Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:33, курс лекций

Краткое описание

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые воз¬никают в процессе образования, распределения и использова¬ния денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализа¬ции их задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. Особо выделяют полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ и за ис-

пользованием кредитных  ресурсов.

Министерство  финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Контрольные функции Минфина заключаются в следующем: Минфин имеет право проводить в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролировать рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов;

проводить документальные ревизии  и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов.

Федеральное казначейство было создано для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Министерство  РФ по налогам и сборам осуществляет контроль за реализацией налоговой политики государства, контроль за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются: государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками; осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов и т. д.

  1. Независимый финансовый контроль, его цели и задачи

Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Права аудитора: 1) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

2) получать у  должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; 3) самостоятельно выбирать формыи методы аудита и т.д.

Обязанности аудитора:

  1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;
  2. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  3. предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  4. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать  аудиторское заключение аудируемому лицу.

Виды  аудиторских проверок: обязательная - проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду; инициативная - проводится по решению хозяйствующего субъекта.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

  1. Система бюджетного права

Бюджетное право принято понимать в трех смыслах:

1) как науку;

2) как учебную  дисциплину;

3) как подотрасль  финансового права.

Бюджетное право как подотрасль финансового  права - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, в сфере:

1) структуры  бюджетной системы РФ;

2) доходов и  расходов бюджетов, их соотношения и порядка распределения между уровнями бюджетной системы;

3) бюджетного  процесса и т. д.

В рамках бюджетного права особо выделяются носители юридических прав и обязанностей - субъекты бюджетного права.

Круг  субъектов бюджетного права специфичен:

1)государство;

2) административно-территориальные  образования;

3) муниципальные  образования;

4)государственные  и муниципальные органы права.

Бюджетная система - установленная на экономических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Под институтами бюджетного права следует понимать взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений.

 К ним относят:

  • институт доходов бюджетов;
  • институт расходов бюджетов;
  • институт бюджетного процесса;
  • институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства и т. д.

Субинститутами бюджетного права выступают составные части (элементы) вышеуказанных институтов.

Например, в  рамках института бюджетного процесса могут быть выделены: субинститут утверждения бюджета; субинститут исполнения бюджета и т. д.

  1. Источники бюджетного права

Источники бюджетного права:

1) Конституция  РФ - закрепляет основы бюджетного права, в том числе правомочия в бюджетной сфере Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания;

2) федеральные  конституционные законы - например, у ФКЗ от 17.12.1997 г. ≪О правительстве РФ≫;

3) кодифицированный  законодательный нормативно-правовой  акт: Бюджетный кодекс РФ – основной нормативно-правовой акт в бюджетной сфере в систематизированном виде, закрепляющий порядок осуществления бюджетных правоотношений;

4) некодифицированные законодательные  нормативно-правовые акты: федеральные  законы - например, Федеральный закон от 24.12.2002 г. ≪О федеральном бюджете на 2003 г.≫, Федеральный закон от 06.10.2003 г. ≪Об общих принципах организации мест-

ного самоуправления в  Российской Федерации≫;

5) акты Президента РФ:

 

а)бюджетные послания Президента РФ;

б) указы Президента РФ - например, Указ Президента РФ от 05.03.2001 г. ≪О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды≫; 

в)постановления Правительства  РФ - например, постановление от 15.08.2001 г. ≪О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.≫;

 

7) нормативно-правовые акты  органов государственной власти  РФ - например, Письмо Минфина РФ  от 21.06.1996 г. ≪О задержке заработной платы в жилищно-коммунальном хозяйстве≫;

8) соглашения между органами  государственной власти РФ, ее субъектов и органами муниципального образования - например, Соглашение от 12.01.1996 г. между Правительством РФ и правительством Свердловской области о разграничении полномочий в вопросах бюджетных взаимоотношений;

9) нормативно-правовые  акты органов государственной  власти субъектов РФ;

Акты судебных органов, в  том числе Верховного и Конституционного Судов РФ, не являются источниками бюджетного права, но тем не менее играют важную роль в осуществлении бюджетных правоотношений.

 

  1. Понятие и структура бюджетных правоотношений

 Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений.

 В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1) государство и его территориальные подразделения (все субъекты и т.д.);

2) органы государственной  власти и МСУ (представительные, исполнительные).

 Структура бюджетных правоотношений:

1)субъект - государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные образования;

2) объект - денежные  фонды - федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты;

3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов бюджетных правоотношений;

4)основания  возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод бюджетно-правового  регулирования – чаще всего императивный;

6 ) с п о  с о б защиты бюджетных правоотношений.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) обязательным субъектом бюджетных правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). Юридические и физические лица в состав субъектов бюджетных правоотношений не входят.

При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) бюджетные  правоотношения являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона о бюджете (федеральном, субъекта Федерации или муниципального образования) на очередной год;

3) обязательным объектом бюджетных правоотношений являются соответствующие денежные фонды - бюджеты различных уровней.

Классификации бюджетных правоотношений:

1) по  характеру:

а) материальные - закрепляют содержание бюджета: состав доходов и расходов, полномочия различных органов власти в бюджетной сфере и т. д.;

б) процессуальные - закрепляют порядок функционирования бюджетной системы РФ: порядок осуществления бюджетного процесса (составление, утверждение, исполнение и отчет об исполнении бюджета), формирования бюджетных и внебюджетных целевых фондов и т. д.;

2) по субъектному составу:

а) отношения  по формированию федерального бюджета;

б) отношения  по формированию бюджета субъекта РФ;

в) отношения  по формированию местного бюджета.

 

  1. Понятие и основные принципы бюджетного устройства

Согласно БК РФ под бюджетным устройством  понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения. Как видно из определения, бюджетное устройство включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным.

Россия является федеративным государством. В связи  с разграничением компетенции между  Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.

БК РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации.

Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства (деления) Российской Федерации, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов:

Информация о работе Финансовое право