения банковских кредитов и процентов по ним, расходы на выплату дивидендов, на социальные нужды коллектива и все другие затраты.

     Во  втором разделе указываются планируемые  источники покрытия затрат: переходящие  остатки на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и иных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, поступление дебиторской задолженности покупателей, ассигнования из бюджета, ссуды банков, бюджетные ссуды и займы, займы и финансовая помощь других субъектов хозяйствования, прочие доходы и поступления.

     В платежном календаре денежные расходы  и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий  период поступления средств превышают  расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете (или кредитовом сальдо на спецссудном или на контокоррентном счете). По экономическому содержанию излишек средств в одном периоде выступает в качестве денежных сбережений для последующего периода. В зависимости от периода планирования и своей величины преходящий остаток может стать источником приращения доходов предприятия, например, в виде процента по банковским депозитам или дохода по банковскому векселю.

     Если  планируемые расходы превышают  ожидаемое поступление средств (вместе с переходящими остатками), то в платежном  календаре отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо изыскать дополнительные источники средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период. Решения должны быть приняты оперативно.

     В числе принимаемых мер по сбалансированию  расходов и поступлений средств  могут быть следующие: 

    • изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты;
    • получение коммерческого кредита у поставщиков;
    • продажа определенной партии продукции по пониженной цене;
    • выездная торговля;
    • выплата части заработной платы в натуральной форме;
    • использование средств с депозитных, трастовых счетов, ранее открытых в банке;
    • получение овердрафта или иного кредита в банке;
    • решение вопроса о пролонгации банковских ссуд;
    • обращение к налоговой инспекции с просьбой о взыскании налогов со счетов дебиторов;
    • решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (получении налогового кредита).
 

     Названные меры целесообразно использовать и  в случае, если дебетовое сальдо по контокоррентному счету превышает  установленный максимальный размер кредита согласно договору банка  с заемщиком.

     Примерная форма платежного календаря приведена в таблице 2.3.1. [10, с. 238]

     Табл. 2.3.1. Платежный календарь по расчетному счету на первую неделю месяца 

     Показатели

млн. р.
1. Расходы  
1.1. Неотложные  нужды  
1.2. Заработная  плата и приравненные к ней  платежи  
1.3. Налоги  
1.4. Оплата счетов продавцов за товарно-материальные ценности  
1.5. Просроченная  кредиторская задолженность  
1.6. Погашение  ссуд банка  
1.7. Уплата  процентов за кредит  
1.8. Прочие  расходы  
ИТОГО расходов  
2.Поступления  денежных средств  
2.1. От  реализации продукции, работ, услуг  
2.2. От  реализации ненужных товарно-материальных  ценностей  
2.3. Поступления  дебиторской задолженности  
2.4. Прочие  поступления  
ИТОГО поступлений  
3. Балансирующие  статьи  
3.1. Превышение  поступлений над расходами  
3.2. Превышение расходов над поступлениями  

 

     Предприятие может не ограничиваться составлением общего платежного календаря, охватывающего  все виды деятельности. Допускается  его дифференциация по видам деятельности: основной (текущей), инвестиционной, финансовой и центрам ответственности. Такая дифференциация повышает качество управления денежными потоками предприятия и обеспечивает более тесную связь платежного календаря и плана движения денежных средств.

Информация о работе Финансовое производство