Шпаргалка по дисциплине "Финансовому право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 16:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансовому право".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на билеты по финансовому праву 2014.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

3. Федерализм, основан на федеративном устройстве РФ. В фин. праве он предст. через финансовый (бюджетно-налоговый) федерализм. Его требования направлены на государственную целостность с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления.

Сочетание  интересов  различных  общественно-территориальных образований обеспечивается необходимыми финансовыми ресурсами, выделенными каждому из  них  для выполнения задач и функций.

В РФ признается и гарантируется местное самоупр. кот. самост. в решении вопросов местного значения.

4. Принцип разделения властей, определяет самостоятельность органов представительной, исполнительной и судебной власти при осуществлении ими деятельности.

Представительные органы, финансовую политику и регулируют порядок осуществления финансовой деятельности.

Исполнительная  органы реализуют фин. политику на основе установленных предст. органами правил

Судебные органы обесп. защиту прав и интересов субьектов фин. права.

5. Единство экономического пространства. Этот принцип определяет единство финансовой политики, единство и целостность денежного обращения, форм классификаций, статистики и учета. В то же время  он гарантирует свободу конкуренции, предпринимательства и иные факты развития рыночных отношений это достигается посредством свободного перемещения ТРУ и финансовых средств по террит. РФ через свободу экономической и финансовой деятельности.

В РФ запрещено устанавливать препятствия для свободного перемещения фин. ср-в.

  1. Бюджетная система Российской Федерации, сущность консолидированного бюджета.

Бюджет – форма образования и расходования ден. средств, предназначенных для фин. обеспечения задач и функций гос. и местного самоуправления.

Бюджеты предст. собой осн. собственные и самостоятельные фонды централизованные на общие нужды публ.-террит.обр. Основными они являются по отношению ко всем иным фин. фондам т.к. в них концентрир. осн. масса доходных источников и финансируется все осн. напр. расходов., напр. на решение политических, экономических и социальных задач территорий, все иные фонды решают конкретные задачи по отношению к бюджету несут вспомогательную нагрузку.

Признак собств. бюджета заключается в праве каждого публ. терр. образования формировать свой бюджет и распоряжаться им.

Самостоятельность бюджета определяется правом на собств. источники доходов и правом определять направления бюджетных расходов.

Центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Федерации, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей организаций и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

В бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов;

в) местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований и других административно-территориальных единиц.

Виды бюджетов:

Бюджет РФ:

- Федеральный бюджет;

- Консолидированные бюджеты субьектов  РФ:

а) Бюджет Том. области:

а.1 Бюжеты городских округов: Б. г. Томск.

а.2 Б. муниципал. районов (к): районн. Б., Б. городских и сульских поселений.

а.3 Областной Б.

б) Остальные регионы.

Консолидированный бюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Он используется для расчетов и анализа. Необходимость его обусловлена особенностями устройства бюджетной системы в РФ: по действующему законодательству бюджеты всех уровней существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды.

Однако для управления важно знать, какие финансовые ресурсы аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти. Поэтому составляются консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет Российской Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ (ст. 15, 16 БК РФ). В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие на территории страны.

 

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной  системы, который обеспечивается  единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех  уровней, выражающаяся в наличии  у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем расходов  должен быть равен объему доходов  плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей  бюджетов, их адекватность существующему  экономическому положению. Нарушение  этого принципа ведет к серьезным  финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов  означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость  публикации законов о бюджетах  и отчетов об их исполнении  в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

 

7. Внебюджетные фонды  в системе финансов РФ. Государственные  внебюджетные фонды, источники  их  формирования.

 

Целевые внебюджетные фонды

Внебюджетный фонд это фонд денежных средств образуемый вне ФБ и бюджетов субьектов РФ и предназначенный для реализации конституциональных прав граждан на пенсионное обеспечение, соц. страхование, охрану здоровья и мед. помощь.

 

Доходы внебюджетных фондов:

- Налоговые

- Не налоговые

- Безвозмездные поступления

*Неналоговые:

-обязательные страховые взносы;

-доп. страх взносы на накопит. часть трудовой пенсии работника  и работодателя в пользу работника (в ПФ);

-страх взносы на Обязат. СС  от несчастных случаев и проф. заболеваний на производстве (в ФСС);

-недоимки, пени, штрафы по обяз. взносам;

-доходы от размещения временно  своб. ден. средств фонда;

-штрафы, санкции и возмещения  вреда.

*Безвозмездные поступления:

-межбюдж. трансферты из ФБ;

-безвозм. поступления из гос. пенс. фондов (для ПФ);

-межбюдж. трансферты из бюджетов  субьектов РФ (для т. ОМС);

-прочие.

 

Пенсионный фонд РФ

Средства фонда предоставляются при наступлении страхового случая:

-достижения пенсионного возраста;

-наступления инвалидности;

-потеря кормильца.

 

Обязательным страховым обеспечением  по пенсионному страхованию явл.:

-трудовые пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца;

-выплата правопреемникам умершего  застрах лица его пенсионного  накоплений учтенных в специальной  части индивидуального л/с;

-единовременная выплата пенсионных накоплений лицам, не приобретшим права труд пенсию по старосте в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;

-соц. пособие на погребение умерших  пенсионеров, неподлежащих ОСС.

 

Кроме указанных за счет ПФ выплачивается ряд ежемес. соц. выплат (инвалидам, ветеранам, героям РФ и др.).

За счет ср-в фонда выплачив. доп. материальное обеспечение, доплаты к пенсиям, пособия и компенсации.

 

Фонд социального страхования РФ

Фонд явл. страховым и используется на следующие цели:

-для выплаты пособий гражданам, подвергшимся радиации, и уходу за ними и их детьми;

-обесп. инвалидов тех. ср-ми реабилитации;

-пособие по уходу за ребенком;

-пособие при рождении ребенка;

-пособие по беременности и  родам;

-пособие по временной нетрудоспособности и т.п.

 

Фед. и рег. фонды ОМС.

Для доп. фин-я здравоохр-я, выравнивания фин. возможностей территорий  по оказанию мед. помощи для обесп. устойчивости и всеобщности системы ОМС гарждан.

Из ф.ОМС финансируются след. мероприятия:

1 Выполнение террит. программ ОМС в рамках базовой программы ОМС;

2 Оплата мед. помощи женщинам  в период беременности, родов  и после родовом периоде, также  диспансерного набл-я за ребенком  в течении первого года жизни.

За счет ср-в предост-х из ФБ фин-ся:

1. Проведение диспансеризации находящихся в стационарных учереждениях детей сирот и детей, наход-ся в трудной жизненной ситуации;

2. Проведение доп. диспансеризации  работающих граждан.

Внебюдж. фонды явл. не просто совокупностью ден. средств, а явл-ся фин-кредитн. учреждениями, кот. имеют свои органы и аппарат управления которые самост. формируют проект бюджета фонда, исполняют его и готовят отчет о его исполнении.

 

8. Целевые бюджетные  фонды Российской Федерации, виды  и особенности.

Целевые бюджетные фонды это образуемый внутри бюджета фонд ден. ср-в за счет источников целевого назначения и исп-мый по отдел. смете на опред. цели.

Фонды межбюджетн. трансфертов.

За счет этих фондов нижестоящим территориям предоставляется фин. помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций.

Дотации – безвозм. передача ден. ср-в из одного бюджета в др. для его сбалансирования. Они предост. из создаваемых в ФБ фед. фонда фин. поддержки субъектов РФ.

Дотации в идеале должны предост. пол всем территориям а только тем, чей уровень бюджетной обеспеченности ниже критерия установленного в качестве уровня выравнивания.

Субсидии- безвозмездный отпуск ден. ср-в для долевого финансирования целевых расходов. Они предоставляются из создаваемого в ФБ фед. фонда софинансирования и созданных в рег. бюджетах регион. фондов софин-я.

За их счет финансир. приоритетные соц. значимые расходы нижестоящих территорий.

(ФЦП, объекты капит. строительства  субъектов РФ и МО).

Субвенции распред. м/у всеми нижестоящими террит. по единой методике пропорционально численности населения потребителей соотв. бюдж. услуг и другим показателем.

Предоставляются субвенции:

1) бюджетам субъектов на оплату  жилищно-коммунальных услуг отдельным  категориям граждан

2) бюджетам субъектов на реализацию  ФЗ "О присяжных заседателях"

3) бюджетам субъектов на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Все фонды межбюджетных трансфертов имеют либо стабилизационное назначение (дотации, субсидии) либо компенсационное (субвенции).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовому право"