Банкротство, ликвидация и реорганизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Общество, как и природа, живет по строго определенным законам, согласно которым все несовершенное и неприспособленное разрушается, умирает, ассимилируется в среду или адаптируется в ней, продлевая свою жизнь и жизнь своего ближайшего окружения в среде. Это правило применимо и к деятельности предприятий, основной задачей которых является обеспечение собственной жизнедеятельности, а целями - рост, развитие и выживание.
Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике напрямую связано с введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.

Ликвидация безнадежно неплатежеспособных предприятий является положительной мерой, которая выводит неэффективное предприятие из числа действующих. Процедура банкротства часто является положительной мерой и для предприятия-должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет оставшегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Вместе с тем признание предприятия-должника банкротом имеет и целый ряд негативных последствий, так как затронутыми оказываются права и интересы работников предприятия-должника, его партнеров, кредиторов и других лиц, что, в свою очередь, порождает значительные социальные издержки и требует законодательного регулирования.

Содержание

Введение............................................................................................................................................3
Понятия, используемые при банкротстве...................................................................................5
Критерии оценки банкротства организации..............................................................................19
Основные направления предотвращения банкротства и санации организации........................24

Заключение.......................................................................................................................................34

Список литературы..........................................................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Фин.менеджмент.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим более подробно каждую процедуру банкротства.  
При введении арбитражным судом в отношении предприятия-должника процедуры наблюдения наступают следующие последствия (статья 63 Закона о банкротстве):

- требования кредиторов  по денежным обязательствам и  об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым  наступил на дату введения  наблюдения, предъявляются к должнику  только с соблюдением установленного  Законом о банкротстве порядка; 

- приостанавливается производство  по делам, связанным с взысканием  с должника-предприятия денежных  средств; приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, в том  числе снимаются аресты на  имущество должника, за исключением  исполнительных документов, выданных  на основании вступивших в  законную силу до даты введения  наблюдения судебных актов о  взыскании задолженности по заработной  плате, выплате вознаграждения  по авторским договорам, об  истребовании имущества из чужого  незаконного владения, о возмещении  вреда, причиненного жизни или  здоровью, и о возмещении морального  вреда; 

- запрещаются удовлетворение  требований учредителя (участника)  должника - предприятия о выделе  доли (пая) в имуществе должника  в связи с выходом из состава  его учредителей (участников), выкуп  должником размещенных акций  или выплата действительной стоимости  доли (пая);

- запрещается выплата  дивидендов и иных платежей  по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение  денежных обязательств должника  путем зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается  установленная Законом о банкротстве  очередность удовлетворения требований  кредиторов.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения  руководителя предприятия-должника и  иных органов управления должника.

Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанные с  получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника совершаются исключительно с письменного согласия временного управляющего.

Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками); о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций; об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц; о заключении договоров простого товарищества.

Временный управляющий  проводит анализ финансового состояния  предприятия-должника (в соответствии с Правилами проведения арбитражным  управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства  РФ от 25 июня 2003 г. N 367) в целях определения  стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также  в целях определения возможности  или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке  и в сроки, которые установлены  Законом о банкротстве.

Временный управляющий  на основе анализа финансового состояния  предприятия-должника, в том числе  результатов инвентаризации имущества  должника при их наличии, анализа  документов, удостоверяющих государственную  регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или  невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.  
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании предприятия-должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.  
С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры  наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового  оздоровления составляет два года (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве).

Ключевым документом на стадии финансового оздоровления является график погашения задолженности. В  соответствии с пунктом 2 статьи 84 Закона о банкротстве график погашения  задолженности с даты утверждения  его судом создает одностороннее  обязательство предприятия-должника погасить свою задолженность перед кредиторами в указанные в данном графике сроки.  
С графиком погашения задолженности связан другой документ - план финансового оздоровления, предусматривающий способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов. План финансового оздоровления готовится учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника - унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов.

Общие требования к графику  погашения задолженности согласно Закону о банкротстве таковы:

а) график должен предусматривать  погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания  срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди  не позднее чем через шесть  месяцев с даты введения финансового  оздоровления;

б) график погашения задолженности  по обязательным платежам, взимаемым  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах, устанавливается  в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах;

в) графиком погашения задолженности  должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в  очередности, установленной Законом  о банкротстве.  
Иные условия графика определяются по соглашению между кредиторами и предприятием-должником.

Согласно пункту 5 статьи 84 Закона о банкротстве предприятие-должник  вправе досрочно исполнить график погашения  задолженности. Такое положение  соответствует общему принципу возможности  досрочного исполнения обязательств должником (статья 315 ГК РФ).  
Последствия введения финансового оздоровления определяются в статье 81 Закона о банкротстве и могут быть классифицированы на два вида: меры по защите должника от кредиторов и меры по защите кредиторов.

Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового  оздоровления предприятие-должник  обязано представить административному  управляющему отчет о результатах  проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет  о прибылях и убытках должника и документы, подтверждающие погашение  требований кредиторов.

По результатам рассмотрения отчета административный управляющий  составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности  и об удовлетворении требований кредиторов. Заключение рассматривается в судебном заседании. По итогам заседания суд  принимает один из следующих судебных актов: определение о прекращении  производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует  и жалобы кредиторов признаны необоснованными); определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника); решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства).  
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления:

1) прекращаются полномочия  руководителя должника, управление  делами должника возлагается  на внешнего управляющего;

2) внешний управляющий  вправе издать приказ об увольнении  руководителя должника или предложить  руководителю должника перейти  на другую работу в порядке  и на условиях, которые установлены  трудовым законодательством; 

3) прекращаются полномочия  органов управления должника  и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия  руководителя должника и иных  органов управления должника  переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов  управления должника. Органы управления  должника, временный управляющий,  административный управляющий в  течение трех дней с даты  утверждения внешнего управляющего  обязаны обеспечить передачу  бухгалтерской и иной документации  должника, печатей и штампов, материальных  и иных ценностей внешнему  управляющему;

4) отменяются ранее принятые  меры по обеспечению требований  кредиторов;

5) аресты на имущество  должника и иные ограничения  должника в части распоряжения  принадлежащим ему имуществом  могут быть наложены исключительно  в рамках процесса о банкротстве; 

6) вводится мораторий  на удовлетворение требований  кредиторов по денежным обязательствам  и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных  Законом о банкротстве. 

Органы управления должника в пределах компетенции, установленной  Законом о банкротстве, вправе принимать  решения: о внесении изменений и  дополнений в устав общества в  части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной  стоимости объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций; об обращении с  ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии  акций; об определении порядка ведения  общего собрания акционеров; об обращении  с ходатайством о продаже предприятия  должника; о замещении активов  должника; об избрании представителя  учредителей (участников) должника; о  заключении соглашения между третьим  лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными  в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника; иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.  
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.  
Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Сделки, влекущие за собой  получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку  прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных  товариществ и обществ, учреждение доверительного управления, совершаются  внешним управляющим после согласования с собранием кредиторов (комитетом  кредиторов). Указанные сделки могут  заключаться внешним управляющим  без согласования с собранием  кредиторов (комитетом кредиторов), если возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления.

Имущество, являющееся предметом  залога, продается только на открытых торгах. Продажа имущества, являющегося  предметом залога, допускается только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом этого  имущества. В указанном случае требования кредитора, обеспеченные залогом, погашаются за счет стоимости проданного имущества  преимущественно перед иными  кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым  возникли до заключения соответствующего договора залога.

Внешний управляющий в  течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. Такой отказ может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью  или частично, если сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких  сделок повлечет за собой убытки для  должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых  обстоятельствах.

Сторона по договору, в отношении  которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника.

Сделка, совершенная должником, в том числе сделка, совершенная  должником до даты введения внешнего управления, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего по основаниям, предусмотренным законом.

Решения, влекущие за собой  увеличение расходов должника, не предусмотренных  планом внешнего управления, могут  быть приняты внешним управляющим  только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Согласно статье 106 Закона о банкротстве не позднее чем  через месяц с даты своего утверждения  внешний управляющий обязан разработать  план внешнего управления и представить  его собранию кредиторов для утверждения.

Информация о работе Банкротство, ликвидация и реорганизация