Инвестиционная привлекательность Новосибирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть инвестиционную привлекательность новосибирской области, выявить преимущества региона перед другими.
Для раскрытия поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Рассмотреть существующие методики оценки инвестиционной привлекательности;
Выявить рейтинг Новосибирской области, причины существующей инвестиционной привлекательности
Изучить тенденцию инвестиционной привлекательности региона

Вложенные файлы: 1 файл

7635-Инвестиционная привлекательность регионов.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Недаром Новосибирск всегда был первым претендентом при обсуждении вопроса о переносе столицы России. Вместе с тем область не имеет собственных запасов топливных ресурсов (кроме небольших залежей угля, добываемого для местных нужд), а в промышленности преобладают малодинамичные крупные предприятия ВПК.

Специализация. В целом экономическая структура области сбалансирована и соответствует среднероссийской. Однако на фоне других регионов Сибири Новосибирская область выделяется развитием науки, сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности.

Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (станкостроение, приборостроение, радиоэлектронная промышленность, производство энергетических и электротехнических машин и оборудования, сельскохозяйственное машиностроение); черная и цветная металлургия, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность; легкая (хлопчато-бумажная, кожевенно-обувная, трикотажная), пищевая промышленность; производство стройматериалов (цемента). На территории области действуют Новосибирская ГЭС, Барабинская ГРЭС. Новосибирская область является монополистом в России по производству листовой конструкционной холоднокатаной легированной стали, холоднокатаной инструментальной стали, сеялок тракторных, по переработке оловосодержащих концентратов.

С организацией в 1957 году Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), фундаментальная и прикладная наука в Новосибирске является одним из основных градообразующих факторов. Ядро научного центра — Академгородок, включающий комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных организаций академии наук, а также объекты инфраструктуры и социальной сферы. Кроме СО РАН в Новосибирске действуют Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, Сибирское региональное отделение Российской академии архитектуры и строительных наук. Всего в городе 131 научное учреждение.  

2.2 Рейтинг инвестиционной привлекательности  Новосибирской области

Инвестиционная привлекательность Новосибирской области в настоящий момент выше других регионов Сибирского федерального округа. 18 апреля 2007 года рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило рейтинги Новосибирской области: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне BB- («BB минус»), краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B», национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)». Прогноз по всем долгосрочным рейтингам Новосибирской области – «Стабильный». По мнению аналитиков преимуществами области являются высокая емкость сложившегося рынка, наличие инфраструктуры, высокая урбанизация области. Экономическая структура области является сбалансированной. Необходимо отметить, что на фоне других регионов Сибири Новосибирская область выделяется развитием науки, сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. 
 
Самым значимым среди инвестпроектов является строительство Технопарка в Академгородке.  
ПЕРСПЕКТИВЫ 
Эксперты отмечают, что основными факторами, влияющими на инвестиционную привлекательность Новосибирской области, являются выгодное транспортно-географическое положение в масштабах Западной Сибири, плодородные земли для ведения сельского хозяйства, промышленный потенциал Новосибирска, крупнейшая в азиатской части России научная база (Сибирское отделение РАН).

Региону присвоены рейтинги

 

Инвестиционный рейтинг регионов — 2B 
 
Средний потенциал - умеренный риск

 

Позиции в рейтингах официальных сайтов

 

Рейтинг сайтов Субъектов Федерации по размещению госзаказа 
Субъект занял 54-е место в рейтинге сайтов Субъектов Федерации для размещения информации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, 2007 год.


 

 

Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата

Год рейтинга

Ранг потенциала

Доля в обще- российском потенциале, %

Ранг риска

Ранг риска без учета законо- дательного риска

Средне- взвешенный индекс риска (Россия=1)

Средне- взвешенный индекс риска без учета законо- дательного риска

2004

18

1,373

64

-

1,231

-

2003

19

1,442

38

-

0,995

-

2002

19

1,358

54

-

1,123

-

2001

19

1,360

46

-

1,033

-

2000

18

1,409

58

-

1,156

-

1999

19

1,532

62

-

1,080

-

1998

19

1,472

63

25

1,189

1,022

1997

14

-

-

18

-

-

1996

13

-

-

13

-

-

 

Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала

Год рейтинга

Ранг потенциала

Доля в обще- российском потенциале, %

Ранги составляющих инвестиционного потенциала

Потреби- тельский

Трудовой

Интеллек- туальный

Производ- ственный

Инфра- структурный

Финан- совый

Иннова- ционный

Институ- циональ- ный

Природно- ресурсный

2004

18

1,373

17

15

-

24

50

19

8

13

37

2003

19

1,442

17

15

-

21

57

21

8

11

36

2002

19

1,358

17

15

-

27

55

20

10

12

35

2001

19

1,360

19

16

-

24

55

21

7

11

34

2000

18

1,409

22

16

-

25

55

19

7

16

34

1999

19

1,532

16

16

-

22

56

16

6

12

34

1998

19

1,472

20

15

-

17

58

20

7

12

35

1997

14

-

18

-

10

17

59

-

6

19

50

1996

13

-

19

-

15

18

57

-

20

12

50

 

Составляющие рейтинга инвестиционного риска

Год рейтинга

Ранг риска

Ранг риска без учета законо- дательного риска

Средне- взвешенный индекс риска (Россия=1)

Средне- взвешенный индекс риска без учета законо- дательного риска

Ранги составляющих инвестиционного риска

Законо- дательный

Полити- ческий

Экономи- ческий

Финан- совый

Социаль- ный

Крими- нальный

Экологи- ческий

2004

64

-

1,231

-

14

16

32

29

82

83

30

2003

38

-

0,995

-

55

76

40

28

46

47

32

2002

54

-

1,123

-

77

78

38

31

44

86

22

2001

46

-

1,033

-

77

69

40

31

26

54

25

2000

58

-

1,156

-

79

74

44

23

54

54

30

1999

62

-

1,080

-

88

49

42

20

32

55

29

1998

63

25

1,189

1,022

88

62

28

33

37

24

29

1997

-

18

-

-

-

66

17

-

30

24

41

1996

-

13

-

-

-

44

20

-

30

24

41

 

 
 
 
 


 

 

2.3 Стратегия развития Новосибирской области

Новосибирская обладминистрация представила Министерству регионального развития РФ стратегию развития региона до 2025 года. В основу документа, разработанного в Сибирском отделении РАН, положена идея создания инновационных территориально–производственных кластеров. Ученые и новосибирские власти полагают: кластеры позволят привлечь инвестиции в таком объеме, что область войдет в число «регионов–локомотивов». Подобные документы министерству представляют все больше регионов, рассчитывающих на поддержку федерального бюджета. Она будет оказана, если правительство по рекомендации Минрегионразвития признает региональные проекты значимыми в масштабах страны.

По мнению разработчиков стратегии, ее реализация должна доказать, что будущее Сибири – не только за крупномасштабной добычей и переработкой природных ресурсов. Будущее Сибири – это и наукоемкая экономика нового типа, основанная на новейших достижениях научно-технического прогресса, и комфортные условия для проживания и жизнедеятельности наших соотечественников. Новосибирская область в результате реализации стратегии должна прочно занять свое место в числе регионов-локомотивов.

Представляя стратегию, первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко отметил, что главная ставка в стратегии делается на инновационное развитие. По его словам, у региона есть все основания для успешной реализации поставленной задачи. По числу организаций, занимающихся исследованиями и разработками, и количеству малых предприятий Новосибирская область (НСО) находится в пятерке лидеров среди субъектов РФ. А по числу лиц с высшим образованием на 10000 чел. населения находится в десятке лидеров. Впрочем, по уровню инновационной активности Новосибирская область пока находится только в 3-ей десятке.

К конкурентным преимуществам региона Василий Юрченко отнес уникальный научно- образовательный комплекс, социальный капитал, высокие устойчивые темпы роста экономики в последние годы, диверсифицированную структуру экономики, развитую структуру IT-компаний, банков, предприятий малого и среднего бизнеса, выгодное экономико-географическое положение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, статус центра Сибирского федерального округа. Среди ограничений регионального развития были названы слабая ресурсно-минеральная база, низкая восприимчивость реального сектора к инновациям, неравномерность развития районов НСО, сокращение численности населения, неудовлетворительное состояние автодорожной сети и коммунальной инфраструктуры, изношенность основных фондов.

Согласно стратегии главная миссия региона – стать главным инновационным центром на востоке России, отвечающий вызовам XXI века, и превратиться в территорию, наиболее комфортную для проживания, труда и отдыха.

Обозначены следующие главные цели стратегии:

  • устойчивый рост благосостояния и качества жизни населения;
  • обеспечение значительного роста валового регионального продукта и приближение к лучшим по стране показателям эффективности экономического роста;
  • создание и использование экономики знаний для становления Новосибирской области как одного из наиболее инвестиционно и социально привлекательных регионов Российской Федерации;
  • развитие конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров;
  • создание на территории области одного из главных транспортно-логистических центров востока России;
  • оптимизация пространственной структуры региона, формирование институциональных, финансовых и инфраструктурных условий для выполнения Новосибирской областью и г. Новосибирском межрегиональных функций для центрально-сибирского макрорегиона;
  • совершенствование институциональных и правовых условий для уменьшения рисков ведения бизнеса и обеспечения безопасности экономических агентов.

Среди стратегических приоритетов региона были названы: рост человеческого потенциала региона, уровня и качества жизни; поддержка конкурентоспособных региональных кластеров; инновационная политика как инструмент преодоления технологической отсталости НСО; гармонизация пространственного развития области; модернизация системы управления регионом.

По словам заместителя главы Новосибирской области, главная задача региона в ближайшие 20 лет состоит в мобилизации и максимальном использовании двух главных стратегических ресурсов: интеллектуального и человеческого потенциала и особого геополитического и экономико-географическим положения региона. И на достижение этой цели должны быть направлены консолидированные усилия власти, бизнес-сообщества и населения региона.

Необходимо отметить, что стратегия учитывает 77 крупных инвестиционных проектов, из которых 24 относятся к сфере производства. На их реализацию потребуется 443 млрд руб. инвестиций. Доля вновь созданной стоимости от продажи товаров и услуг инновационной сферы в валовом региональном продукте (ВРП) вырастет с 9% в 2005 году до 35% в 2025 году и составит в абсолютном выражении 400 млрд руб. Вклад инновационной системы в темпы регионального развития составит в 2025 году более 2%.

Среди генеральных инвестпроектов первого уровня - до 2015 г. были названы проект Научно-технического парка «Академгород» с объемом инвестиций в 18,9 млрд руб., промышленно-логистический парк и проект «Международный авиационный транспортный узел».

Главный акцент авторы  стратегии – специалисты Института экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП) СО РАН сделали на создании инновационных территориально–производственных кластеров – неформальных объединений производственных, научных и других структур для выполнения определенных экономических задач. До 2015 года в регионе должны быть сформированы следующие отраслевые территориальные кластеры: инновационно-образовательный, строительный, кластер электротехнического и электроэнергетического машиностроения, транспортно-логистический.

Как рассказал замдиректора ИЭиОПП Вячеслав Селиверстов, «кластеры – это наше ноу–хау в стратегическом планировании, они как нельзя лучше подходят именно к Новосибирской области, имеющей лишь два стратегических ресурса – невиданную в мире концентрацию науки и образования и выгодное геоэкономическое положение, ведь вокруг области в радиусе примерно 600 км сконцентрировано 12 млн человек». В стратегии кластеры были разделены на два уровня. Верхний, пояснил господин Селиверстов, имеет межрегиональное и федеральное значение. В него включены научно–образовательные кластеры (например, создающиеся технопарки в Академгородке и Кольцово), транспортно–логические и мультимодальные, электротехнического и электромашиностроительного направления (на основе предприятий «НЭВЗ–Союз», «Элсиб», «Север» и др.), а также инновационные компании. К верхнему уровню отнесен и блок строительных кластеров, включая производство строительных материалов и подготовку кадров. К нижнему уровню авторы документа отнесли кластеры регионального значения, например, затрагивающие сельское хозяйство и потребительскую сферу.

Вячеслав Селиверстов сообщил, что разработчики предложили три возможных сценария развития области на ближайшие 20 лет: инерционный, мобилизационный и максимальный. В качестве основного варианта администрация выбрала второй. «Он предусматривает достаточно высокие, напряженные темпы роста (например, валовой региональный продукт в расчете на душу населения должен вырасти в 4,7–4,8 раза)», – подчеркнул замдиректора ИЭиОПП.

Реализация стратегии позволит увеличить долю инновационной системы в ВРП до 35% (в 2005 году этот показатель составил 9%). При этом объем продукции новой экономики в 2025 году составит 95-133 млрд руб. против 5 млрд в 2005 году. Удельный вес продаж инновационной продукции в 2025 году составит 60%, в 2005 году этот показатель достиг 7%.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность Новосибирской области