Характеристика финансово-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития российской правовой системы с учетом социально-экономических и политико-правовых реалий продолжают оставаться актуальными научно-теоретические и практические вопросы специфики финансово-правовых норм, в связи с чем необходимо научное осмысление практики реализации конституционных основ финансово-правового регулирования, доктринальное исследование особенностей финансово-правовых норм как норм особого рода, являющихся способом управления в сфере денежно-кредитных отношений, выполняющих значительную роль в финансовой деятельности государства. Целью данной работы является исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика финансово-правовых норм…………………...5
1.1 Понятие и содержание финансово-правовых норм…………...5
1.2 Специфические особенности финансово-правовых норм…….7
2. Классификация и структура финансово-правовых норм……………..11
2.1 Виды финансово-правовых норм……………………………....11
2.2 Структура финансово-правовых норм………………………....18
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………….…….26

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовоправовые нормы.docx

— 56.87 Кб (Скачать файл)

Гипотеза  имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется  с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти  слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, норма п.1 ст.74 Налогового кодекса РФ сформулирована так: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством". Гипотеза в этой норме выражена фразой: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов... " 1

Основа  финансово-правовой нормы - диспозиция, содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего выражаются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже - через права.

Способом  защиты правил, установленных финансово-правовыми  нормами, являются их санкции. Под финансово-правовой санкцией понимают меру юридической ответственности за нарушение нормы финансового права. Большинство исследователей указывают на наличие в рамках финансово-правовой ответственности особого рода санкций. К общим финансово-правовым санкциям относятся штраф и пеня.  Существуют ещё такие виды санкции, как закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных в срок платежей, применение

__________1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 27.07.2006 № 137 - ФЗ)

кредитных санкций банка. Они выражаются в воздействии на правонарушителя путем применения мер ответственности имущественного характера.

Санкция как обязательный элемент любой правовой нормы представляет собой, прежде всего, указание на меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям данной нормы. Основная цель санкций — предупреждение правонарушений. Если же правонарушение совершено, то применение и  реализация санкции направлены на осуществление задач общей и  частной превенции, исправление и перевоспитание правонарушителя, восстановление в возможных случаях нарушенного правопорядка. Кроме того, в содержании санкции имеется указание на юридические последствия правонарушения, которые могут возникнуть как на  основе актов уполномоченных органов, так и автоматически, в силу закона, без вмешательства каких-либо органов. При этом не следует отождествлять санкцию и юридическую ответственность. Санкция, являясь элементом нормы права, существует независимо от ее применения, тогда как юридическая ответственность наступает лишь при совершении неправомерного деяния, при нарушении той нормы права, в которой содержится санкция.

Как мера ответственности санкция  выполняет две основные функции: карательную и превентивную. Первая функция заключается в наказании нарушителя, в необходимости применения к нему лишений морального, физического, имущественного характера. Но кара не является самоцелью, она есть необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Превентивная функция меры ответственности выполняет задачи частной превенции (предупреждение нарушений со стороны самого виновного лица) и общей превенции (профилактика нарушений со стороны окружающих его субъектов).

В отличие от административных взысканий, отдельные из которых сочетают в себе «одновременно моральное осуждение, материальное воздействие и временное ограничение нарушителя в правах», меры финансовой ответственности сказываются на имущественном положении лица. Специфика финансово-правовых санкций заключается и в том, что их суммы поступают в бюджет, что свидетельствует о их фискальном характере.

Кроме того, особенностью финансово-правовых санкций является и то, что эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций и к должностному лицу, и к организации.

Ещё одной  специфической особенностью финансово-правовых санкций является  то, что, например, самую распространенную санкцию в области финансового права - пеню - финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. При нарушении срока платежа неизбежно применяется эта санкция.

Финансово-правовые санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений - Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.).

Меры  финансово-правовой ответственности  применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким  органам относятся федеральное  казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью  финансово-правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих случаях это не исключает необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц).

Для современных  условий характерно расширение круга  финансово-правовых санкций, большее  разнообразие их в сравнении с  до переходным к рыночным отношениям периодом.

Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений  финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных  санкций за нарушения в области  финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.

 

Заключение

Среди многих новых явлений, наблюдаемых  в России в период развития и становления  рыночной экономики, можно отметить бурное развитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе  других отраслей права и юридических  наук весьма скромное место. В доперестроечное время законодательные акты, содержащие нормы финансового права, были не многочисленны, здесь действовали в основном правительственные постановления и инструкции, центральных финансово-кредитных органов. В последние годы активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей. Однако следует отметить, что российская система финансово - правовых норм находится в  сложнейшем положении и  требует коренного пересмотра многих своих базовых институтов из-за влияния международно - правового регулирования. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также в ст. 5 Закона "О международных договорах Российской Федерации") содержит общую правовую норму, заключающуюся в установлении во внутреннем праве Российской Федерации определенного обязательства о придании международно - правовым нормам силы внутригосударственного действия.

В этой связи изучение механизма воздействия на внутреннее право международных финансовых соглашений с участием РФ является особенно актуальным, поскольку возникает  разделение международных норм, действующих  непосредственно или требующих  трансформации через внутренний правовой акт. Этим определяются и задачи государства по созданию концепции приведения норм российского финансового законодательства в соответствие с международно - правовыми финансовыми нормами. Многие российские финансово - правовые нормы и институты оказались неэффективными при их применении в новейших финансово - правовых условиях, в которых уже давно функционирует мировая финансовая система.

Приведение норм российского  финансового законодательства в  соответствие с международно - правовыми  финансовыми нормами требует пристального внимания к следующим аспектам:

- принципиально новые формы проявления и взаимодействия публичного и частного интересов в финансовой деятельности государства (повышение роли финансовых организаций, страхование финансовых рисков, развитие негосударственного финансового контроля);

- новая роль государственных органов Российской Федерации в отношениях с наднациональными финансовыми структурами;

повышенное влияние  на финансово - правовую среду условий  обеспечения прав и свобод человека, свободы конкуренции и малого предпринимательства, качества жизни (повышение роли государственных  доходов в обеспечении качества жизни, льготное налогообложение малого бизнеса, учреждений культуры, здравоохранения, образования и т.д.).

Необходимо учитывать  также международно - правовые финансовые акты, влияющие на внутреннее финансовое законодательство:

- международные финансовые  договоры РФ с иностранными  государствами, типовые соглашения  о финансовых рынках, о предотвращении  двойного налогообложения;

- универсальные финансовые  конвенции, принятые в рамках  международных экономических организаций, 

- международно - правовые  акты Всемирной Торговой Организации;

- Устав Международного  валютного фонда, Устав Мирового  банка, уставы и типовые (модельные)  акты межправительственных финансовых  организаций;

- документы неправительственных  финансовых организаций, находящихся  под эгидой Лондонского и Парижского  клубов;

- своды финансовых норм, систематизированных и кодифицированных  в рамках Мировой фондовой  биржи, Всемирной межбанковской  биржи, Всемирного депозитарного  хранения и др. финансовых институтов;

- модельные кодексы  организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Отсутствие ясных подходов к этим проблемам создает трудности  для вступления России во Всемирную  Торговую Организацию, осложняет применение иностранными инвесторами общепринятых в мире финансовых норм, препятствует созданию финансового рынка в  России, увеличивает финансовые риски  для ресурсодобывающих и других крупных компаний России, выходящих  на мировой рынок.

Возросшая роль финансово-правового регулирования  экономики и радикальные изменения  в законодательстве, вызвали появление в последние годы огромного количества финансово-правовых норм, кроме того, в современном финансовом законодательстве  отсутствует четкая классификация действующих финансово-правовых норм, наблюдается их разрозненность и противоречивость. Для преодоления ряда трудностей, связанных с применением финансово-правовых норм назрела необходимость комплексного исследования финансово-правовых норм, их систематизации, т. к. в настоящее время огромное количество финансово-правовых норм существует не на  уровне законов, а на уровне ведомственных нормативных актов.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Конституция РФ

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №186 «Вопросы Федеральной Службы по финансовому мониторингу» [текст]
  3. Апель А. Основы финансового права.2-е изд. /- СПб: Питер, 2002.
  4. Гладченко А.О. Основы финансового права./- М., 2004.
  5. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / - М.: Юриспруденция, 2001.
  6. Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Словарь - справочник./- М., 2001.
  7. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М., 2004.
  8. Финансовое право / под ред. Горбуновой О.Н. /- М., 2005.
  9. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева/ - М.: Юристъ, 2004.
  10. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф.Н.И. Химичева./- М.: Норма, 2005. 464 С.
  11. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. / – М.: Юристъ, 2000. – 495 с.
  12. Финансовое право: Учебник. 3.-е изд., перераб. и доп. / Отв. Ред. О.Н. Горбунова./- М.: Юристъ, 2006. – 587 с.
  13. Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химичева. Ф59 2-е изд., перераб. и доп. / – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.
  14. Финансовое право: учебно-методический комплекс отв.ред. Н.И. Химичева. /   изд. Норма 2005 г.

Финансовое право: Учебник для  вузов" 3-е издание, переработанное и дополненное Вострикова Л.Г. [электронный ресурс] /"Юстицинформ", 2007 http://ez2www.com/b

1 Финансовое право: Учебник для вузов" 3-е издание, переработанное и дополненное Вострикова Л.Г. ("Юстицинформ", 2007) Консультант Плюс

1 Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М., 2004 г.с. 78-86

2 Финансовое право: учебно-методический комплекс отв.ред. Н.И. Химичева  изд.Норма 2005 г. с.137

 


Информация о работе Характеристика финансово-правовых норм