Характеристика финансово-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития российской правовой системы с учетом социально-экономических и политико-правовых реалий продолжают оставаться актуальными научно-теоретические и практические вопросы специфики финансово-правовых норм, в связи с чем необходимо научное осмысление практики реализации конституционных основ финансово-правового регулирования, доктринальное исследование особенностей финансово-правовых норм как норм особого рода, являющихся способом управления в сфере денежно-кредитных отношений, выполняющих значительную роль в финансовой деятельности государства. Целью данной работы является исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика финансово-правовых норм…………………...5
1.1 Понятие и содержание финансово-правовых норм…………...5
1.2 Специфические особенности финансово-правовых норм…….7
2. Классификация и структура финансово-правовых норм……………..11
2.1 Виды финансово-правовых норм……………………………....11
2.2 Структура финансово-правовых норм………………………....18
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………….…….26

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовоправовые нормы.docx

— 56.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика финансово-правовых норм…………………...5

1.1 Понятие  и содержание финансово-правовых  норм…………...5

1.2 Специфические особенности финансово-правовых норм…….7

2. Классификация и структура финансово-правовых норм……………..11

2.1 Виды финансово-правовых норм……………………………....11

2.2 Структура финансово-правовых норм………………………....18

Заключение…………………………………………………………………23

Список использованной литературы……………………………….…….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Актуальность темы исследования финансово-правовых норм обусловлена той большой  и важной ролью, которую эти нормы  играют в системе финансово-правового  регулирования.

Финансово-правовые нормы — это установленные  государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения  в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового  образования, распределения и использования  государственных и муниципальных  денежных фондов и доходов. Финансово-правовые нормы закрепляют юридические права  и юридические обязанности участников общественных финансовых отношений. Как  и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и  форме и вводятся в действие в  точно установленный законодателем  срок.

Финансово-правовые нормы не являются простой волей  законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, например, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

На современном  этапе развития российской правовой системы с учетом социально-экономических  и политико-правовых реалий продолжают оставаться актуальными научно-теоретические  и практические вопросы специфики  финансово-правовых норм, в связи  с чем необходимо научное осмысление практики реализации конституционных  основ финансово-правового регулирования, доктринальное исследование особенностей финансово-правовых норм как норм особого  рода, являющихся способом управления в сфере денежно-кредитных отношений, выполняющих значительную роль в  финансовой деятельности государства. 

Объектом  исследования в данной работе являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права. Предмет исследования составляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права.

Целью данной работы является исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков  и особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая характеристика финансово-правовых  норм

 

 

1.1 Понятие и содержание финансово-правовых  норм

 

Финансово-правовые нормы (нормы финансового права) – «установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которые закрепляют юридические права и юридические обязанности их участников»1, т. е. это те первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.

Как и нормы других отраслей права, они представляют собой установленные  и охраняемые государством правила  поведения участников общественных отношений, выраженные в их юридических  правах и обязанностях. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли. К общим признакам финансовой нормы относятся то, что норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства; норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений; норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права; она всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте – законе, указе, постановлении,     приказе,    инструкции,     принятом     компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

_________

1Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Словарь-справочник-М., 1997

Содержание  финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, вытекающее из разнообразия финансовых отношений, например, правила взимания налогов с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т. д.

Содержание  финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан.

Таким образом, содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование денежных доходов государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

 

1.2 Специфические особенности финансово-правовой нормы

 

Специфические признаки финансово-правовой нормы  обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.1

Финансово-правовые нормы  отличаются от иных норм по предмету регулирования, а именно: финансово-правовые отношения  в процессе формирования и использования  денежных ресурсов государства. Финансовая деятельность государства, несмотря на многообразие форм ее проявления, есть деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, их распределением и  перераспределением, использованием, а также контролем. Все участники  возникающих при этом общественных отношений наделены определенными  правами и обязанностями. Одновременно они являются субъектами других отраслей права и также наделены соответствующим  объемом юридических прав и обязанностей. Финансово-правовые нормы закрепляют их полномочия как участников финансового  планирования, налогоплательщиков, кредиторов, заемщиков, контролеров, получателей  и распорядителей государственных  ассигнований и т.д. В законах, уставах, положениях об органах государственной  власти и управления, хозяйствующих  субъектах обязательно выделяются их права и обязанности по участию  в финансовой деятельности. В частности, это касается выполнения обязательств перед бюджетом. Будь это обязанности  в части составления, рассмотрения, утверждения, исполнения соответствующих  бюджетов или уплаты причитающихся бюджетной системе налогов, сборов, __________

1Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2004 г. с.45-67

 

пошлин, санкций, финансово-правовые нормы закрепляют эти обязанности, а также права  и меры ответственности. Например, в Налоговом кодексе РФ, содержатся нормы, устанавливающие права и обязанности налогоплательщиков, меры ответственности за нарушения налогового

законодательства.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены в специфике: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил; г) порядка защиты прав участников финансовых отношений.

Особенность финансовых норм заключается еще  и в том, что они являются средством  реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. Это обусловлено  принадлежностью финансового права  к праву публичному, а не к частному. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, будучи объективно обусловлена экономическим строем общества, производственными отношениями и т.д., детерминирована насущными потребностями и интересами больших масс людей - классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражданам, к наличию боеспособной армии, сильной милиции и т.д. При этом интерес к финансовому обеспечению государства, к получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования. Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. Таким образом, государство мобилизует денежные средства, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприятия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др. Поэтому, несмотря на разбросанность финансово-правовых норм по различным источникам, они всегда четко выделяются, так как регулируют только определенный круг общественных отношений.

Финансовое  право состоит из нескольких финансово-правовых институтов. Их объединение единой целевой установкой и использование  метода властных предписаний обусловливает  их содержательную идентичность. Нормы, относящиеся в целом к финансовому  праву, применяются в бюджетном  праве, налоговом праве, регулировании  денежного обращения и т.д. Они заключаются в наделении участников конкретных отношений, регулируемых отдельными финансово-правовыми институтами, соответствующими правами и обязанностями, закреплении мер ответственности за установленные законом нарушения финансовой дисциплины. В частности, санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного законодательства регулируются идентичными нормами, заключающимися в финансовых санкциях и административных штрафах, налагать которые могут руководители соответствующих финансовых и контролирующих органов.

Нормы финансового права  отличаются от других норм в системе  права ещё и своей нестабильностью, т.к. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и т.д. Этим обусловлены отмена устаревших и появление новых финансово-правовых норм.

Финансово-правовые нормы имеют особенности и с точки зрения своего происхождения: они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансовой нормы. Модель финансовых норм создается государством в той форме, которая требуется государству для обеспечения выполнения его задач.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, компетенция которых определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность; для правительства составление и исполнение бюджета - одновременно и право, и обязанность. Однако, это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.

 

 

 

2. Классификация и структура  финансово-правовых норм

 

2.1 Виды финансово правовых  норм

 

 

Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по ряду признаков:

1) В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные  нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Основная масса финансово-правовых норм является регулятивной, так как финансовое право, по существу, не является охранительной отраслью права, а призвано, прежде всего, отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст.51, 56 Налогового кодекса РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.

Информация о работе Характеристика финансово-правовых норм