Методы управления дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 12:05, реферат

Краткое описание

Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должны способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов и эффективному управлению дебиторской задолженности предприятия, являются:
Правильная организация учета дебиторской задолженности в связи с переходом на новый план счетов и новую систему бухгалтерского учета, а также в связи с прекращением почти всех межхозяйственных отношений после развала административно-командной системы хозяйствования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДЛЖЕННОСТИ ………………………………………………………………4
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности…………………………..4
1.2 Дебиторская задолженность как управляемая категория……………...6
ГЛАВА 2. УПРАЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ………….8
2.1 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………….8
2.2 Политика управления дебиторской задолженностью………………….11
2.3 Разработка кредитной политики………………………………………...13
2.4 Контроль дебиторской задолженности…………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Управление дебиторской задолженностью.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждения профессионального образования

«Уральский государственный  университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

Факультет экономики и  управления

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»

 

Тема: «Методы управления дебиторской задолженностью»

 

 

 

 

 

Проверил: к.э.н.,                                                                Выполнил: студент                       

старший  преподаватель                                                   группы МТп-331                            

__________ Конышева Е.В.  Матвеева О.В.

«___» _______ 2013 г.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДЛЖЕННОСТИ ………………………………………………………………4

1.1 Понятие и виды дебиторской  задолженности…………………………..4

1.2 Дебиторская задолженность  как управляемая категория……………...6

ГЛАВА 2. УПРАЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ………….8

2.1 Методика анализа состояния  расчетов и управления дебиторской  задолженностью……………………………………………………………….8

2.2 Политика управления  дебиторской задолженностью………………….11

2.3 Разработка кредитной  политики………………………………………...13

2.4 Контроль дебиторской  задолженности…………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

   

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дебиторская задолженность  является важной частью активов хозяйствующих  субъектов и одной из самых  актуальных тем хозяйствующих субъектов  рыночной экономики.

Осуществляя предпринимательскую  деятельность, участники имущественного оборота предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные  средства, но и получат доходы. Однако времена получения легкой прибыли  прошли и поэтому предприятия  вынуждены управлять дебиторской  задолженностью таким образом, чтобы, не сорвав выполнение производственной программы, минимизировать при этом все возможные затраты, связанные  с покупкой и хранением.

Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должны способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов и эффективному управлению дебиторской задолженности предприятия, являются:

  1. Правильная организация учета дебиторской задолженности в связи с переходом на новый план счетов и новую систему бухгалтерского учета, а также в связи с прекращением почти всех межхозяйственных отношений после развала административно-командной системы хозяйствования;
  2. Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной задолженности и снижение её роста.

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДЛЖЕННОСТИ  

1.1 Понятие и виды дебиторской  задолженности

 

Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся  предприятию от других юридических  лиц или граждан. Возникновение  дебиторской задолженности при  системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной  деятельности предприятия.

По характеру образования  дебиторская задолженность делится  на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

В настоящее время, в связи  с переходом на новый план счетов и новую систему учета дебиторской  задолженности, выделяют следующие  виды: дебиторская задолженность  покупателей и заказчиков, дочерних, зависимых товариществ, совместно  контролируемых юридических лиц, прочей дебиторской задолженности, расходы  будущих периодов, дебиторская задолженность  по выданным авансам.

Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся  фирме, но еще не полученные ею. В  составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения  которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность  может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность  по основной деятельности и дебиторская  задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность  по основной деятельности отражается в статьях "Счета к получению" и "Векселя полученные". Счета  к получению возникают тогда, когда сделка оформляется путем  простой записи стоимости проданных  в кредит товаров и услуг по так называемому "открытому счету" без письменного обязательства  уплаты заемщиком. Вексель полученный - это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее  из номинала и процента.

К дебиторской задолженности  по прочим операциям относятся такие  статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность  по дивидендам и процентам).

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность  учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т.е. исходит  из той суммы денежных средств, которая  предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации  дебиторской задолженности учитываются  безнадежные поступления и различного рода скидки.

Безнадежные поступления  по дебиторской задолженности - это  убытки или расходы, обусловленные  тем, что часть дебиторской задолженности  оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье "Скидка для безнадежных поступлений".

Скидка для безнадежных  поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской  задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической  конъюнктуре. Для оценки безнадежных  поступлений используются два метода:

исходя из процентного  отношения непогашенной дебиторской  задолженности к чистому объему реализации;

исходя их процентного  отношения неоплаченных счетов или  векселей в общем объеме.

 

1.2 Дебиторская задолженность  как управляемая категория

 

Управление дебиторской  задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости  может быть достигнуто благодаря  отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.

Определение условий оплаты товаров покупателями заключается  в том, что покупателю устанавливаются  границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - потеряли предоставляемую  скидку, оплатили позднее срока - платите  штраф.

Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую. Управление дебиторской задолженностью заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УПРАЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

 

2.1 Методика анализа состояния  расчетов и управления дебиторской  задолженностью

 

Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской  задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной  дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту  дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

Задачи анализа состоят  в том, чтобы выявить размеры  и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или  роста.

Внешний анализ состояния  расчетов с дебиторами базируется на данных форм № 1 и 5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская  задолженность по видам. Для внутреннего  анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для  обобщения информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состояния дебиторской  задолженности начинают с общей  динамики ее объема в целом и по статьям.

Далее анализируется качественное состояние дебиторской задолженности  для выявления динамики абсолютного  и относительного размера неоправданной  задолженности.

Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с  целью избежать продажи продукции  неплатежеспособным покупателям в  бухгалтерии ведется соответствующий  журнал-ордер или ведомость учета  расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью (активами) и расчетными операциями.

Все счета к получению  классифицируются по следующим группам:

  • срок оплаты не наступил;
  • просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
  • просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);
  • просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
  • просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
  • просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится  задолженность, срок погашения которой  не наступил или составляет менее  одного месяца. К неоправданной относится  просроченная задолженность покупателей  и заказчиков, срок погашения которой  составляет более одного месяца. Чем  длительнее срок просрочки, тем вероятнее  неуплата по счету. Отвлечение средств  в эту задолженность создает  реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность  его баланса.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные  долги означают, что с каждого  рубля, вложенного в дебиторскую  задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие  сомнительной дебиторской задолженности  свидетельствует о несостоятельности  политики предоставления отсрочки в  расчетах с покупателями. Для выявления  реальности взыскания долгов, носящих  сомнительный характер, необходимо проверить  наличие актов сверки расчетов или  писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки  исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Информация о работе Методы управления дебиторской задолженностью