Анализ и оценка кредитоспособности заемщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление эффективности методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемые банками в процессе кредитного анализа.
В работе произведена оценка кредитоспособности заемщика банками РФ, оценка кредитоспособности заемщика Сбербанка России, рассчитаны показатели платежеспособности, используемые зарубежными банками.
Так же в практической части приведены расчеты сравнительной оценки кредитоспособности заемщиков по методике Сбербанка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА БАНКАМИ РФ
1.1 Понятие кредитоспособности заемщика
1.2 Методика оценки кредитоспособности заемщика Сбербанка России
2. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫМИ БАНКАМИ
2.1 Показатели кредитоспособности, используемые американскими банками
2.2 Оценка кредитоспособности французскими коммерческими банками
3.СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКОВ ПО МЕТОДИКЕ СБЕРБАНКА РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма 1 «Бухгалтерский баланс
Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Форма 1 «Бухгалтерский баланс
Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая Готовая Финансовый менеджмент.DOC

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Объем дневных продаж рассчитывается делением выручки от реализации на число дней в периоде (90, 180, 270, 360).

Средние за период величины оборотных  активов и кредиторской задолженности  рассчитываются как суммы половин  величин на начальную и конечную дату периода и полных величин  на промежуточные даты, деленные на число слагаемых, уменьшенное на 1.

 

Оборачиваемость оборотных активов:

 

.

Оборачиваемость дебиторской  задолженности:

 

Оборачиваемость запасов:

 

Аналогично при необходимости могут быть рассчитаны показатели оборачиваемости других элементов оборотных активов.

Показатели рентабельности определяются в процентах или долях.

  1. Рентабельность продаж:

К5 =

2. Рентабельность вложений  в предприятие:                                    

 

Основными оценочными показателями являются коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5.     Другие показатели оборачиваемости и рентабельности используются для общей характеристики предприятия  и рассматриваются как дополнительные к первым пяти.

Оценка результатов  расчетов пяти коэффициентов заключается  в присвоении заемщику категории  по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными значениями. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

Достаточные значения показателей:

К1 = 0,2;

К2 = 0,8;

К3 = 2,0;

К4 = 1,0 – для всех заемщиков, кроме предприятий торговли;

К4 = 0,6 – для предприятий торговли;

К5 = 0,15

 

 

 

 

Таблица 1– Категории показателей

Коэффициенты

1 категория

2 категория

3 категория

К1

0,2 и выше

0,15 – 0,2

Менее 0,15

К2

0,8 и выше

0,5 – 0,8

Менее 0,5

К3

2,0 и выше

1,0 – 2,0

Менее 1

К4 – кроме торговли

1,0 и выше

0,7 – 1,0

Менее 0,7

К4 –для торговли

0,6 и выше

0,4 – 0,6

Менее 0,4

К5

0,15 и выше

Менее 0,15

Нерентаб.


 

Таблица 2 –  Расчет суммы балов по фактическим  значениям

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Сумма баллов

К1

   

0,11

 

К2

   

0,05

 

К3

   

0,42

 

К4

   

0,21

 

К5

   

0,21

 

Итого

   

1,00

 

 

Формула расчета суммы  баллов S:

S  = 0.11*Категория К1 + 0,05*Категория К2 + 0,42 * Категория К3 + 0,21*Категория К4 + 0,21*Категорию К5

Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.

Для остальных показателей третьей группы  (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкурентных условий.

Оценка результатов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.

  1. Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения представленные заемщиком и подразделением безопасности, и информация базы данных.

На данном этапе оцениваются  риски:

отраслевые:

– состояние рынка  по отрасли;

– тенденция в развитии в конкуренции;

– уровень государственной  поддержки;

– значимость предприятия в масштабах региона;

– риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков;

акционерные:

– риски передела акционерного капитала;

  • согласованность позиций крупных акционеров;

регулирования деятельности предприятия:

– подчиненность (внешняя  финансовая структура);

– формальное и неформальное регулирование деятельности;

– лицензирование деятельности;

– льготы и риски их отмены;

– риски штрафов и  санкций;

– правоприменительные  риски (возможность изменений в  законодательной и нормативной  базе);

Производственные и управленческие:

– технологический уровень  производства;

– риски снабженческой  инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.);

  • риски, связанные с банками в которых открыты счета;
  • деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуги и т.д.);
  • качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, влиятельность в деловых и финансовых кругах).

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга или класса заемщика.

Устанавливается три  класса заемщиков:

– первоклассные –  кредитование которых не вызывает сомнений;

– второго класса –  кредитование которых требует взвешенного  подхода;

– третьего класса –  кредитование данных предприятий связано с повышенным риском.

Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки основных показателей  третьей группы и качественного  анализа рисков.

Сумма баллов S влияет на рейтинг заемщика следующим образом:

S = 1 – 1.05 – заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности;

1.05 < S >2.42 – соответствует второму классу;

S  > 2.42 – соответствует третьему классу.

Определенный таким  образом предварительный рейтинг  корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.

  1. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫМИ БАНКАМИ

 

Банки развитых капиталистических  стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.

 

2.1  Показатели кредитоспособности, используемые американскими банками.

Ряд американских экономистов описывает  систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях  отчетности. Американские банки используют четыре группы основных показателей:

  • показатели ликвидности фирмы;
  • показатели оборачиваемости капитала;
  • показатели привлечения средств;
  • показатели прибыльности.

К первой группе относятся  коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпокр).

Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл, тем выше кредитоспособность.

Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств. Кпокр - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кпокр < 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов и  могут использоваться для оценки роста Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика.

Коэффициенты привлечения (Кпривл) образует третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность Заемщика.

С третьей группой  показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся: доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности.

 

2.2 Оценка кредитоспособности  французскими коммерческими банками

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока:

оценка предприятия  и анализ его баланса, а также  другой отчетности;

оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия  банк интересуется следующими вопросами:

  • характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
  • факторы производства:

трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);

производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);

финансовые ресурсы;

экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится  выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).

В активе баланса при  анализе выделяются три составные  части:

  • иммобилизованные активы,
  • оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие);
  • денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).

Пассив баланса делится  на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность  и денежную наличность (учет векселей и др.).

На основе счета результатов  деятельности определяются следующие показатели:

Таблица 3

Показатель

Формула

Метод определения

Выручка от реализации (В)

   

Валовой коммерческий доход (ВД)

ВД = В - Стмц и ги

Выручка о реализации минус стоимость приобретенных  товарно-материальных ценностей и  готовых изделий

Добавленная стоимость (ДС)

ДС = ВД - Рэ

ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков)

Валовой эксплуатационный доход (ВЭД)

ВЗД = ДС - Рзп

 Нзп - Ротп

ДС минус расходы  на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков

Валовой эксплуатационный результат (ВЭР)

ВЭР = ВЗД - Кр%

+ Двлж - Отчриск

ВЭД минус уплата процентов  за кредит плюс доход от вложения средств  в другие предприятия и минус  отчисления в фонд риска

Прибыль, которая может  быть использована для самофинансирования (СФ)

СФ = ВЭР - Праб

- Нпр

ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль

Чистая прибыль (П)

П = СФ + Дслуч - Рслуч - Анедв

СФ плюс или минус  случайные доходы (расходы) минус  амортизация недвижимости

Информация о работе Анализ и оценка кредитоспособности заемщика