Финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:05, реферат

Краткое описание

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по целенаправленному и планомерному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Т.о. финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач финансово-экономического характера, а также обеспечение обороноспособности страны и её безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

     Государственные бюджеты формируются на уровне РФ, республик, входящих в её состав, автономных округов, автономных образований, краев и областей.

     Местный бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков и других административно-территориальных единиц. Вне зависимости от уровня формирования бюджет рассматривается в трех аспектах: как экономическая категория, в материальном смысле, бюджет как правовая категория.

     Бюджет  как экономическая категория  – система денежных отношений, возникновение  и реализация которых связаны  с формированием, распределением и  использованием бюджетных фондов разного  уровня;

     В материальном смысле – централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функция соответствующих органов. Этот аспект имеют ввиду, когда в официальном документе и практике государственной деятельности говорят о финансировании мероприятий, о содержании органов и учреждений за счет какого-то бюджета, о зачислении источников дохода и т.д.

     Бюджет  как правовая категория – основы финансового планирования образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда соответствующей территории, которые утверждаются соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

     Для бюджета как основного финансового  плана характерны признаки:

     - является универсальным финансовым  планом: его показатели охватывают  все сферы области экономики и социального развития;

     - по отношению к другим финансовым  планом является координирующим. Координация осуществляется через  взаимосвязь показателей бюджета  с показателями формой финансовых  планов. В финансовых планах предприятия  фиксируются объемы обязательных платежей в бюджет. Государственный бюджет организовывает все средства необходимые им для 

     Понятие и общая характеристика бюджетных прав. 

     Бюджетные права являются неотъемлемым элементом  правового статуса любого субъекта бюджетного права. Через систему этих бюджетных прав определяется участие субъектов в формировании бюджетной системы и их взаимоотношения в осуществлении бюджетной деятельности.

     Одной из особенностей термина «бюджетные права» является несовпадение его юридического содержания с названием. С точки зрению юридического содержания под «бюджетными правами» понимаются не только те права, которые субъект может реализовать, а может и не реализовать, но и юридические обязанности в области бюджета, т.е. бюджетные правомочия в целом.

     Основными актами, определяющими бюджетные права РФ, её субъектов и органов местного самоуправления являются Бюджетный Кодекс РФ, а также Законы республик в составе РФ и решения представительных органов власти других субъектов РФ, принятые ими в соответствии с основами российского бюджетного законодательства.

     В зависимости от группы/вида бюджетных  правоотношений они могут быть процессуального  или материального характера. По субъектному составу бюджетные  права могут принадлежать как  к конкретным представительным органам власти разного уровня, так и государству в целом. Распределению бюджетных прав по вертикале (т.е. между представительными и исполнительными органами) основано на конституционных нормах и договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и власти органов субъекта федерации.

     Распределение бюджетных прав между представительными  и исполнительными органами одного уровня, т.е. по горизонтали, основано на конституционных нормах о разделении компетенции между различными ветвями власти. Бюджетные права на федеральном, республиканском, областном, краевом и местном уровнях осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами власти. В этой связи территориальный уровень рассмотрения бюджетных прав является более предпочтительным, т.к. бюджетные права государства, национально-государственных административно-территориальных образований полностью поглощают бюджетные права органов власти соответствующих образований или территорий.

     Т.о. под бюджетными правами РФ, её национально-государственных и административно-территориальных образований понимается совокупность их прав и обязанностей в области бюджетной деятельности, которые осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами власти. 

     Понятие и принципы бюджетного процесса.

     Особенность бюджетов всех уровней – это последовательное прохождение возобновляющихся одних  и тех же стадий в установленном  законом порядке. Это обусловлено  тем, что акт, издаваемый о бюджете  того или иного уровня действует в течении определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт.

     Формирование  бюджетов включает в себя следующие  три стадии: составление бюджетов, рассмотрению бюджетов, утверждение бюджетов; исполнение бюджетов, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов. Основные положение формирования бюджетов установлены Конституцией РФ, однако, главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения бюджетов на территории РФ, является бюджетный Кодекс. Кроме того, этот порядок в определенной мере регулируется Регламентами обеих палат Федерального Собрания и некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.

     На  основании российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, которые регламентируют порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов. Деятельность по формированию и исполнению бюджетов представляет собой бюджетный процесс, понятие которого дается в бюджетном кодексе.

     Бюджетный процесс – это регламентируемая законом деятельность органов государственной  и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.

     Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об исполнении бюджетов занимает период более 3х лет. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом (в нашей стране он утвержден как 12 месяцев и совпадает с календарным годом).

     В основе бюджетного процесса лежат принципы, которые характерны для бюджетного устройства, т.е. единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Так же характерны и некоторые иные принципы: распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенций между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, рассмотрение и контроль за исполнением бюджета – к функциям органов представительной власти. Всем стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации и бюджетных показателей. Это принцип выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому направлению. Этот принцип реализуется через бюджетную классификацию, т.е. систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация имеет важное значение со стороны организующих и юридических признаков. С одной стороны применение бюджетной классификации обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней, упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использования по целевому назначению, также создает условия для объединения бюджетов в консолидированный бюджет. С другой стороны бюджетной классификаций выражена правовая организация бюджета, поскольку она является юридическим актом, лежащим в принципе в основе составления и исполнения бюджетов. Также для бюджетного процесса характерен принцип ежегодности, который выражается в повторении его стадий. 

     Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения  бюджета.

     Несмотря  на то, что каждый субъект РФ и органы местного самоуправления формируют и исполняют бюджеты самостоятельно, это не исключает наличие процессуальных юридических норм, которые устанавливают общие положения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Эти положения или принципы заключены в бюджетном законодательстве и состоят в следующем.

     Составление бюджета производится в соответствии с прогнозом и программами  социально-экономического развития территории. Это означает, что до составления  проектов бюджетов разрабатываются планы, прогнозы и целевые программы и на основании этих разработок исполнительные органы власти вносят предложения в представительные органы власти.

     Правительство РФ организует работу по доведению  до органов представительной и исполнительной властей субъектов РФ (включая города федерального значения) не позднее, чем за 7 месяцев до начала финансового года, инструктивного письма об особенностях составления расчетов проектов бюджетов на предстоящий финансовый год.

     В основе составления бюджетов должны находится: проценты от отчислений, регулирующих доходов и принятые в расчет суммы этих отчислений; показатели дотаций и субвенций и их целевое назначение; перечень и процентные доли доходов, закрепленные за бюджетами различных уровней;  перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета. 

     Общие положения.

     Органы  исполнительной власти тщательно проверяют  показатели и могут вносить свои предложения по изменению или  уточнению этих показателей.

     На  основании разработанных планов и прогнозов органы исполнительной власти вносят предложения о постатейной реализации бюджетных расходов.

     Утверждение бюджетов осуществляется постатейно.

     Практическую  работу по составлению проектов бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы.

     Принятые  бюджеты оформляются на уровне РФ и её субъектов законами, на уровне местного самоуправления – решением соответствующих органов (эти законы и решения подлежат обязательному опубликованию).

     Одновременно  с составлением, рассмотрением и  утверждением бюджета составляются и анализируются консолидированные бюджеты соответствующих территорий.

     Образуется  в соответствии с закон РФ о  занятости населения в РФ. Этот фонд предназначен доя финансирования мероприятий, которые связаны с  разработкой и реализацией государственной  политики занятости населения. Правовой режим фонда определен положением о государственном фонде занятости населения РФ, который утвержден постановлением верховного совета РФ от 8 июля 1993 года. Средства фонда занятости являются федеральной государственной собственностью и находятся в оперативном управлении подведомственных ему территориальных органов. Эти средства в состав бюджета не входят.

     В целях исполнения закона РФ «о медицинском  страховании граждан в РФ»  созданы федеральный и территориальный  фонды обязательного медицинского страхования. Правовой режим этих фондов определен положением «о федеральном фонде обязательного медицинского страхования» и положением «о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», которые утверждены постановлением верховного совета от 24 февраля 1993 года.

     Федеральные и территориальные фонды медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области  обязательного медицинского страхования  как составной части обязательного  государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Средства этих фондов являются федеральной собственностью, в состав бюджета не входят и изъятию не подлежат. Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при правительстве РФ.

     В соответствии с указом Президента РФ «О фонде социального страхования  в РФ» от 7 августа 1992 года он создан для финансирования выплат и пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 3х лет, для санитарно-курортного лечения, оздоровления трудящихся, а также для других целей государственно-правового страхования. Правовой режим этого фонда определяется постановлением РФ о фонде социального страхования в РФ от 12 февраля 1994 года.

     В отличие от социальных фондов к числу экономических внебюджетных фондов денежных средств относятся фонды, предназначенные для возрождения и развития каких-то регионов, видов деятельности, а также фонды, направленные на финансирование научных исследования, отдельных направлений в хозяйственной деятельности и т.д. Такие фонды создаются как на федеральном, так и на региональном уровне – фонд развития таможенной системы РФ, региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, отраслевые и межотраслевые фонды научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д. Эти фонды создаются как в силу законов РФ, так и в соответствии с законами РФ и указами президента и по решению компетентных органов. 

Информация о работе Финансовая деятельность государства