Правовая характеристика государственного финансового контроля, проводимого в соответствии с нормами финансового правав РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика
государственного финансового контроля…………………………………….5
1.1. Понятие, предмет, цели и задачи
государственного финансового контроля……………………………………..5
1.2. Методы государственного финансового контроля………………………..8
1.3. Формы и принципы государственного
финансового контроля………………….............................................................12
2. Органы государственного финансового контроля………………………15
2.1. Система государственного финансового контроля……………………15
2.2. Федеральные органы государственного
финансового контроля…………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………….…………………25

Вложенные файлы: 1 файл

ГФК в РФ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика

 государственного  финансового контроля…………………………………….5

    1. Понятие, предмет, цели и задачи

государственного финансового контроля……………………………………..5

    1. Методы государственного финансового контроля………………………..8

    1. Формы и принципы государственного

финансового контроля………………….............................................................12

  1. Органы государственного финансового контроля………………………15

    1. Система государственного финансового контроля……………………15

    1. Федеральные органы государственного

финансового контроля…………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………….…………………25

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. Финансовый контроль является составной частью, или специальной отраслью, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач.

Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.

Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:

1. Определение понятия и значения  финансового контроля:

  • Виды финансового контроля.
  • Методы финансового контроля.

2. Характеристика органов, осуществляющих  финансовый контроль:

  • Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль.
  • Счетная палата РФ.
  • Федеральное казначейство РФ.
  • Федеральная налоговая служба.
  • Центральный банк РФ
  • Федеральная служба финансово- бюджетного надзора.
  • Негосударственный финансовый контроль – аудит.
  • Понятие и цели аудиторской деятельности

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Наряду с государственным и ведомственным контролем существует форма финансового контроля – аудиторство.

 

 

  1. Общая характеристика государственного финансового контроля.

 

    1. Понятие, предмет, цели и задачи государственного финансового контроля

 

Единого определения понятия «финансовый контроль» в РФ по большому счёту не существует поскольку, каждый автор, занимающийся вопросами Финансового права, стремиться дать своё, уникальное определение. Но можно выделить несколько из них, наиболее полно отражающих его суть.

Так, под финансовым контролем можно понимать регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования1.

Помимо этого, «финансовым контролем» можно назвать контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.2

Исходя из этих определений, можно вывести и определение собственно государственного финансового контроля, под которым можно подразумевать комплексную систему экономическо-правовых действий конкретных органов власти и управления, основанная и осуществляемая в соответствии с Конституцией РФ и иными законами.

Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Назначение государственного финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях государственного хозяйства.

Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процессы производства и распределения опосредствуются денежными отношениями.

Целью финансового контроля государства является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненных ущерб ли осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

1)организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

6) оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

7) контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

8) выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

9) контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

10) контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

11) выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Основным содержанием государственного финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства; проверка соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений; укрепление финансовой системы страны, содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике; выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта3.

В составе государственного финансового контроля значительное место занимает ведомственный контроль. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.

    1. Методы государственного финансового контроля.

 

Метод государственного финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля. Или же, уместно использовать более лаконичное определение данное профессором Химичёвой, в соответствии с которым под методами финансового контроля понимают приёмы или способы, средства его осуществления.4

По информационному обеспечению различают методы документального и фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Основными методами государственного финансового контроля являются: проверки; обследования; надзор; анализ финансового состояния; наблюдение (мониторинг); ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и  проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.5

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития, что принципиально отличает его от проверки. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.6

Информация о работе Правовая характеристика государственного финансового контроля, проводимого в соответствии с нормами финансового правав РФ