Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является исследование финансовой деятельности государства, как особого вида государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Показать необходимость и сущность финансов.
2. Дать определение понятию и раскрыть роль и задачи финансовой деятельности государства.
3. Рассмотреть принципы финансовой деятельности государства.
4. Охарактеризовать методы осуществления финансовой деятельности государства.
5. Раскрыть правовые формы финансовой деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1 Общая характеристика финансовой деятельности государства................5
1.1 Финансы, их необходимость и сущность..................................................5
1.2 Понятие, роль и задачи финансовой деятельности государства............9
2 Основные принципы и методы осуществления финансовой деятельности государства.........................................................................................13
2.1 Принципы финансовой деятельности государства................................13
2.2 Методы осуществления финансовой деятельности государства..........18
2.3 Правовые формы финансовой деятельности..........................................21
Заключение.......................................................................................................24
Библиографический список литературы.......................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИНПРАВУ.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения.

Такая основа требует  усиления прогнозирования мобилизации  и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения  в денежной форме национального  дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности. Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности.

Чтобы правильно проводить  работу по аккумуляции доходов и осуществлению расходов из фондов денежных средств, в государстве до начала планируемого финансового года должны быть выявлены все возможные источники доходов и правильно установлены направления расходования средств. Должна проводиться большая работа по корреляции доходов и расходов государства из разных источников и по разным направлениям.

Финансовая деятельность государства это обязательно  плановая деятельность, основанная на финансовом плане. Бюджет любого государства  и в частности Федеральный  бюджет Российской Федерации представляет собой основной финансовый план государства, которым аккумулируются финансовые ресурсы, в целях их последующего перераспределения и использования для реализации проводимой государственной политики.[5]

Осуществляя финансовую деятельность, государство занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при формировании фондов денежных средств, как по доходам, так и по расходам, учитывая, что конечной целью финансового планирования является соответствие доходов расходам и, как идеальный результат, - получение по каждому фонду баланса доходов и расходов денежных средств.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три основные задачи:

1) планового собирания и распределения денежных фондов в соответствии с целями государства;

2) экономического стимулирования общественного производства в целях его развития и интенсификации;

3) контроля за законным и целесообразным использованием денежных и материальных ресурсов.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках, отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Особенности финансовой деятельности:

- Имеет межотраслевой  характер, поскольку формирование, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления, кроме того, государство контролирует все предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности.

- Осуществление финансовой деятельности происходит в виде финансовой деятельности как представительных, так и исполнительных органов государственной власти.

- Сфера финансовой  деятельности относится к ведению  федеральных органов, органов  субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Характеризуя финансовую деятельность РФ на современном этапе, важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные принципы и методы осуществления финансовой деятельности государства

 

2.1 Принципы  финансовой деятельности государства

 

Финансовая деятельность государства  и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, её общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в  области финансовой деятельности государства  и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди основных принципов можно выделить следующие:

- Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

- Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.[15]

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ ), федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71 Конституции РФ).

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72 Конституции РФ). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8).

Единство финансовой политики требует единой денежной системы  в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно  Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст.75).

Равноправие субъектов  Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции  РФ. На каждого из субъектов Федерации  в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей  Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и  здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение  государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и  распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности.

Это положение Конституции  РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и  муниципальных денежных фондов, в  финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

Так, Государственная  Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии.

К полномочиям Правительства  относятся разработка и представление  Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Участие граждан РФ в  финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции  РФ о праве граждан РФ участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей (ч. 1 ст. 32).[14] Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.[6]

Невыполнение предписаний  законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другим отрицательным последствиям.

Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2,15,57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Хотя в условиях перехода к рынку мы в целом и отказались от административного планирования, однако, рассматривая развитие человеческого общества, приходится сделать вывод о том, что человеческое общество является саморегулирующейся системой. Развиваясь, оно начало осуществлять вначале простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а затем человечество, объединенное в государство, стало считать свои доходы и расходы и, что очень важно, не только производственные, но и предполагаемые на следующий год.

Информация о работе Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления