Финансирование сфер социальной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 07:35, контрольная работа

Краткое описание

Государственные социальные расходы были и остаются одним из важнейших показателей уровня жизни населения и степени его финансового обеспечения. В настоящее время разрушен целостный механизм системы финансового обеспечения государственных социальных расходов, действовавший в прошлом, а существующий - разработан недостаточно и требует дальнейшего совершенствования.
Целью данной курсовой работы является исследование вопросов финансирования социальных программ в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты финансового обеспечения государственных социальных расходов ………………………………………………………..…...5
1.1. Роль государства в социальной сфере………………………………………5
1.2. Понятие и назначение социальных расходов государства………………...8
1.3. Источники и цели финансирования сфер социальной деятельности……11
II. Финансирование сфер социальной деятельности в России ……………….16
2.1. Сводные характеристики развития социальной сферы…………………..16
2.2. Финансирование в области образования………….……………………….19
2.3. Финансирование в области здравоохранения и спорта…………………..20
2.4. Финансирование в области культуры, кинематографии и средств массовой информации…………………………………………………………...21
2.5. Финансирование социальной политики…...………………………………24
Заключение…………………………………...…………………………………..32
Список использованной литературы…………….……………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

gotovoe.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

 на 2008 -2010 года

Расходы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий объем ассигнований (млрд. руб.)

3,99

4,32

4,72

Рост к уровню предыдущего  года (%)

106,8

108,1

109,2


В состав данного подраздела включены ассигнования на содержание более 1,8 тыс. федеральных учреждений социального обслуживание населения (медико-социальные экспертные комиссии, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов, стационары сложного протезирования), предоставляющим услуги более 3 млн. человек.

Из указанных средств субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов предусмотрены в объеме 93,7 млн. рублей ежегодно, что составляет лишь 65,2% от уровня ассигнований на указанные цели в 2007 году. В этой связи представляется целесообразным увеличит ассигнования по статье расходов «Субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах» до уровня 2007 года или на 50 млн. рублей. По подразделу «Социальное обеспечение населения» ассигнования федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов имеют достаточно устойчивую динамику.

Таблица 2.5.3

Расходы по подразделу «Социальное  обеспечение населения»

на 2008 -2010 года

Расходы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий объем ассигнований (млрд. руб.)

81,9

109,0

125,1

Рост к уровню предыдущего  года (%)

2,0

133,1

114,8


В составе расходов указанного подраздела предусмотрены ассигнования на:

  • реализацию мер по реформированию системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений в объемах, указанных выше. Удельный вес этих ассигнований в структуре расходов подраздела на 2008-2010 годы составляет соответственно 20,6%, 42,3% и 41,1%;
  • реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2008 году - в сумме 35,6 млрд. рублей, в 2009 году - в сумме 38,8 млрд. рублей, в 2010 году - в сумме 47,5 млрд. рублей;
  • предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (более 1,6 млн. человек), с учетом индексации исходя из уровня инфляции в 2008 году - в сумме 5,43 млрд. рублей, в 2009 году - в сумме 5,93 млрд. рублей, в 2010 году - в сумме 6,31 млрд. рублей;
  • выплату компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (более 50 тыс. человек), с учетом индексации размеров указанных выплат исходя из уровня инфляции, а также средств, необходимых для осуществления компенсационных выплат указанной категории граждан в размерах, установленных на основании судебных решений, осуществляемых Рострудом в 2008 году - 5,51 млрд. рублей, в 2009 году - 5,88 млрд. рублей, в 2010 году - 6,26 млрд. рублей (общий объем ассигнований на указанные цепи с учетом средств, предусмотренных ведомствам «силового блока», составляет: в 2008 году - 6,84 млрд. рублей, в 2009 году - 7,21 млрд. рублей, в 2010 году - 7,62 млрд. рублей);
  • выплату единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам (более 37 тыс. человек), - по 371,6 млн. рублей ежегодно;
  • выплату компенсации безработным гражданам (более 700 тыс. человек) материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность, - по 10,0 млн. рублей ежегодно;
  • обеспечение ремонта более 3 тыс. индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, - по 700,0 млн. рублей ежегодно;
  • выплат пособий и компенсаций военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа в 2008 году - 8,49 млрд. рублей, в 2009 году - 1,03 млрд. рублей, в 2010 году - 1,1 млрд. рублей;
  • выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан в связи 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363), - по 1,46 млрд. рублей ежегодно;
  • выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы (Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887) в 2008 году - 195,6 млн. рублей, в 2009 году - 196,0 млн. рублей, в 2010 году - 197,5 млн. рублей;
  • выплат компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти (46 тыс. семей) в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года № 475 в 2008 году - 1,66 млрд. рублей, в 2009 году -1,73 млрд. рублей, в 2010 году - 1,8 млрд. рублей;
  • ежемесячные денежные выплаты женам граждан, призванных на военную службу в 2008 году - 1,59 млрд. рублей, в 2009 году - 1,69 млрд. рублей, в 2010 году - 1,8 млрд. рублей;
  • обеспечение инвалидов транспортными средствами (более 6 тыс. человек) в 2008 году - 885,1 млн. рублей (105,9% к уровню 2007 года), в 2009 году - 935,4 1 млн. рублей (105,6% к уровню 2008 года), в 2010 году - 985,21 млн. рублей (105,3% к уровню 2009 года).

Следует обратить внимание на крайне недостаточное финансирование расходов по обеспечению инвалидов  транспортными средствами, осуществляемые в соответствии с ранее принятыми  федеральными обязательствами, что  имеет место на протяжении последних четырех лет. Общая численность инвалидов, имеющих право на бесплатное получение транспортного средства составляет более 140 тыс. человек. Однако ассигнования федерального бюджета на указанные цели, даже с учетом их незначительного увеличения в 2007 году и планируемых объемов на 2008-2010 годы, выделяются в три раза ниже уровня 2004 года (2,5 млрд. рублей). Это приводит к фактическому «замораживанию» обязательств государства перед самыми социально незащищенными категориями граждан.

В этой связи целесообразно существенно увеличить ассигнования на указанные виды расходов.

По подразделу «Охрана  семьи, материнства и детства» темпы  роста ассигнований федерального бюджета  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов на 2-3 процентных пункта ниже инфляционных ожиданий.

Таблица 2.5.4

Расходы по подразделу «Охрана  семьи, материнства и детства»

 на 2008 - 2010 года

Расходы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий объем ассигнований (млрд. руб.)

2,36

2,46

2,58

Рост к уровню предыдущего  года (%)

104,3

104,1

104,8


В составе расходов по данному разделу предусмотрены  ассигнования на:

  • выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий в 2008 году - 2,12 млрд. рублей, в 2009 году - 2,22 млрд. рублей, в 2010 году - 2,33 млрд. рублей;
  • финансирование в рамках подпрограммы «Дети и семья» ФЦП «Дети России» мероприятий по борьбе с беспризорностью в 2008 году - 241,7 млн. рублей, в 2009 году -245,1 млн. рублей, в 2010 году - 253,5 млн. рублей.

Как видно, ассигнования на указанные цели предусматриваются в объемах с увеличением их ниже прогнозируемого уровня инфляции.

По подразделу «Прикладные  научные исследования в области  социальной политики» ассигнования федерального бюджета предусмотрены  в 2008 году - 142,9 млн. рублей, в 2009 году - 143,7 млн. рублей, в 2010 году - 142,3 млн. рублей.

В состав раздела включены ассигнования на обеспечение деятельности государственных федеральных учреждений, осуществляющих научные исследования и разработки в данной сфере, а также ассигнования на выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ по государственным контрактам.

По подразделу «Другие  вопросы в области социальной политики» ассигнования федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (без учёта ассигнований на реализацию мер социальной поддержки граждан по проезду на транспорте пригородного сообщения, объем которых будет определен по факту написания гражданами заявлений о выборе «социального пакета» или денежной компенсации) существенно ниже прогнозируемого уровня инфляции.

Таблица 2.5.5

Расходы по подразделу «Другие  вопросы в области социальной политики» на 2008 -2010 года

Расходы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий объем ассигнований, млрд. руб.

1,46

1,5

1,48

Рост к уровню предыдущего года,%

101,6

102,7

98,2


В составе расходов по данному разделу предусмотрены  ассигнования на:

  • финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» в 2008 году - 237,8 млн. рублей, в 2009 году - 299,1 млн. рублей, в 2010 году - 270,9 млн. рублей;
  • текущие расходы по подпрограмме «Дети и семья» ФЦП «Дети России» в 2008 году - 43,0 млн. рублей, в 2009 году - 41,4 млн. рублей, в 2010 году - 43,0 млн. рублей;
  • финансирование мероприятий по государственной программе «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы» в 2008 году - 22,8 млн. рублей;
  • приобретение новогодних подарков для детей, принимающих участие в новогоднем празднике в Кремлевском дворце - по 42,0 млн. рублей ежегодно;
  • субсидии Комитету ветеранов подразделений особого риска - по 464,4 тыс. рублей ежегодно.

По данному подразделу средства федерального бюджета по статье расходов «Реализация государственных  функций в области социальной политики» запланированы на 2008-2010 годы в объеме 1121,0 млн. рублей ежегодно.

В их состав включены ассигнования на:

  • ведомственные расходы Росздрава - в объеме 88,0 млн. рублей ежегодно;
  • оказание финансовой помощи общероссийским общественным организациям инвалидов - в объеме 800,0 млн. рублей ежегодно.
  • субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям - в объеме 232,6 млн. рублей ежегодно, что составляет 68,3% от уровня текущего года (в 2007 году - 340,6 млн. рублей).

В 2007 году за счет средств федерального бюджета субсидии предоставлялись девяти общественным организациям и их некоммерческим учреждениям, которые осуществляют значительную работу в решении государственных социальных задач.

Столь существенное сокращение объемов финансирования на предоставление субсидий указанным организациям и их некоммерческим учреждениям нельзя признать допустимым. Поэтому остается актуальным оказание действенной государственной поддержки общероссийским общественным организациям в реализации их гражданско-патриотических и социальных программ.

Дополнительно на предоставление субсидий общероссийским общественным организациям и их некоммерческим учреждениям, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, требуется в 2008 году - 132 млн. рублей, в 2009 году - 156 млн. рублей, в 2010 году - 180 млн. рублей.

 

 

Заключение

 

В соответствии с Конституцией РФ Россия является социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный  размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый гражданин России имеет право на защиту от безработицы. Приведенные конституционные обязательства государства требуют соответствующих расходов на финансирование отраслей социально-культурной сферы.

Традиционно социальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множество  проблем, особенно в переходный период. Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями.

Анализ расходов федерального бюджета на социальную сферу показал, что они занимают третье место после общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов, следовательно, федеральный бюджет не имеет социальной направленности и указывает на необходимость более тщательной оценки возможных путей достижения поставленных целей, разработки сбалансированной и детальной программы финансового обеспечения мероприятий в сфере социальной политики.

Анализ масштабов финансового  обеспечения государственных социальных расходов в России показал рост удельного  веса расходов на социальную политику консолидированного бюджета Российской Федерации.

Приоритетными целями и  задачами трехлетнего бюджета страны (2008-2010 годы) являются развитие человеческого  потенциала и создание эффективной  социальной инфраструктуры. Для повышения уровня и качества жизни населения важна полная реализация всех национальных проектов.

Совокупные затраты  на социальные отрасли и социальную политику в России оцениваются в 2008 году величиной около 940 млрд. руб., что составляет 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. Эта величина в 2010 году возрастет на 44% по сравнению с 2008 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту 18% с учетом инфляции.

 

Список использованной литературы

 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
  2. Иванов П.А.Управление национальными проектами в отраслях социальной сферы» // Государственное управление в ХХ1 веке: традиция и инновация: Материалы 5-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова - М., 2007 - с. 155-159.
  3. Кухтинова Л.Г. Тенденции развития сферы социальных услуг / Л.Г. Кух-тинова, Л.А. Сосунова // Креативная экономика. - 2007. - №8. - С. 41-45
  4. Миляков Н.В. Финансы. Учебник. - М.:ИНФРА-М. 2004.- 315 с.
  5. Мокрецова О.И. Оценка структуры и динамики финансового обеспечения социальных расходов бюджета Иркутской области // Проблемы и перспективы развития бизнеса на предприятии и в регионе - Сборник научных трудов, под редакцией Давыдова Г.В., Игнатьева Т.В. вып. 1, ч. 1. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007 - 204 с.
  6. Мокрецова О.И. Теоретические основы финансирования социальных расходов // Известия Иркутской государственной экономической академии. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2007. - 107 с.
  7. Общая теория финансов: Учеб. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 627 с.
  8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - М.: ФГУП Издательство «Известия» Управления делами Президента Российской Федерации, 2005. - 77 с.
  9. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 29) - М.: ИЭПП, 2008. - 757 с.
  10. Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. - М.: МГУ, ТЕИС, 2005. - 254 с.
  11. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов //Аналитический вестник СФ. - М., 2007. - 80 с.
  12. Финансы / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти;2-е изд., перераб.. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 464 с.
  13. Халоева Е.Н. Национальные приоритетные проекты - важный инструмент государственной социальной политики в современных условиях // Проблемы социально-экономического развития на современном этапе. - 2008. - №11. - С. 56-59.
  14. Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2008-2010 годы и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года. - М.: Институт экономики РАН. Центр финансово-банковских исследований, 2007. - с. 99-102.

Информация о работе Финансирование сфер социальной деятельности в России