Финансирование сфер социальной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 07:35, контрольная работа

Краткое описание

Государственные социальные расходы были и остаются одним из важнейших показателей уровня жизни населения и степени его финансового обеспечения. В настоящее время разрушен целостный механизм системы финансового обеспечения государственных социальных расходов, действовавший в прошлом, а существующий - разработан недостаточно и требует дальнейшего совершенствования.
Целью данной курсовой работы является исследование вопросов финансирования социальных программ в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты финансового обеспечения государственных социальных расходов ………………………………………………………..…...5
1.1. Роль государства в социальной сфере………………………………………5
1.2. Понятие и назначение социальных расходов государства………………...8
1.3. Источники и цели финансирования сфер социальной деятельности……11
II. Финансирование сфер социальной деятельности в России ……………….16
2.1. Сводные характеристики развития социальной сферы…………………..16
2.2. Финансирование в области образования………….……………………….19
2.3. Финансирование в области здравоохранения и спорта…………………..20
2.4. Финансирование в области культуры, кинематографии и средств массовой информации…………………………………………………………...21
2.5. Финансирование социальной политики…...………………………………24
Заключение…………………………………...…………………………………..32
Список использованной литературы…………….……………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

gotovoe.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Исходными элементами в системе  бюджетного финансирования сферы социальных услуг являются гарантии государства, причем их объем обусловливается не только социальными, но и экономическими задачами страны. В экономическом аспекте важно учитывать два направления. Во-первых, это обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, во-вторых, создание государством и муниципалитетами условий для формирования максимально возможного при существующих ограниченных ресурсах уровня «человеческого капитала».

Именно в сфере социальных услуг (здравоохранение, образование, культура) закладываются основы экономического и социального прогресса. Вместе с тем требованиями современной экономики являются уменьшение государственных расходов, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов в целях экономического роста. Поэтому важно найти оптимальное сочетание этих взаимосвязанных факторов.

1.3. Источники и цели финансирования сфер социальной деятельности

 

Источники финансирования сфер социальной деятельности разделяются на две группы: государственные и муниципальные источники и частные источники финансирования сферы социальных услуг.

К государственным и муниципальным источникам финансирования сферы социальных услуг относятся:

  1. бюджетные источники финансирования:
  • бюджет РФ (налоговые доходы);
  • бюджет субъекта РФ (налоговые доходы, межбюджетные трансферты);
  • местный (муниципальный) бюджет (налоговые доходы, межбюджетные трансферты);
  1. внебюджетные источники финансирования:
  • финансовые ресурсы государственных и муниципальных социальных внебюджетных фондов;
  • собственные средства государственных и муниципальных организаций сферы социальных услуг.

Частными источниками финансирования сферы социальных услуг являются:

  • негосударственные социальные внебюджетные фонды;
  • сбережения домохозяйств и прибыль частных организаций для оплаты социальных услуг;
  • собственные средства частных организаций сферы социальных услуг (доходы от предпринимательской деятельности, проценты, кредиты и др.);
  • благотворительные средства;
  • средства общественных организаций.

Бюджетное финансирование сферы социальных услуг (финансирование текущей деятельности, долгосрочные инвестиции и финансирование государственных программ) в РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных средств. Эффективность бюджетного финансирования обеспечивается взаимодействием бюджетов разных уровней.

Выявлены задачи повышения эффективности использования выделенных средств на основе совершенствования механизма финансирования государственных и муниципальных услуг, что подразумевает:

  • широкое применение стратегического и программно-целевого подходов в финансовом планировании, прогнозирование потребности общества в социальных услугах;
  • распределение финансовых средств не по фактическим расходам на содержание государственных и муниципальных учреждений, а в зависимости от предоставленных ими социальных услуг;
  • использование нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, натуральных нормативов количества и качества социальных услуг, обеспечивающих согласование выделенных финансовых ресурсов и ожидаемых результатов (по объему и качеству услуг, их эффективности);
  • обеспечение доступности социально значимых услуг для населения;
  • использование элементов системы индикативного планирования в рамках среднесрочного бюджетирования, ориентированного на непосредственные и конечные результаты и позволяющего устанавливать параметры финансового обеспечения на длительную перспективу;
  • финансирование социально значимых услуг через государственный социальный заказ, размещаемый на конкурсной основе;
  • создание действенной системы мониторинга сферы социальных услуг.

Программно-целевой подход к финансовому управлению сферой социальных услуг реализуется также в рамках социального бюджета, основанного на нормативах и стандартах, государственных и муниципальных заказах, предусматривающего получение конкретных социальных результатов. Именно использование социального бюджета позволяет, на наш взгляд, реализовать принципы, положенные в основу бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечить распределение бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами государственного регулирования сферы социальных услуг.

В целях выяснения  роли и значения расходов бюджета  в социально-экономической жизни, а также рационализации бюджетного процесса в стране финансовой теорией  и практикой выработан целый  ряд признаков - классификации социальных расходов государства.

Исходя из классификации  расходов бюджетов бюджетной системы, одними из основных расходов, традиционно  считаются расходы на социальную политику.

Расходы в социальной сфере подразделяются на расходы  по социальной защите и расходы по социальному обеспечению. Эти расходы подразделяются на следующие основные группы:

  • народное образование и профессиональная подготовка кадров;
  • культура, искусство и средства массовой информации;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и спорт;
  • социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный фонд РФ).

В целях выявления  особенностей государственных социальных расходов существует классификации  государственных социальных расходов не по формам финансирования (ассигнования на содержание учреждений, плата за товары, работы и услуги, трансферты населению, целевое финансирование (гранты), страховые выплаты, субсидии и субвенции), а по видам бюджетных ассигнований.

Так, например, к бюджетным  ассигнованиям на социальное обеспечение  населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Социальное обеспечение  населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Такое деление государственных  социальных расходов позволяет учесть их специфику при разработке методических подходов к совершенствованию механизма  финансирования, определении критериальных показателей оценки результативности государственных социальных расходов и методов осуществления финансового контроля.

 

II. Финансирование сфер социальной деятельности в России

2.1. Сводные характеристики развития социальной сферы

Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в проекте бюджета на 2008-2010 годы. Совокупные затраты на социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. В 2010 году эта величина возрастет на 44,3% по сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году - 14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%.

Объем и структура  финансирования социальной сферы за счет федерального бюджета представлены в таблице 6. По оценкам экспертов, к концептуальным недостаткам проекта  федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов можно отнести применение счётно-бухгалтерских методов, использующих прежние условия и крайне низкие уровни расходов на социальную сферу. В большинстве случаев рост намеченных расходов фактически только покрывает официальный прогноз инфляции. Во многом это связано с тем, что до сего времени не приняты законодательные акты Российской Федерации, направленные на расширение самостоятельности организаций социальной сферы и переход от сметного к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных, публичных и муниципальных услуг. В представленном проекте федерального бюджета переход к среднесрочному программно-целевому планированию с позиции заявленных целей - по обеспечению достойной жизни граждан страны и устойчивого экономического роста - удалось решить лишь в минимальной степени. Более того, по ряду статей социального блока федерального бюджета расходы в относительных показателях или сохраняются на прежних уровнях или даже уменьшаются.

Таблица 2.1

Расходы федерального бюджета на социальные цели по плану на

2008-2010 гг.

Социальные цели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

млрд. руб.

% к пре-дыд. году

% к ВВП

% к рас-ходам ФБ

млрд. руб.

% к пре-дыд. году

% к ВВП

% к рас-ходам ФБ

млрд. руб.

% к пре-дыд. году

% к ВВП

% к рас-ходам ФБ

ЖКХ

56,5

100,0

0,2

0.9

79,2

131,2

0,2

1,1

71,0

84,3

0,2

0,9

Образование

309

103,3

0,9

4,7

315,5

95.6

0,8

4,2

341,1

101,7

0,8

4,2

Здравоохранение и спорт

218,3

98,3

0,6

3,3

234,2

100,5

0,6

3,1

274,6

110,3

0,6

3,4

Культура

82,7

113,4

0.2

1 3

70,2

795

0.2

0,9

67,5

90,5

0,2

0.8

Социальная политика

273,0

117,7

0,8

4,2

362,4

124,3

0,9

4,9

427,5

111,0

0,9

5,3

Итого

9395

106,4

2,7

14,4

1061,5

105,8

2,7

14,2

1184,7

105.0

2,7

14,6

Трансферты внебюджетным фондам

1353

 

3,9

20,6

1516

 

3,8

20.3

1840,8

 

4,1

22.8

Межбюджетные трансферты

919,2

 

2,6

 

905,1

 

2,3

 

874,8

 

2,0

 

Например, доля расходов социальных статей в общих расходах федерального бюджета в 2010 году снижается  до 14,6% (вместо 15% в 2007 году), в то время  как доля затрат на общегосударственные расходы устойчиво растет (с 42,0% в 2007 году до 42,4% к 2010 году). 

Сопоставление показателей, характеризующих объем и структуру  государственных финансовых ресурсов на социальные расходы в России и  ведущих зарубежных странах, свидетельствует  о том, что Россия относится к числу стран, в которых на государственные социальные расходы перераспределяется сравнительно невысокая доля ВВП. Сравнение структуры государственных расходов со странами Центральной и Восточной Европы по показателю «расходы на социальную защиту» также не в пользу России, где она имеет самый низкий удельный вес социальных расходов в составе расходов расширенного правительства. Подводя итог вышесказанному, отмечается, что государственные социальные расходы в России не соответствуют общепризнанным мировым приоритетам социально-экономического развития. Такое положение во многом объясняется существовавшими традициями и организацией бюджетного процесса, при которых отсутствовали четкие критерии и процедуры отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики, а бюджетные средства предоставлялись на основе индексации ассигнований прошлых лет, без четкой привязки к целям и ожидаемым результатам расходования бюджетных средств. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей расходов по статьям бюджетной классификации.

При всей необходимости  модернизации сфер, следует иметь  в виду, что реального положительного эффекта можно добиться только при увеличении государственного финансирования на социальные расходы до среднего уровня развитых стран (в % к ВВП).

 

 

 

2.2. Финансирование в области образования

В 2008-2010 годах финансирование образования будет происходить под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование».

Распределяемые средства позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Информация о работе Финансирование сфер социальной деятельности в России