Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является исследование финансовой деятельности государства, как особого вида государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Показать необходимость и сущность финансов.
2. Дать определение понятию и раскрыть роль и задачи финансовой деятельности государства.
3. Рассмотреть принципы финансовой деятельности государства.
4. Охарактеризовать методы осуществления финансовой деятельности государства.
5. Раскрыть правовые формы финансовой деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1 Общая характеристика финансовой деятельности государства................5
1.1 Финансы, их необходимость и сущность..................................................5
1.2 Понятие, роль и задачи финансовой деятельности государства............9
2 Основные принципы и методы осуществления финансовой деятельности государства.........................................................................................13
2.1 Принципы финансовой деятельности государства................................13
2.2 Методы осуществления финансовой деятельности государства..........18
2.3 Правовые формы финансовой деятельности..........................................21
Заключение.......................................................................................................24
Библиографический список литературы.......................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИНПРАВУ.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, оно изобрело инструмент своего общественного саморегулирования  в виде финансового плана, которым, несомненно, является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год.

Рассчитывая предполагаемое количество и объем доходов, которые  должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не рассчитать предполагаемые затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлениями доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве - бюджет.

Это объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса - наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д.

Имеется отдельный план по доходам государства и специальный  план по расходам. Это рабочие планы  финансовых органов, уточняющих и детализирующих бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществляться финансовый контроль.

Таким образом, принцип  плановости является неотъемлемым условием всей финансовой деятельности государства.

Принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления. Он основывается на положении ст. 132 Конституции РФ. Органы местного самоуправления руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.[9]

 

 

2.2. Методы осуществления  финансовой деятельности государства

 

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы:

- методы мобилизации  фондов денежных средств;

- методы распределения  и перераспределения фондов денежных  средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод (метод установления налогов) - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др. В литературе их принято называть «социальными» налогами;

в) в отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольного привлечения денежных средств - покупка государственных ценных бумаг, приобретение облигаций, пожертвований, вклады в банки и т.д.;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

Ко второй группе - методам  распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами.

Финансирование применяется  в отношении государственных  организаций, метод кредитования - как  в отношении государственных  организаций, так и иных негосударственных  организаций.

Абсолютно на всех этапах используется метод расчетных операций (безналичный денежные расчеты и платежи наличными денежными средствами).

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам  аккумуляции или распределения  денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита. В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему:

1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие), государственный кредит.

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.

5. Местные финансы. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.[7]

 

 

2.3 Правовые формы финансовой деятельности

 

Формы финансовой деятельности выражаются в деятельности государственных  органов в образовании, распределении денежных средств. По своему характеру они могут быть правовыми и неправовыми.[3]

Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности. Неправовые формы проявляются в проведении совещаний в аппарате государственного органа, разъяснение, производство финансово-технических операций. К неправовым формам относятся финансово-экономический анализ, подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности. Конкретные формы финансовой деятельности зависят от того, какими органами она осуществляется. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий они регулируют общественные отношения в сфере образования, распределения и использования фондов денежных средств, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. Таким образом, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Эти акты устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы, служат основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений. Все финансово-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям:

1. По юридическим свойствам:

а) нормативные (устанавливают  общие правила);

б) индивидуальные (конкретизируются общие правила, установленные в нормативных актах, т.е. являются актами применения норм права).

2. По юридической природе:

а) законодательные (финансово-правовые акты, законы, принимаемые ГД, одобряемые Правительством, подписанные Президентом, а также законы субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности);

б) подзаконные (принятые на основе Закона и во исполнение Закона).

3. По органам, их  издающим:

а) Парламент и другие представительные органы власти;

б) Указы Президента;

в) Постановления Правительства, министерств, ведомств;

г) Приказы, инструкции, разъяснения ведомственного характера.

4. В зависимости от  характера предписания, содержащегося в финансово-правовом акте:

а) финансово-плановые;

б) разовые.

Финансовые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период (т.е. являются планом по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов). Чтобы финансово-плановый акт вызывал юридические последствия, как любой финансово-правовой акт, он должен быть утвержден компетентным (полномочным) органом в установленном порядке.

К финансово-плановым актам  относятся:

- бюджеты (федеральный,  региональный и местные),

- бюджеты государственных  внебюджетных фондов,

- финансово-кредитные  кассовые планы банков,

- финансовые планы  страховых компаний,

- составляются финансовые  планы и сметы органов государственного  управления, финансовые планы предприятий,  сметы бюджетных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель данного исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы его осуществления» можно сделать ряд выводов:

Финансовая деятельность государства - это осуществление  им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

В процессе осуществления  финансовой деятельности государство  решает в данной сфере следующие  три основные задачи:

1. Планового собирания  и распределения денежных фондов  в соответствии с целями государства.

2. Экономического стимулирования  общественного производства в целях его развития и интенсификации.

3. Контроля за законным  и целесообразным использованием  денежных и материальных ресурсов.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных  функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.

Среди основных принципов можно выделить следующие: принцип приоритета публичных интересов, принцип федерализма, принцип законности принцип гласности, принцип плановости, принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы, с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы мобилизации фондов денежных средств и методы распределения и перераспределения фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся  на следующие виды: налоговый метод (метод установления налогов), метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др., метод добровольного привлечения денежных средств - покупка государственных ценных бумаг, приобретение облигаций, пожертвований, вклады в банки и т.д., метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.), метод страхования, эмиссия денег.

Информация о работе Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления