Финансовое производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

Содержание

Введение 3

Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях 5

1.1. Сущность финансового планирования на предприятии
1.2. Цели планирования 8
1.3. Организация и методы планирования 10
1.4. Процесс планирования 15

Глава 2. Виды финансового планирования 17

2.1. Перспективное финансовое планирование
2.2. Годовое финансовое планирование 19
2.3. Оперативные финансовые планы 23

Глава 3. . Финансовое планирование в коммерческих предприятиях
(на примере ООО "Капелька") 29
3.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
(на примере ООО "Капелька")
3.2. Расчет финансового плана предприятия (на примере ООО "Капелька") 31

Заключение 36

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач(готовый)1.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

     Кп =   у

     Среднеарифметическое  значение показателя определяется по формуле.

                  _

         _     ∑ У ,

     У =   m 

     где m – число периодов.

     Коэффициент вариации показывает, что если отклонение расчетных показателей от фактических  незначительно, то модель пригодна для  планирования. Для предприятий актуальными  являются два направления финансового  планирования: стратегические и текущие.

     Современные предприятия составляют различные  виды финансовых планов: годовые финансовые планы, валютные, кассовые, кредитные  планы движения денежных средств, платежные  календари и др. [10, с. 224] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Процесс планирования. 

     Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

     На  первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого  используют основные финансовые документы  предприятий – бухгалтерский  баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [9, с. 236]

     Они имеют важное значение для финансового  планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для  составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

     Баланс  предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [4, с. 278]

     Второй  этап предусматривает составление  основных прогнозных документов, таких  как прогноз баланса, отчёта о  прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые  относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

     На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих  финансовых планов.

     На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

     Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем  за их выполнением [9, с. 237].

     Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

     Планирование  и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный  характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Виды финансового  планирования 

     2.1. Перспективное (стратегическое) финансовое планирование 

     В условиях рыночных отношений предприятия  стали свободны от опеки со стороны  государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

     Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и  социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [12, с. 32 ]

     Планирование  развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного  хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [7, с. 83]

     Перспективное, стратегическое финансовое планирование представляет собой исследование и  разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе  в течение 3 – 5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности  хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

     Стратегическим  планом предприятия некоторые ученые считают бизнес-план. Назначение бизнес-плана  состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:  

    • изучить емкость  и перспективы будущего рынка  сбыта;
    • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы продлить потенциальную прибыльность дела;
    • обнаружить все «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
    • определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел.
 

     Бизнес-план состоит из ряда разделов: характеристика продукта, оценка рынка сбыта; конкуренция; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; резюме.

     Финансовый аспект бизнес-плана представлен в разделе «Финансовый план» и разделе «Стратегия финансирования».

     Девятый раздел обобщает в стоимостной форме  материал предыдущих разделов. Он включает: 

    1. прогноз объема реализации;
    2. баланс денежных расходов и поступлений;
    3. таблицу доходов и затрат;
    4. сводный баланс активов и пассивов предприятия;
    5. график достижения безубыточности.
 

     В девятом разделе излагается план получения средств для создания или развития предприятия: общий  объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал.

     Составление финансовых расчетов как части бизнес-плана  затруднено ввиду отсутствия единых методических подходов к их составлению.

     В современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем. Это может быть прогнозирование финансового положения предприятия, отдельных показателей – прибыли, доходы от ценных бумаг и др. [10, с. 229] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Годовое финансовое  планирование 

     Ведущим финансовым планом в современных  условиях является текущий. Он разрабатывается  на год, полугодие, квартал, месяц и  представляет собой баланс доходов  и расходов предприятия, или его  бюджет.

     Годовой финансовый план должен разрабатываться  в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май – июнь года, предшествующего планируемому).

     На  втором этапе (в ноябре – декабре  года, предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчеты  с учетом основных показателей плана экономического и социального развития народнохозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимание следует принять сведения о росте средней заработной платы и минимальном ее уровне, изменения индексов цен на материальные и топливно-энергитические ресурсы, а также изменения налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.

     В процессе реализации финансовых планов может неоднократно возникать необходимость  в уточнении финансовых расчетов по причинам, зависящим как от самого предприятия, так и в силу действия внешних факторов.

     Финансовый  план разрабатывается, обсуждается  и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации  труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям предприятия, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом предприятия решать финансовые вопросы.

     Финансовый план с расчетами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия. Эта информация первоначально используется в процессе составления бюджета региона. В последующем на ее основе ведется учет и контроль за фактическим поступлением средств в бюджет.

     По  решению вышестоящего органа финансовый план может предоставляться ассоциации, концерну, отраслевому министерству для согласования и обобщения плановых заданий и выработки финансовой политики.

     В ряде случаев (при получении кредитов, открытии финансирования по капвложениям) финансовый план с расчетами необходимо предоставить кредитному учреждению для  обоснования состава и размера  собственных финансовых ресурсов, необходимости привлечения заемных средств.

     Для составления финансового плана  используются следующие источники  информации: 

    • бухгалтерский баланс за 2 – 3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю  дату составления отчета;
    • данные об объеме производства;
    • смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
    • сметы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.);
    • данные об объемах капитальных вложений;
    • сведения о движении основных фондов и оборотных средств;
    • отпускных цен;
    • анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;
    • лимиты расходов по отдельным статьям затрат, например, на фирменную одежду, командировочные и др.;
    • нормы амортизационных отчислений;
    • нормативы собственных оборотных средств, платежей в бюджет и отчислений в централизованные фонды государства.
 

     Формой  финансового плана на предприятии  служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела; 

    1. Доходы  и поступления средств;
    2. Расходы и отчисления;
    3. Взаимоотношения с бюджетом (платежи в бюджет, ассигнования из бюджета).
 

Информация о работе Финансовое производство