Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчётные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1.Сущность и значение финансовой политики
1.2. Цели и задачи финансовой политики государства
2. Типы и виды финансовой политики государства
2.1.Виды финансовой политики государства
2.2. Типы финансовой политики государства
2.2.1.Классическая
2.2.2.Регулирующая
2.2.3.Неоконсервативная
2.2.3.Планово-директивная
3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1. Финансовая политика РФ в условиях кризиса
3.2. Программа развития финансовых отношений до 2023 года
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по фин политике.docx

— 98.90 Кб (Скачать файл)

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

 

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные  условия для активизации предпринимательской  деятельности. Большое внимание уделяется  определению рациональных форм изъятия  доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия  населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

На разных этапах развития экономики  и в отдельных регионах может  сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в  сохранении уже достигнутого реального  уровня доходов.

Целью финансовой политики российского  государства (и субъекта Федерации  в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов  на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том  числе на уровне каждого региона.

Действительно, такие определения  финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно  отнести следующие:

1. Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2. Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение  денежного обращения и в перспективе  — восстановление конвертируемости  рубля.

3. Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение  благосостояния народа, но и в  новом подходе к главной цели  экономической политики. Уровень  жизни выступает теперь величиной,  определяющей развитие производства, направление и структуру использования  финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также  и другие цели проведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание  экономических циклов (под этим в  первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально  эти преобразования, но и предотвратить  социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности  перехода от одной системы отношений  к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности материального  положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая  проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости как хода, так и результатов политических и экономических преобразований.

В основе определения границ перераспределения  финансовых ресурсов должна лежать необходимость  формирования оптимальной структуры  экономики, обеспечивающей не только обороноспособность государства и престижный уровень  развития военно-промышленного и  космического комплексов, но и цивилизованные условия жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

    • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
    • установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
    • организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
    • выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
    • создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

 

2.ТИПЫ И ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1. ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 

 

Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики:

    • политика экономического роста;
    • политика стабилизации;
    • политика ограничения деловой активности.2

Под первой, т.е. политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

    • рост государственных расходов;
    • снижение налогового бремени.

Если  же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных  расходов, пытаясь удержать объем  выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избегания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает:

    • уменьшение правительственных расходов;
    • увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться  на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Реализация  финансовой политики проводится в три  этапа:

1. Выработка  научно обоснованных концепций  развития финансов, которая формируется  на основе изучения требований  экономических законов, всестороннего  анализа перспектив совершенствования  производства и состояния потребностей  населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и снижения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно  осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных  целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

 

2.2.ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.2.1 КЛАССИЧЕСКАЯ

 

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп  и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический  и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

До конца 20-х годов  текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был  классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита и Д. Рикардо  и их последователей. Основное ее направление  – невмешательство государства  в экономику, сохранение свободной  конкуренции, использование рыночного  механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных  расходов и налогов, обеспечение  условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.3

Финансовый механизм строился исходя их этих целей финансовой политики. Государство стремилось к  уменьшению расходов бюджета, сводившихся  в основном к расходам на военные  цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и  управлению. Система налогообложения  должна была создать необходимое  поступление средств для обеспечения  сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась  в основном на косвенных и имущественных  налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма  их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).

 

2.2.2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ

 

Бурное развитие производительных сил поставило  перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов XX столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов  в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки. Этот налог обеспечивает изъятие  у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что  позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком  уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется  системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство  активно развивает применение долгосрочных и среднесрочный займов. Рынок  судных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система  управления финансами. Вместо единого  органа управления возникает несколько  самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета  и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность  в западных странах. Она обеспечила в 30 – 60-х годах стабильный экономический  рост, высокий уровень занятости  и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х годах в  основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная  с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность  финансовой политики не связана с  отказом от регулирования как  ее цели, но ограничивает вмешательство  государства в экономику и  социальную область. Регулирование  экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и  занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную  перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового  механизма применяются в различных  странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему  регулирования, что приводит к их конвергенции.

Информация о работе Финансовая политика государства