Федеральный бюджет, его роль в экономическом и социальном развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в экономике и пути сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
- дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
- рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
- рассмотреть принципы исполнения бюджета ;
- дать общую характеристику Федерального бюджета;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА1. Социально – экономическое значение и природа Федерального бюджета
1.1 Сущность, функции и роль Федерального бюджета…………………… 5
1.2 Состав доходов Федерального бюджета……………………………….. 12
1.3 Классификация расходов Федерального бюджета……………………. 16
1.4 Принципы исполнения Федерального бюджета………………………. 21
ГЛАВА 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 годы
2.1 Общая характеристика Федерального бюджета………………………. 23
2.2 Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета………. 25
2.3 Анализ состава и структуры расходов Федерального бюджета……… 43
ГЛАВА 3. Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета
3.1 Проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………….. 50
Список литературы………………………………………………………….. 52

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСЯК.docx

— 82.48 Кб (Скачать файл)

В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

1)обеспечение деятельности Президента  РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, Центральной избирательной  комиссии РФ, федеральных органов  исполнительной власти и их  территориальных органов, другие  расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

2) функционирование федеральной  судебной системы;

3) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с  международными финансовыми организациями, международного культурного, научного  и информационного сотрудничества  федеральных органов исполнительной  власти, взносы Российской Федерации  в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4) национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонной промышленности;

5) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7) государственная поддержка атомной  энергетики;

8)ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  федерального масштаба;

9) исследование и использование  космического пространства;

10)содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

11)формирование федеральной собственности;

12) обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

13) компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

15)проведение выборов и референдумов  Российской Федерации;

16)федеральная инвестиционная программа;

17)обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной  власти, приведших к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов бюджетов других  уровней;

18)обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни власти;

19)финансовая поддержка субъектов  Российской Федерации;

20) официальный статистический  учет;

21)прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

1.  государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2.  обеспечение правоохранительной деятельности;

3.  обеспечение противопожарной безопасности;

4.  научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

5.  обеспечение социальной защиты населения;

6.  обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

7.  обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

8.  развитие рыночной инфраструктуры;

9.  обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

10.  обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;

11.  обеспечение деятельности средств массовой информации;

12.  финансовая помощь другим бюджетам;

13.  прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

1.4 ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА  

 

Чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому сначала бюджет государства на финансовый год утверждается Государственной думой РФ и принимается в виде закона.

Федеральный бюджет имеет две основные составляющие:

1. доходная часть – формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами РФ, в соответствии с налоговым законодательством;

2. расходная часть – формируется, исходя из планируемых объемов поступления доходов, и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.

Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов местного самоуправления). Согласно статье 245 Бюджетного кодекса РФ (БК), "Исполнение доходов федерального бюджета", исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

-перечисление и зачисление доходов  федерального бюджета на единый  счет федерального бюджета;

-распределение в соответствии  с утвержденным федеральным бюджетом  федеральных регулирующих налогов;

-возврат излишне уплаченных  сумм доходов;

-учет доходов федерального бюджета  и отчетность о доходах федерального  бюджета в соответствии с бюджетной  классификацией РФ.

Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

При исполнении бюджета важное место принадлежит также правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов, который представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. (Статья 216 БК: Принцип единства кассы).

Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета выступает созданное в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство .

Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов; оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России. 

 

 

Глава 2. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2010-2012 ГГ.

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА 

 

Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

Бюджет 2012 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2012 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 713,82 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2011 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2012 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей.

Основными источниками покрытия дефицита бюджета будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Федеральный бюджет на 2012 год и последующие годы консервирует сырьевую модель экономики России. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют в 2012 году – 46%году – 44%, в 2012 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на нефть и газ. [ 10 ]

Доходы Федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2010 годом на 3 трлн. Руб. В 2012 году остаются на уровне 2011 года, а в 2013 году не выйдут на уровень 2010 года. Рост доходов в ближайшие 3 года в номинальном выражении предусматривается в среднем на уровне 6,3 %, инфляция планируется на уровне 6-8 %.

Предусматриваются внешние заимствования в 2012 году – 16,2 млрд. дол., в 2013 г . – 17,5 млрд. дол., в 2014 г . – 18,6 млрд. дол. При наличии собственных ЗВР в размере 390 млрд. долларов, необходимости занимать чужие деньги нет никакой.

Предусматривается снижение объема расходов Федерального бюджета с 25,5 % ВВП в 2011 году до 22,9 % в 2012 г ., 19,5 % и 18% в последующие годы. С учетом инфляции, понижение жизненного уровня неизбежно. [10]

Структура расходов федерального бюджета утверждена только на 2012 год. Приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являются выполнение социальных обязательств, а также создание условий для посткризисного восстановления и развития экономики.

Бюджет РФ в 2012г сбалансирован на уровне цены на нефть $95 за баррель.

Федеральный бюджет в 2012 году с учетом расходования Резервного фонда сбалансирован на уровне цены на нефть $95 за баррель, сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.

"В настоящее время наша сбалансированность бюджета 2012 года на уровне $95 за баррель с учетом того, что, кроме того, что мы планировали в части доходов от экономики, мы также тратим Резервный фонд. Суммарно это обеспечивает сбалансированность нашего бюджета на уровне $95 за баррель ", - сказал он.[12]

А.Кудрин напомнил, что в момент, когда формировалась система "ухода от зависимости от нефти", было определено, что среднегодовая долгосрочная цена на нефть не должна превышать $50 за баррель. Эта величина и легла в условия формирования нефтегазового трансферта - все, что свыше этой цены, направлялось на формирование нефтегазового трансферта.[12]

А.Кудрин также напомнил, что в то время было запланировано, что нефтегазовый трансферт будет сокращен до 3,7% ВВП в 2011 году и больше не будет наращиваться.

Однако уже в 2011 году получилось так, что Минфин "существенно завысил свои ожидания по цене на нефть". Так, планировались расходы при цене на нефть $95 за баррель, в то время как по факту она была на уровне $61 за баррель. В связи с этим пришлось использовать Резервный фонд. Таким образом, отметил А.Кудрин, нефтегазовый трансферт составил более 11% ВВП, половина расходов была осуществлена за счет нефтегазовых доходов.

Министр подчеркнул, что дискуссия о том, на каком уровне отсекать цену на нефть для финансирования дефицита бюджета, продолжается. Так, по его словам, на 2013 год "самый мягкий ограничитель, который мы можем себе позволить - $70 за баррель". Это, по словам А.Кудрина, означает, что "если мы при цене нефти $70 за баррель будем иметь дефицит на уровне 4% ВВП, как планируем, то если цена будет $50 за баррель, то дефицит будет 8%, а это уже рискованная величина"[12]. 

 

2.2 АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ  ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 

 

Проведем сравнительный анализ доходной части Федерального бюджета 2011 – 2012 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона " о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов" и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес доходов, абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения доходов.

 

Таблица 2.1 Доходы Федерального бюджета на 2008 – 2010г.г.(, млрд.руб)

Наименование

2010

2011

2012

Налоги на прибыль, доходы

761,13

165,65

214,71

Налоги и взносы на социальные нужды

506,77

496,09

19,03

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1123,62

1157,90

1348,15

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1169,07

882,79

965,03

Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1637,52

974,83

1104,46

Государственная пошлина

33,68

31,21

56,96

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,87

0,87

0,00

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3584,95

2519,92

2750,30

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

150,54

103,17

263,87

Платежи при пользовании природными ресурсами

111,77

59,66

62,13

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

114,03

106,86

123,26

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

22,12

14,80

16,06

Административные платежи и сборы

4,54

5,33

5,26

штрафы, санкции, возмещение ущерба

8,18

5,30

5,32

Прочие неналоговые доходы

39,56

22,98

12,02

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет

6,24

164,31

0,72

Безвозмездные поступления

1,34

0,00

0,00

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

0,02

2,14

2,73

Всего доходов

9275,93

6713,82

6950,01

Информация о работе Федеральный бюджет, его роль в экономическом и социальном развитии страны