Формы и методы осуществления функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее, полное изучение сущностных характеристик функций государства.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Определить понятие «функции государства»;
Раскрыть признаки функций государства;
Рассмотреть виды функций государства;
Дать характеристику внутренним и внешним функциям государства;
Проанализировать формы и методы осуществления функций государства.

Содержание

Введение
1. Понятие, признаки и содержание функций государства
2. Виды функций государства
2.1. Классификация функций государства
2.2. Внутренние функции государства
2.3. Внешние функции государства
3. Формы и методы осуществления функций государства
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

функции государства курсовая.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН

 

Введение

1. Понятие, признаки и содержание функций государства

2. Виды функций государства

2.1. Классификация функций государства

2.2. Внутренние функции государства

2.3. Внешние функции государства

3. Формы и методы  осуществления функций государства

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Функциональная характеристика государства занимает важное место  в современной теории государства  и права. Центральным для этой характеристики является понятие функции  государства. Функции характеризуют  то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях [19, C. 48].

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так  как позволят взглянуть на государство  не только со стороны его форм, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности. Познание государства предполагает изучение не только его статистики, но и его динамики, т.е. того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение. Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие «функции государства» - характеристики именного того, что и как государство делает [9, C.39].

Вопрос характеристики сущности функций государства раскрыт достаточно широко в учебной литературе (учебники по Теории государства и права под редакциями Лазарев В.В., Марченко М.Н., Пиголкина А.С., Матузова Н.И.  и Малько А.В., Морозовой Л.А., и др.). Так же отдельные вопросы данной темы раскрываются в научной периодической литературе, например, понятие и признаки функций государства раскрываются в статье Д.А. Хвана «Проблема определения и дифференциации функций государства», а характеристика социальной функции государства дается в статье И.А. Тарасовой «Социальная функция государства».

Целью курсовой работы является всестороннее, полное изучение сущностных характеристик функций государства.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие «функции государства»;
  2. Раскрыть признаки функций государства;
  3. Рассмотреть виды функций государства;
  4. Дать характеристику внутренним и внешним функциям государства;
  5. Проанализировать формы и методы осуществления функций государства.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава курсовой работы посвящена изучению понятия функций государства, раскрываются его характерные признаки. Во второй главе дается анализ видам функций государства. Третья глава характеризует формы и методы осуществления функций государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ  И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАСТВА 

 

Понятие «функция» наряду с такими понятиями, как «механизм», «форма» государства, является одной из важнейших категорий, характеризующих сущность государства.

Слово «функция» произошло от латинского functio, что значит «осуществление, исполнение». Функции государства - это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами. Функция всегда направлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана с социальной ролью государства, его местом в политической системе общества. Само содержание функции, таким образом, непосредственно связано с реализацией задач, которые государство решает на том или ином этапе своего исторического развития.

В юридической литературе нередко можно встретить термин «функционирование государства». Такое словосочетание не случайно. Государство «живет», действует как особый политический организм, при этом реализуя, выполняя те или иные функции, т.е. определенную социально значимую, целенаправленную деятельность [2, C. 115].

Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

В философском и общественно-социологическом плане термин «функция» понимается как: внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности.

Функции государства  наукой рассматриваются с различных  точек зрения. Это вытекает из того, что несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства. Изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.

Функции государства - категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования).

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи [18, C. 94].

Функции характеризуют  государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны  с объективными потребностями, устанавливаются  в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

К наиболее значимым признакам  функций государства относятся:

1. Имеют комплексный,  синтезирующий характер. Как основные  направления деятельности государства  они никогда не отождествляются  и не могут отождествляться  с самой деятельностью или  отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По своему характеру,  содержанию и назначению функции  государства никогда не бывают  социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают  социально-классовую сущность и  содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства. Поэтому одни и те же функции у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию [2, C. 115].

3. В функциях государства  прослеживается прямая связь  с основными целями и задачами  государства, стоящими перед ним  на том или ином этапе его  развития. Цель представляет собой  желаемый конечный результат деятельности государственных и негосударственных структур. Достижение цели предполагает необходимость согласованных и системных действий всех субъектов управленческого процесса. С изменением цели изменяется и характер действий всех взаимодействующих структур.

Приоритет и масштаб  реализации функций обусловливается  важностью и масштабностью задач  и целей. Так, в условиях войны  или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом  стоят задачи защиты страны от нападения  извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

4. Функции государства  не следует отождествлять с  функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей. Например, в ходе проводившейся административной реформы в Российской Федерации (2003 - 2005 гг.) часть функций государственных органов были признаны избыточными. Поэтому посчитали целесообразным их реализацию передать общественным организациям.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества [5, C. 154].

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Классификация функций  государства

 

Классификация функций  государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности функций государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже к отдельно взятым функциям.

В юридической науке  существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие  критерии классификации функций  государства, а именно:

1. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние).

2. По продолжительности  их существования и деятельности (постоянные и временные).

3. По принципу разделения  властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные).

4. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества).

5. От сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические).

6. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные).

7. На основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов Федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства).

8. В зависимости от обусловленности "природой всякого общества" (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества - общесоциальные функции) [18, C. 96].

Наряду с вышеназванными критериями классификации функций, распространенной является их классификация  по важности в общественной жизни - на основные и неосновные функции.

Надо отметить, что  данная классификация является насколько  традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы XX столетия в отечественной  литературе дискутировался вопрос о  том, что такое основные и неосновные функции государства и чем  они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической литературы последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и не основные не только желательна, но и объективно необходима.

Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизни, так и, в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями, функция обороны. В условиях экологических и других возможных катастроф и потрясений - экологическая и другие соответствующие функции. Таким образом, под основными функциями государства понимаются наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы, а под неосновными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры.

Информация о работе Формы и методы осуществления функций государства