Финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:05, реферат

Краткое описание

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по целенаправленному и планомерному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Т.о. финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач финансово-экономического характера, а также обеспечение обороноспособности страны и её безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

     Основные  принципы финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления.

     - принцип федерализма. Согласно  этому принципу финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, которые имеют общее значение для федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов федерации в целом в рамках Конституции РФ;

     - единство финансовой политики  и денежной системы. Самостоятельность  субъекта федерации не должна  выходить за рамки основной  федеральной политики, а также  устанавливаемых общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, которые взимаются в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения устанавливаются единым федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием единства экономического пространства в РФ. Соответственно, единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Эмиссия денег осуществляется исключительно Центральным Банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается (ст. 75 Конституции РФ)

     - принцип равноправия субъектов (определяется ст. 5 Конституции РФ). На каждого из субъектов федерации распространяется единое финансовое законодательство. Вне пределах ведения РФ каждый из субъектов осуществляет  собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, т.е. утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.;

     - принцип самостоятельности финансовой  деятельности органов местного  самоуправления. Данный принцип  гарантирован следующими статьями 13, 130-133. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта федерации. Они самостоятельно составляют и утверждают местный бюджет, самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законодательством;

     - принцип социальной направленности финансовой деятельности (ст. 7 Конституции РФ). Согласно этого принципа предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установлен гарантированный минимум оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и др. способов гарантий социальной защиты;

     - принцип разделения законодательной  и исполнительной властей. Конституция,  исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.  По федеральным налогам и сборам, по финансовому и валютному регулированию, по кредитному регулированию и денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета, обеспечение его исполнения, обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114)

     Тема  №5: «Финансовый контроль»

     Финансовый  контроль – это составная (специальная) часть, осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного экономического развития страны и отдельных регионов.

     Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются:

     - соблюдение установленного правопорядка;

     - экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, в соответствии задачам государства.

     Финансовый  контроль присущ всем государственно-правовым институтам, поэтому имеются нормы, которые предусматривают его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

     Основное  содержание финансового контроля заключается  в следующем:

     - проверке выполнения финансовых  обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

     - проверке правильности использования  государственными и муниципальными  предприятиями, а также учреждениями  и организациями, находящимся  в их хозяйственном ведении  или оперативном управлении денежных ресурсов;

     - проверке соблюдения правил совершения  финансовых операций, расчетов и  хранения денежных средств;

     - выявление внутренних резервов  производства и выявление и  предупреждение нарушений в финансовой  сфере.

     Виды  и органы финансового  контроля.

     Финансовый  контроль включает в себя три вида: предварительные, текущие и последующие.

     Предварительные контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и  использованию денежных фондов. Этот вид контроля имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой политики. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, т.е. это проекты бюджетов, финансовые планы, сметы, кредитные кассовые заявки и т.д. Смета – это план, по которому производятся расчеты.

     Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций, а именно в ходе выполнения обязательств перед государством, получения и  использования денежных средств  для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.

     Последующий контроль – контроль, который осуществляется после совершения финансовых операций, т.е. после исполнения доходной и  расходной частей бюджета, получения  и использование по факту предприятием или учреждением денежных средств и т.п. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

     В ведение государственной думы передан  контрольно-бюджетный комитет, который был создан ранее, при верховном совете, в соответствии с законом Российской Федерации об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как независимый от правительства и администрации президента орган. В компетенцию контрольно-бюджетного комитета входят проведение финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности расходование государственных средств, сферы материального производства, обороны и правоохранительных органов при формировании доходов и расходов, и за использовании внебюджетных фондов.

     Счетная Палата наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Этот финансовый орган подотчетен Федеральному Собранию Российской Федерации. Деятельность Счетной Палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже проведенных государственных расходов. К её задачам относятся следующие: организация и осуществление контроля за своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета из средств федеральных внебюджетных фондах в банках.

     В целях эффективности президентского контроля, создан специальный орган, Контрольное Управление Президента Российской Федерации. Его функции: анализ деятельности специальных органов контроля и надзора; рассмотрение жалоб, обращений граждан, предприятий, организаций, учреждений.

     В пределах своих полномочий Правительство  Российской Федерации осуществляет систематический контроль за исполнением  законов Российской Федерации, и  иных актов, регулирующих финансовое отношение, а также принимает меры по устранению их нарушений. Одновременно в полномочия правительства входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств. При этом правительство Российской Федерации вправе отменять акты этих органов.

     На  Министерство Финансов возложен финансовый контроль за целесообразным рациональным расходованием бюджетных средств  и средств государственных внебюджетных фондов, а также за использованием инвестиций, средств в иностранной  валюте, которые выделяются на основании решений правительства российской федерации. В связи с этим министерство  праве проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федерального органа субъекта средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, а также проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств.

     Еще к этим органам относятся Налоговая  Служба, Государственный Страховой надзор.

     Методы  финансового контроля.

     Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или  способы, а также средства его  осуществления. Используются следующие  методы финансового контроля: ревизия, проверка (документации, состояние учета отчетности); рассмотрение финансовых планов, рассмотрение заявок, рассмотрение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, заслушивание информации должностных лиц и т.д.

     Основной  метод финансового контроля – ревизия, наиболее полное и глубокое обследование финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

     Ревизии проводят различные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления по отношению подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в т.ч. и правоохранительных.

     По  объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборные (частичные).

     По  организационному признаку они могут  быть плановые и внеплановые, комплексные.

     При проведении документальной ревизии  проверяются следующие документы: первичные денежные документы (счета платежные ведомости, ордера, чеки, денежные отчеты, сметы и т.д.).

     Фактическая ревизия: проверка не только документов, но и наличных денег и материальных ценностей.

     Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия за определенный период (3 месяца).

     При выборочной ревизии контроль направляется на отдельные стороны организационно-хозяйственной  деятельности (пример, проверка командировочных  расходов). Срок проверки не должен превышать 30 дней.

     По  окончании ревизии оформляется акт, который имеет важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации, её главным бухгалтером. Замечания и возражения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации должны быть приложены в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основе акта принимаются меры по устранениям нарушений финансовой дисциплины, разрабатываются положения по предупреждению нарушения государственной дисциплины.

 

      Тема № : «Бюджетное право» 

     
  1. Понятие, социально-экономическая роль бюджета
 

     По  российскому законодательству бюджет разделен на государственный и местный. Согласно ст. 214 ГК к государственной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет казну республик в составе РФ, области, края, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

     Согласно  ст. 214 ГК имущество, принадлежащее на праве собственности городу и  сельскому поселению, другим муниципальным  образованиям является муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, которое не закреплено за муниципальными предприятиями, составляют муниципальную казну соответствующего города, сельского поселения или иного муниципального образования.

Информация о работе Финансовая деятельность государства