Методы управления дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 12:05, реферат

Краткое описание

Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должны способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов и эффективному управлению дебиторской задолженности предприятия, являются:
Правильная организация учета дебиторской задолженности в связи с переходом на новый план счетов и новую систему бухгалтерского учета, а также в связи с прекращением почти всех межхозяйственных отношений после развала административно-командной системы хозяйствования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДЛЖЕННОСТИ ………………………………………………………………4
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности…………………………..4
1.2 Дебиторская задолженность как управляемая категория……………...6
ГЛАВА 2. УПРАЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ………….8
2.1 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………….8
2.2 Политика управления дебиторской задолженностью………………….11
2.3 Разработка кредитной политики………………………………………...13
2.4 Контроль дебиторской задолженности…………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Управление дебиторской задолженностью.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

При анализе состояния  расчетов по данным аналитического учета  следует выявить объем скрытой  дебиторской задолженности, возникающей  вследствие предварительной оплаты материалов поставщикам без их отгрузки предприятию.

Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной  оплате. Существуют следующие формы  досрочного погашения дебиторской  задолженности:

  • продажа долгов банку (факторинг);
  • получение ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт);
  • учет векселей (дисконт).

При снижении объема дебиторской  задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются  ли оправдательные документы.

В заключение анализа состояния  оборотных активов следует оценить  изменение доли трудно реализуемых  оборотных активов в общей  величине оборотных активов и  соотношение трудно реализуемых  и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых  оборотных активов ослабляет  финансовую устойчивость предприятия  и приводит к снижению его платежеспособности.

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие  продавцу (поставщику) как кредитору  по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных  работ или оказанных услуг. В  целом она разделяется на текущую  дебиторскую задолженность, которая  должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

 

2.2 Политика управления  дебиторской задолженностью

 

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

Задачами управления дебиторской  задолженностью являются:

  • ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
  • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
  • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
  • ускорение востребования долга;
  • уменьшение бюджетных долгов;
  • оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию  системы управления дебиторской  задолженностью:

  • исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
  • периодический пересмотр предельной суммы кредита;
  • использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
  • формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
  • выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
  • определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
  • формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
  • формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
  • использование современных форм рефинансирования задолженности;
  • диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

 

ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360, где

 

ИДЗ - необходимая сумма  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность;

ОРК - планируемый объем  реализации продукции в кредит;

КСЦ - коэффициент соотношения  себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности  предприятия не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

 

2.3 Разработка кредитной  политики

 

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные  сроки выполнять все связанные  с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

. Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей.  По товарному (коммерческому)  кредиту такая оценка осуществляется  обычно по следующим критериям:

объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

репутация покупателя в деловом  мире;

платежеспособность покупателя;

результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

состояние конъюнктуры товарного  рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение  кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о  его банкротстве.

. Формирование и экспертиза  информационной базы проведения  кредитоспособности покупателей  имеет целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки. Информационная  база, используемая для этих целей,  состоит из сведений, предоставляемых  непосредственно покупателем (их  перечень дифференцируется в  разрезе форм кредита); данных, формируемых  из внутренних источников (если  сделки с покупателем носят  постоянный характер); информации, формируемой  из внешних источников (коммерческого  банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам). Экспертиза полученной информации  осуществляется путем логической  ее проверки; в процессе ведения  коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения  клиента (по потребительскому  кредиту) с целью проверки состояния  его имущества и в других  формах в соответствии с объемом  кредитования.

. Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности  основывается на результатах  ее оценки и предусматривает  обычно выделение следующих их  категорий:

покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, то есть на уровне установленного кредитного лимита (группа "первоклассных  заемщиков");

покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого  риска невозврата долга;

покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

. Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей,  наряду с размером кредитного  лимита, может осуществляться по  таким параметрам как срок  предоставления кредита; необходимость  страхования кредита за счет  покупателей; формы штрафных санкций.

Формирование процедуры  инкассации задолженности предусматривает  сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям  о дате платежей; возможности и  условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

2.4 Контроль дебиторской  задолженности 

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери.

Выставление счетов

При циклическом составлении  счетов они выставляются покупателям  в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на "А" могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на "Б", счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям  должны быть отправлены в течение  двадцати четырех часов со времени  и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры  покупателям, когда их заказ еще  обрабатывается на складе. Можно также  выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение  определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Когда бизнес развивается  пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока  платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных  произвести платежи раньше, чем в  конце сезона.

Защита страхованием

Можно прибегнуть к страхованию  кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность  компании противостоять этим потерям  и стоимость страхования.

Факторинг

Возможно, перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Анализ дебиторской задолженности

Анализ дебиторской задолженности  лучше всего начать с составления реестра старения счетов дебиторов. Исходной информацией для его составления являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами.

Следующим этапом анализа  дебиторской задолженности является определение структуры и динамики изменения каждой статьи дебиторской задолженности предприятия.

В анализе прочих дебиторов  находит отражение своевременность  платежей рабочих и служащих за товары, приобретённые в кредит. Просроченная задолженность обычно выделяется в  балансе отдельной статьёй. В  пассиве баланса источником покрытия такой задолженности являются ссуды  банка, полученных на оплату товаров  и материалов, проданных в кредит. Если из-за несвоевременного погашения  рабочими и служащими кредита  их задолженность предприятию превышает  имеющуюся у предприятия ссуду  банка, сумма превышения рассматривается  как дебиторская задолженность.

Анализ дебиторской задолженности  должен также показать, как осуществляются расчёты по возмещению материального  ущерба, начисленного возникшими недостачами  и хищением ценностей, в том числе  и по искам, предъявленным по взысканию  через суд, а также суммы, присуждённые судом, но не взысканные. При анализе  выявляют, своевременно ли предъявляются  документы в судебно-следственные органы для возмещения ущерба.

Определение срока  оборачиваемости дебиторской задолженности.

Данный анализ необходим  для дальнейшего определения  возможности сокращения величины конкретной статьи дебиторской задолженности.

Для более наглядного представления  влияния срока оборачиваемости  дебиторской задолженности на результаты деятельности предприятия рекомендуется  рассмотреть этот показатель в разрезе  производственно-коммерческого цикла.

По результатам анализа  необходимо выявить на сколько срок оборачиваемости дебиторской задолженности увеличивает продолжительность производственно-коммерческого цикла предприятия.

Определение срока  оборачиваемости каждой статьи дебиторской  задолженности.

Данный анализ необходим  для дальнейшего определения  возможности сокращения величины конкретной статьи дебиторской задолженности

Результаты анализа позволяют обосновано предположить какие статьи дебиторской задолженности могут быть рассмотрены с точки зрения возможности их сокращения.

Определение оптимального срока  сокращения оборачиваемости дебиторской  задолженности в целях реализации поставленных перед предприятием задач  может по ее минимизации осуществляться по следующему алгоритму отдельно для  каждой статьи дебиторской задолженности:

Информация о работе Методы управления дебиторской задолженностью