Налоговая политика и налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами.
Поскольку налог - это ничто иное, как безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить “ущерб”, причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы налогового планирования и налоговой политики на предприятии 7
1.1 Понятие и содержание налоговой политики и налогового планирования на предприятии 7
1.2 Классификация, принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии 11
1.3 Основные направления налоговой политики на предприятии 18
2. Основы организации налогового планирования на предприятии 20
2.1. Сущность и принципы налогового планирования 20
2.2. Этапы и методы налоговой оптимизации 25
2.3 Стратегическое и тактическое налоговое планирование 33
3. Пути совершенствования управления налогами на предприятии 36
Заключение 41
Список используемых источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 104.54 Кб (Скачать файл)

В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:

  • текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы
  • контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;
  • текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
  • стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:

  • использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,
  • использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,
  • использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.

Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.

В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов.

В крупных организационных предпринимательских структурах следует формировать специальные отделы налогового планирования.

В состав этих подразделений (групп или отделов) целесообразно вводить:

  • финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;
  • бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;
  • юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.

Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:

  • руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации
  • юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами
  • бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить.
  • специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Виды налогового планирования

Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:

1) законность, то есть  соответствие действующему законодательству;

2) знание и подробное  изучение позиции налоговых органов, а также судебной практики  по тем аспектам налоговых  правоотношений, которых касается  оптимизация;

3) перспективность. Налогоплательщик  должен предвидеть последствия  некорректного применения различных  методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой  крупные финансовые потери;

4) этапность планирования;

5) предварительный расчет  финансовых последствий планирования (расчет вариантов сумм налогов, в том числе с оборота, по  результатам общей деятельности  по отношению к конкретной  сделке или проекту в зависимости  от различных правовых форм  ее реализации);

6) индивидуальность налогового  планирования. Налоговая схема работы  каждой организации и финансовая  схема каждой сделки во многом  уникальны, и практические советы  могут даваться в каждом конкретном  случае после предварительной  правовой экспертизы специалистов;

7) коллегиальность в принятии  решений о методах и формах  налоговой оптимизации.

Специалисты отмечают, что процесс налоговой оптимизации - это:

- совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);

- постоянный поиск новых  оригинальных решений и схем  работы организации;

- постоянное изучение  специальной литературы, изучение  и анализ опыта других организаций  этого профиля и смежных сфер  бизнеса.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

1. Календарь налогоплательщика  по каждому налогу;

2. Перечень мероприятий  по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации  оптимизационных мероприятий, ответственные  исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных  мероприятий;

3. График налоговых выплат  с учетом применения мероприятий  по оптимизации налогового портфеля  и налоговых льгот по конкретным  налогам;

4. График повышения квалификации  специалистов налоговой сферы;

5. Иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Основные направления налоговой политики на предприятии

В налоговой политике организации  выделяют следующие основные  направления: выбор схемы налогового  учета, выбор способов оптимизации  налогов, налоговое планирование. 
Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Осуществляется налоговый учет в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых организацией в течение отчетного 
периода, а также обеспечения информацией  внутренних и внешних пользователей  для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. Налоговый учет строится по правилам, принципиально отличным от правил бухгалтерского учета.

Различают три варианта организации  налогового учета.

  • Первый вариант основан  на создании автономной системы налогового учета.
  • Второй вариант предусматривает  выделение налогового учета из бухгалтерского учета.
  • Третий вариант налогового учета  базируется на единой информационной системе бухгалтерского учета.

Разработку налоговой политики с выделением самостоятельного раздела налогового учета целесообразно возложить  на финансовую службу организации. Только она способна определить наиболее приемлемые (с точки зрения оптимизации финансовых потоков) способы ведения как  бухгалтерского, так и налогового учета. Приоритет финансовой службы в выработке и реализации налоговой  политики объясняется тем, что бухгалтерия  обычно использует те методы налогообложения, которые ей привычны и менее трудоемки. Бухгалтерия, как правило, при расчете  налогов не учитывает интегральную, экономическую выгоду организации. Она не способна предвидеть всесторонний финансовый результат ее деятельности. 
Под учетной политикой понимается выбор организацией совокупности способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, обеспечивающей оптимизацию финансовых потоков и прибыли предприятия. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основы организации налогового планирования на предприятии

      2.1. Сущность и принципы налогового планирования

Планирование налогов – это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Налоговое планирование – это неотъемлемая часть управления предприятия его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

Отсутствие налогового планирования ставит предприятие в такое положение, когда они:

- недостаточно полно понимают  возможности развития бизнеса  в более благоприятных условиях;

- оказываются в более  слабой позиции по сравнению  с другими участниками рыночной  деятельности;

- не обеспечивают должной  системности в своем развитии;

- могут допускать существенные  ошибки в стратегическом развитии  и реализации своей миссии.

В настоящее время возрастает значение налогового планирования как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов, что обусловлено прежде всего следующими обстоятельствами:

- экономическая нестабильность  и часто вносимые поправки  в налоговое законодательство  делают более конкурентоспособными  те организации, которые оперативно  реагируют на вносимые изменения, а сделать это могут, как правило, только хозяйствующие субъекты, занимающиеся многовариантными расчетами налоговой оптимизации;

- налоговая экономика  является резервом для увеличения  чистой прибыли фирмы и позволяет  осуществлять модернизацию, техническое  перевооружение, закупку нового  оборудования и т.п., т.е. служит  источником финансирования инвестиционных  долгосрочных программ и создает  основу для финансовой значимости  предприятия;

- максимизация чистой  прибыли создает условия для  роста дивидендных выплат и  соответственно стоимости акции  и роста капитализации (цены) фирмы.

Процесс налогового планирования - это:

- формулирование целей  и задач нового образования, сферы  производства и обращения.

Информация о работе Налоговая политика и налоговое планирование