Банковский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

Глава 1
БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ БАНКА


1.1 Сущность банковского менеджмента………………………………………....6

1.2 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке…………..9

Глава 2
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА


2.1 Выбор рациональной организационной структуры коммерческого банка...15

2.2. Развитие сети банковских филиалов…………………………………………18

Глава 3
Оптимизация кредитного риска в банковском менеджменте


3.1 Анализ кредитоспособности кредитополучателя……………………………21

3.2 Контроль за кредитами, как способ снижения кредитного риска…………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсач ФДОК.docx

— 83.61 Кб (Скачать файл)

Таким образом, использование описанной выше методики позволяет с определенной уверенностью говорить о возможности возникновения проблем с возвращением того или иного кредита еще до принятия решения о его выдаче и, соответственно, более обдуманно принимать решения о выдаче кредита.

Тем самым, первопричиной возникновения проблемных задолженностей зачастую являются ошибки кредитных служб.

На 1 июля этого года проблемная кредитная задолженность составила 243 млрд. Br или 1,44% от общей выданной кредитной суммы. Это показатель хорошего финансового здоровья Беларуси, если учесть, что в мировой практике критический рубеж проблемных займов определен в 3–5%.

Однако, потеря и такого объема средств является значительной, поэтому банками и проводятся всевозможные мероприятия по предупреждению возникновения проблемных задолженностей.

Прежде всего, такие мероприятия направлены на анализ и прекращение действия причин, вызывающих кредитные задолженности.

Инструментами для предотвращения причин возникновения кредитных рисков и, соответственно, проблемных задолженностей,являются следующие:

§        улучшение качества оценки кредитоспособности и повышение ее объективности (анализ кредитоспособности);

§        кредитный мониторинг, целью которого является предотвращение проблемных кредитов и раннее их выявление;

§        улучшение процесса принятия решения в результате более эффективной организации информационного обеспечения и подбора кадров для кредитного процесса.

Рекомендации по определению уровня кредитоспособности субъектов хозяйствования и пример карточки оценки признаков ухудшения финансового состояния представлены в Приложении В и Г соответственно.

3.2 Контроль за кредитами, как способ снижения кредитного риска

 

Количественная оценка степени и уровня риска базируется на количественном анализе динамики деловой, финансовой и профессиональной активности потенциального заемщика в прогнозируемых ситуациях при системном учете степени и уровня влияния основных факторов, оказывающих влияние на деятельность клиента.

Одним из основных способов снижения риска неплатежа по ссуде - тщательный анализ потенциальных заемщиков.

В мировой практике при решении вопроса о выдаче кредита, деятельность клиентов всесторонне анализируется по важнейшим направлениям, первые буквы названий которых (на английском языке) составили аббревиатуру CAMPARI, где

С- character- характеристика клиента;

A- ability- способность к возврату кредита;

M- margin- маржа (доходность)

P- purpose- цель на которую будут израсходованы средства;

A- amount- размер кредита;

R- return- условие погашения кредита;

I- insurance- страхование риска непогашения кредита.

В практике американских банков применяется "правило пяти си", где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву "си":

character-характер заемщика;

capacity- финансовые возможности;

capital- капитал, имущество;

collateral- обеспечение;

conditions- общие экономические условия

В процессе анализа кредита можно выделить четыре главных этапа:

1. Определение  цели финансирования и определение  источника погашения кредита.

Анализ краткосрочного (30-дневного) финансирования в ожидании сезонного сокращения дебиторской задолженности будет сильно отличаться от анализа кредита сроком на 5 лет на финансирование перестройки и расширения завода или на вложения средств в облигации для финансирования приобретения определенной фирмы ее руководством или другой организацией в схеме выкупа.

Определив цель кредита, аналитик должен понять, из какого источника будет погашаться кредит. Будет ли кредит использован на закупку товара, поступления от последующей продажи которых будут использованы для погашения кредита? Или будет ли он использован для постройки завода для производства, скажем, цемента, и когда завод начнет производство, то поступления от реализации цемента будут использованы для погашения кредита в течении, скажем, десяти лет?

В принципе, у заемщика банка есть три источника средств погашения кредита:

-- текущие кассовые поступления  ( cash flow) ;

-- продажа активов;

--прочие источники финансирования.

2.. Оценка рисков, присущих данной компании, которые  могут затруднить процесс погашения  кредита (Качественный анализ).

Различные компании используют различные виды кредитов. Более того, риск предоставления кредита данному заемщику зависит от отрасли промышленности, номенклатуры товаров и вида деятельности - а также от экономической ситуации в целом и от конкурентной обстановки. Риск компании - это риск того, что компания не сможет эффективно завершить свой цикл конверсии активов - это может зависеть от самой компании или от природы ее деятельности (работает ли компания по циклу или нет). Для определения риска компании имеет значение следующее:

Вид деятельности компании/отрасли - например, бакалейному делу присущи одни риски, а автомобильной промышленности - совершенно другие.

Конкурентноспособность - в рамках одной отрасли промышленности одни фирмы могут быть более конкурентноспособными, чем другие, в зависимости от видов производимых ими товаров, конкурентов, системы ценообразования т.д.

Операционная эффективность - производит ли фирма на новых эффективных заводах и с конкурентноспособной себестоимостью? Или она пытается достигнуть такого же объема производства, что и конкуренты, но при более высоких затратах?

Руководство - качество руководства компании-заемщика очень важно для оценки риска. Определенные аспекты способностей руководства компании очень легко увидеть: информация о деятельности компании в прошлом на рынке, как правило, доступна и чем лучше работала компания, особенно в тяжелые времена, тем большего уважения заслуживает ее руководство.

Глубина руководства компании не менее важна, возраст руководства, их работа на предыдущих постах, их способности в той или иной области или принадлежащая им доля собственного капитала компании. Но самое главное -это вопрос порядочности. (Вы должны быть уверены в том, что результаты деятельности компании не будут искажаться).

Анализ компании проводится по следующим направлениям:

Риски в хозяйственном цикле.

1) Покупка сырья

Надежны ли поставки сырья? Сезонны ли они?

Скоропортящееся ли сырье? Какие имеются возможности его хранения?

Каковы затраты на транспортировку сырья на завод?

Как далеко находится фабрика от источника сырья?

Покупается ли сырье через посредников или напрямую?

Учитываются ли вопросы окрцжающей среды?

Каковы характеристики сырья?

Сужествует ли риск изменения курса валюты при импорте сырья?

Есть ли вероятность того, что в будущем импорт сырья будет ограничен?

Покупается ли сырье у одного или нескольких поставшиков?

2) Цена

Является ли цена сырья потенциальной проблемой?

Могут ли цены изменяться? Не может ли изменение цен привести к остановке цикла конверсии активов, или снизить способность компании к получению прибыли?

3) Процесс производства

В процессе преобразования сырья в готовые изделия основным элементом риска является рабочая сила. Как обстоит дело с наличием рабочей силы, квалификацией работников, профсоюзным движением, затратами?

Насколько капитоло- и трудоемко производство компании?

Каковы возраст, мощность и степень загруженности оборудования? Это может быть крайне важным аспектом для тех компаний, где уже есть или появится в будущем необходимость в модернизации.

4) Процесс сбыта

Риски очень сложно выявить, так как их величина зависит от самого товара и от динамики услуг.

Работает ли фирма в базисной отрасли промышленности? Насколько эластичен спрос? Являются ли рынки компании циклическими?

Несут ли новые технологические изобретения в себе риск морального устаревания существующего оборудования?

Насколько сильно влияние демографических факторов?

Какова система распределения (сбыта)?

Какое влияние окажут изменения в социальных и политических традициях и предпочтениях на сбыт?

Насколько конкурентноспособна данная отрасль промышленности?

Легко ли в нее войти? Возможны ли ценовые войны?Насколько велика вероятность появления конкурентов из-за рубежа?

Подвержена ли данная отрасль промышленности появлению производителей, которые быстро входят и выходят из отрасли и приводят к нестабильности цен и прибылей?

5) Риск неплатежа

n Недостаточно просто  продать товар, для завершения  цикла необходимо получить оплату.

n Риск оплаты является  самым серьезным для компании, чья основная деятельность состоит  в создании финансовых активов - для банков , создающих свои активы посредством предоставления кредитов.

n Каково качество должников компании.

n Осуществляют ли компания сбыт в международных масштабах? Какие формы защиты принимает (страхование)?

3.Финансовый анализ.

После анализа цели кредита и качественных рисков, следует переходить к анализу количественных рисков, или к анализу финансовой отчетности. Это означает понимание принципов учета, использовавшихся при составлении финансовой отчетности; приведение финансовой отчетности в форму, которая бы максимально облегчала ее анализ, причем не только за этот год, но и за предыдущие. Очень важно также провести анализ денежных потоков и возможностей роста компании в будущем. Есть еще множество других инструментов определения и анализа финансовых рисков, присущих данной компании.

Памятуя о разновидности кредита, анализ должен быть проведен так, чтобы определить «долговые способности» фирмы - способность получить и обслуживать кредит.

Банк уделяет также большое внимание другим факторам, а именно акционерному капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов, а также обеспечению займа , его достаточности, качеству и степени реализации залога в случае непогашения ссуды. Наконец, принимаются во внимание общие условия, определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияния на положение как банка, так и заемщика: состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны производителей аналогичного товара, налоги на сырье и т.д.

Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности, выдачи ему кредита и т.д.

В рамках дилемы "риск - доходность" заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (а следовательно, более подвержены риску) должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики(вставка

Важнейшим источником информации о состоянии дел перспективного заемщика служат его финансовые отчеты, сметы, данные о прибылях и убытках. Банки используют эти материалы не только для определения обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности фирмы в дополнительных денежных ресурсах, но и с учетом перспектив развития фирмы в будущем, получения ею прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде. При изучении кредитоспособности фирмы важное значение придается анализу коэффициентов, характеризующих соотношение различных статей баланса и динамике этих показателей. Это важные источники информации и прогнозов по поводу состояния дел фирмы и риска, связанного с выдачей ей кредита.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наиболее ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действия на перспективу.

Управление активами - одно из важнейших направлений банковского менеджмента; оно реализует политику банка, намеченную на соответствующий период. В процессе управления активами ставится задача обеспечения прибыльной работы банка при соблюдении ликвидности его баланса.

 

Управление пассивами представляет собой самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующие задачи:

*                   не допускать наличие в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;

*                   изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций;

*                   обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения “дешевых ресурсов”.

Управление собственными средствами банка имеет особо важное значение для обеспечения его ликвидности и платежеспособности.

Управление рентабельностью работы банка предполагает контроль за его доходами и расходами, за предельными издержками по привлеченным средствам и предельного дохода от кредитования и инвестиций, обеспечением стабильности финансовых результатов.

Управление рисками в банковской деятельности называется риск-менеджментом. В банковской деятельности риск присутствует при выполнении разных операций: риск невозврата кредитов и процента за кредит, риск ликвидности, риск, связанный с изменением процентных ставок, и т.д.

В рамках управления персоналом в банковском менеджменте решаются следующие вопросы:

*                   подбор банковских кадров,

*                   обучение и переподготовка менеджеров и служащих,

*                   мотивация банковского персонала,

*                   система оплаты труда,

*                   оценка качества управления.

Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Информация о работе Банковский менеджмент