Анализ денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа денежных средств на предприятии
2. Теоретические основы учета денежных средств на предприятии
3. Теоретические основы расчетных операций
4. Прямой метод анализа движения денежных средств
5. Косвенный метод анализа денежных средств
Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3.docx

— 45.01 Кб (Скачать файл)

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 "Расчетные счета". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

Для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте используют счет 52 "Валютные счета". По дебету этого счета отражают поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту - списание денежных средств с валютных счетов. Операции по валютным счетам отражаются на основании выписок банка и приложенных к ним денежно - расчетных документов. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит валютных счетов и обнаруженные при проверке выписок банка, отражают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям".

Аналитический учет по счету 52 ведут по каждому счету, открытому в учреждениях банка для хранения денежных средств в иностранных валютах.

К счету 52 "Валютные счета" открывают следующие субсчета:

52-1 "Транзитные валютные  счета";

52-2 "Текущие валютные  счета";

52-3 "Валютные счета  за рубежом".

Субсчет 52-1 "Транзитные валютные счета" открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже.

С кредита счета 52-1 "Транзитные валютные счета" иностранная валюта списывается в дебет счета 52-2 "Текущие валютные счета" и в ряде других случаев (при возвращении средств в иностранной валюте той организации, от которой они поступили, при перечислении экспортной валютной выручки посредническими внешнеэкономическими организациями организациям, не являющимся резидентами Российской Федерации, за вычетом комиссионного вознаграждения, и др.).

Субсчет 52-2 "Текущие валютные счета" открывается организациями для учета средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством. По дебету счета 52-2 "Текущие валютные счета" отражаются суммы в иностранной валюте, перечисленные с кредита счета 52, субсчет 1 "Транзитные валютные счета", а также суммы, которые зачисляются сразу на текущий валютный счет, минуя транзитный счет. С кредита счета 52, субсчет 2 "Текущие валютные счета", валюта списывается в безналичном и наличном порядке.

На субсчете 52-3 "Валютные счета за рубежом" отражается движение средств в иностранной валюте на валютных счетах за рубежом.

Банк начисляет и выплачивает проценты по валютным счетам в тех валютах, по которым имеет доходы от их размещения на международном валютном рынке. По текущим валютным счетам процентная ставка определяется на основе ставок по однодневным депозитам на международном валютном рынке (исчисляется средняя ставка по видам валюты за истекший квартал и уменьшается на 1,5%).

На счете 55 "Специальные счета в банках" учитывают наличие и движение денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55 могут быть открыты следующие субсчета:

55-1 "Аккредитивы";

55-2 "Чековые книжки";

55-3 "Депозитные счета"

Аккредитив - это условное денежное обязательство, принимаемое банком - эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств, и др.). Отражение операций с аккредитивами на счетах. У покупателя:

депонируется сумма средств на открытие аккредитива за счет собственных средств покупателя: Д-т 55.1 - К-т 51; краткосрочного кредита: Д-т 55.1 – К-т 66;

оплачены материалы за счет аккредитива: Д-т 60 – К-т 55.1;

остаток неиспользованного аккредитива направлен на уменьшение задолженности перед банком: Д-т 66 – К-т 55.1;

поступили ТМЦ, оплаченные с аккредитива: Д-т 10 – К-т 60.

У поставщика:

отгружена продукция покупателю, оплаченная с аккредитива: Д-т 62 – К-т 90;

зачислены на расчетный счет средства в оплату продукции: Д-т 51 – К-т 62;

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чеки бывают двух видов: именные и на предъявителя. Именной чек выписывается на юридическое или физическое лицо. Чек на предъявителя оплачивается любому, кто его предъявит. Такой чек может передаваться другим лицам. Операция по передачи чека оформляется с помощью индоссамента – передаточной подписи. Учет выдачи чековых книжек ведется на счете 55.2. Отразить на счетах операции по расчетам чеками:

депонируются средства на покупку чековой книжки: Д-т 55.2 – К-т 51;

выдана подотчетному лицу чековая книжка: Д-т 71 – К-т 55.2;

поступили материалы, оплаченные чеком: Д-т 10 – К-т 60;

утвержден отчет экспедитора о приобретении материалов: Д-т 55.2 – К-т 71;

получен к оплате чек за приобретение материалов: Д-т 60 К-т 55.2;

остаток неиспользованных средств зачислен на расчетный счет: Д-т 51 – К-т 55.2.

На субсчете 55-3 "Депозитные счета" учитывают движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету счета 55 и кредиту счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производят обратные бухгалтерские записи.

Счет 57 «Переводы в пути» предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно выручка от продажи товаров организации, осуществляющих торговую деятельность), внесенные в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению. Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» сумм (например, при сдаче выручки от продажи) являются квитанции кредитной организации, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п. Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно.

 

 

 

 

     3. Теоретические основы расчетных операций.

Большая часть расчетов между предприятиями в процессе их деятельности осуществляется безналичным путем, то есть перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником в этих расчетах является банк.

Для хранения денежных средств и операций по расчетам предприятий, состоящих на хозрасчете, имеющих самостоятельный баланс и наделенных оборотными средствами, в учреждениях банков открываются расчетные счета; при этом учреждения банков выбираются предприятиями самостоятельно.

На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, по внебюджетным платежам, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета барком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия – владельца расчетного счета или с его согласия.

После открытия расчетного счета для получения постоянного свидетельства о регистрации требуется предоставить справку о внесении половины уставного капитала. Банк выдает данный документ после внесения средств на расчетный счет в сумме 50% определенного в учредительном договоре размера уставного фонда в денежной сумме.

Средства, кроме безналичных перечислений, могут .snm внесены учредителями наличными прямо на расчетный счет.

Кроме того, при операциях с наличными средствами используются дорожные чеки, которые предоставляются в банк при снятии средств с расчетного счета. Одновременно с заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся у предприятия в чековой книжке и являющийся оправдательным документом.

Но, как правило, расчеты между предприятиями и организациями осуществляются в безналичном порядке. Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Современная организация безналичных расчетов,распространенная сегодня в России, основывается на следующих принципах:

Первый принцип безналичных расчетов состоит в использованиидля их осуществлениябанковских счетов, которые открываютсяклиентам для хранения и перевода средств.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в осуществлении банками платежей со счетов клиентов по их распоряжению в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых, имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. В соответствии с действующим сегодня в Российской Федерации законодательством допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

платежные поручения;

платежные требования-поручения;

чеки;

аккредитивы.

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах. Каждое предприятие, организация могу иметь в банке только один основной счет - расчетный или текущий.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет другого предприятия - получателя средств в том же или другом учреждении банка. Платежными поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками или по согласованию, с разными кредиторами, по перечислению налогов, с внебюджетными фондами, с работниками при переводу заработной платы на их счета в Сбербанк и другие банки. Платежные поручения исполняются банками при наличии денег на счетах плательщиков, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком.

Это самая распространенная форма расчетов, так как используется в местных, одногородних и иногородних расчетах между клиентами, с бюджетной системой, органами социальной защиты, внебюджетными структурами.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платежные требования-поручения применяют при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных между плательщиком и получателем денег.

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спец почтой. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя.

Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный:

Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней.

В бухгалтерском учете следует различать порядок учета операций у поставщика, предъявившего требование и плательщика, получающего материальные ценности, платящего за товар. У поставщика учитывается факт реализации продукции: Д-т 62 – К-т 90 – в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании-поручении. По мере зачисления платежа, согласно выписке банка из расчетного счета: Д-т 51, 52 К-т 62 – в сумме договорной стоимости. У покупателя учитывается факт приобретения материальных ценностей (акцепт платежного требования): Д-т 10, 19 К-т 60 – согласно выписке банка из расчетного счета: Д-т 60 – К-т 51.

Информация о работе Анализ денежных средств