Налоговая политика и налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами.
Поскольку налог - это ничто иное, как безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить “ущерб”, причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы налогового планирования и налоговой политики на предприятии 7
1.1 Понятие и содержание налоговой политики и налогового планирования на предприятии 7
1.2 Классификация, принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии 11
1.3 Основные направления налоговой политики на предприятии 18
2. Основы организации налогового планирования на предприятии 20
2.1. Сущность и принципы налогового планирования 20
2.2. Этапы и методы налоговой оптимизации 25
2.3 Стратегическое и тактическое налоговое планирование 33
3. Пути совершенствования управления налогами на предприятии 36
Заключение 41
Список используемых источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 104.54 Кб (Скачать файл)

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности.

 

 Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с получением налоговой выгоды, преимущественно с контрагентами, не исполняющими свои налоговые обязанности (Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84). При этом в нем указано, что  обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы. Указанные доказательства должны базироваться на основании фактов, установленных в ходе мероприятий налогового контроля, а также собранных доказательств по данным фактам.

 

 Таким образом, каждое обстоятельство получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами.

Необоснованная налоговая выгода возникает и в случае ее получения вне реальной предпринимательской деятельности (п. п. 3 и 4 Постановления N 53).

 

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом или если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц была направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Изменение налоговой нагрузки происходит под воздействием методов налогового планирования. Их теоретическую связь и влияние рассмотрим в виде конкретных мер налоговой оптимизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь методов налоговой оптимизации и уровней налогового риска

Метод оптимизации налогообложения

Влияние на налоговую нагрузку

Налоговый риск

Использование нелинейного метода амортизации (ст. 259 НК РФ)

Перераспределение во времени: снижение в текущем периоде, повышение в будущем периоде

Низкий. Возможно необоснованное применение повышающих коэффициентов

Признание процентов по кредитам с использованием обязательств с сопоставимыми условиями (п. 1 ст. 269 НК РФ)

Снижение за счет уменьшения налога на прибыль

Средний. Существуют проблемы в четком определении сопоставимых обязательств

Создание резервов: на ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ), на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 255, 324.1 НК РФ)

 

Средний. Возможно необоснованное превышение резервов

Метод замены отношений: реализация имущества путем его предварительного взноса в уставный капитал и дальнейшей продажи этой доли (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ)

Снижение налоговой нагрузки за счет снижения НДС

Средний или высокий. В зависимости от суммы сделки может возникнуть подозрение в экономической нецелесообразности сделки, и быть доначислен НДС

Метод холдинга: выделение структурных подразделений в отдельные юридические лица (один из вариантов)

Снижение налоговой нагрузки связано с тем, что если вновь созданные предприятия будут находиться на специальных налоговых режимах, то удастся снизить величину отчислений с заработной платы во внебюджетные фонды, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на имущество

Низкий. Возможны проблемы, традиционно возникающие в отношениях с дочерними и зависимыми обществами


 

 

Расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — прогнозирование налогового бремени на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

Налоговые органы считают налоговую нагрузку очень просто и усреднено путем деления всех налоговых отчислений на выручку налогоплательщика. Но есть и другие методы. Например, можно уточнить методику ФНС России и получить более совершенную формулу:

Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года × 100 % / Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Стратегическое и тактическое налоговое планирование

Налоговое планирование в стратегическом плане является наивысшим этапом налогового планирования на предприятии. Если рассматривать этот вопрос с практической точки зрения, то налоговое планирование представляет собой оптимизацию предприятия. Конечным результатом данного процесса должен явиться налоговый план, целью которого является достижение стратегических целей предприятия, так как налоговое планирование призвано определить будущие перспективы предприятия в налоговом аспекте.

Таблица. Динамика налогового бремени на предприятии ФГУППЗ «Пригородный» за 2011-2013 года

 

Показатели

Годы

Отношение 2013к 2011,%

2011

2012

2013

Выручка от реализации тыс.руб.

34358

41335

26942

78,1

Уплачено налогов тыс.руб.

6202

7440

4849

78,1

Уровень налоговой загрузки, %

17,9

17,9

17,9

-


Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что выручка от реализации в 2011г. составляет 34358000р., в 2012г. 41335000р., а в 2013г. 26942000р. От 2011г. к 2013г. изменение -21,9%.

Уплаченные налоги так же изменяются на -21,9%. Уровень налоговой нагрузки за исследуемый период остается неизменным.

Налоговое планирование имеет основу для определения стратегических целей, которые влекут за собой принятие определенных управленческих решений. Любая налоговая стратегия имеет под собой основу в виде налоговой идеологии, которая представляет систему принципов управления налоговыми платежами.

Процесс стратегического налогового планирования базируется на нескольких основных этапах.

1. Определение периода налоговой  стратегии. Налоговое планирование  в какой-то степени легко при  достаточной информированности  развития экономики, перспектив  этого развития. Основой для определения  периода налогового планирования  служит отраслевая принадлежность, специфика предприятия.

2. Мероприятия по изучению внешних  налоговых факторов и налоговой  политики государства. Полный и  точный анализ ситуации налогового  законодательства дает возможность  прогнозировать изменения этой  среды в будущем. Налоговое планирование  – это неотъемлемая часть финансового  планирования в целом.

3. Определение стратегических целей  касательно налоговой политики  предприятия. Главная цель любой  деятельности – это максимизация  прибыли. Главная цель любого  планирования – это минимизация  рисков и получение максимального  финансового результата. Налоговое  планирование также преследует  цель повышения благосостояния  собственников компании, повышение  уровня рентабельности. Эффективная  система налогового планирования  должна обеспечивать необходимое  наличие ресурсов и наиболее  эффективное использование средств  и капитала компании.

4. Определение целей налогового  планирования в конкретном плане  по периодам. Здесь рассматривается  взаимосвязь и динамичность показателей  налогового планирования, их взаимодействие  и направленность.

5. Определение налоговой стратегии  в зависимости от принадлежности  к той или иной сфере. Этот  этап считается самым ответственным. Планирование в зависимости от  аспектов носит многоуровневый  характер.

6. Разработка мероприятий организационно-экономического  и экономически-правового плана, призванных к обеспечению налоговой  стратегии. На данном этапе предусматривается  выделение центров финансовой ответственности и анализ обычаев делового оборота и судебных прецедентов, прогноз налоговых обязательств, разработка финансовых схем и схем материальных потоков, формирование графика исполнения налоговых обязательств и т. д.

7. Анализ эффективности разработанной  налоговой стратегии. Это заключительный  этап стратегического налогового  планирования на предприятии. На  данном этапе происходит согласование  налоговой стратегии со стратегией  предприятия, с изменениями внешней  среды, анализируется сбалансированность  и реальность исполнения, уровень  рисков. Кроме того, рассматривается  результативность налоговой стратегии, которая просчитывается на основании  прогнозных показателей.

Согласно Налоговому кодексу РФ любое предприятие в обязательном порядке должно вести учет доходов и расходов. Вот почему налоговый контроль, а следовательно, и налоговое планирование имеют важнейшее значение для деятельности любой компании.

Внутренний контроль подразумевает следующие процедуры:

1) еженедельный анализ нормативных  документов для правильности  исчисления налогов;

2) формирование прогнозных данных  по налоговым начислениям и  платежам (налоговый календарь) для  оптимизации платежей налогов;

3) контрольные мероприятия по  ведению бухгалтерского учета, начислению  и уплате налогов.

Тактическим налоговым планированием должны заниматься те специалисты, которые заняты в процессе планирования деятельности предприятия, т. е. это работники, которые обладают достаточной информацией о деятельности компании, об установленной политике и цели. На крупных предприятиях целесообразно формировать специальные налоговые департаменты.

 

 

3. Пути совершенствования управления налогами на предприятии

Одна из главных целей организации– выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.

Оптимизация налогообложения – это система различных схем и методик, позволяющая организации выбрать оптимальное решение для конкретной ситуации в хозяйственной деятельности.

Правильная оптимизация налогообложения (то есть осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога. [7; стр.152]

Существуют три пути сокращения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование и избежание налогов.

- Уклонение от уплаты  налогов  — нелегальный путь  уменьшения своих налоговых обязательств  по налоговым платежам, основанное  на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических  лиц, ст. 199 для руководства и ответственных  юридических лиц) использовании  методов сокрытия доходов и  имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а  также намеренного (умышленного) искажения  бухгалтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности "уклониться от налогов" не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, — ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.  По этому пути идти не только нецелесообразно, но и опасно.

- Под налоговым планированием  понимается целенаправленная деятельность  налогоплательщика, ориентированная  на максимальное использование  всех нюансов существующего налогового  законодательства с целью уменьшения  налоговых платежей в бюджет.

Информация о работе Налоговая политика и налоговое планирование