Участники исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:30, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования включает в себя законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, устанавливающее правовой статус участников исполнительного производства, а также гражданское процессуальное законодательство, регулирующее вопросы участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления в процессе.

Целью данной дипломной работы является исследование и анализ правового положения участников исполнительного производства по действующему законодательству.

Содержание

Введение
Глава 1. Субъекты исполнительного производства
1.1 Понятие и состав субъектов исполнительного производства
1.2 Лица, участвующие в деле, как субъекты исполнительного производства
Глава 2. Процессуальное положение и функции лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.1 Права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.2 Функции лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.3 Возможность участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

участники ип.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Функции  лиц, участвующих в исполнительном  производстве

 

Функции отдельных субъектов, входящих в категорию лиц, участвующих  в исполнительном производстве, основываются на социально-юридических функциях и вытекают из них, которые, в свою очередь, имеют тесную взаимосвязь с общесоциальными и социально-политическими функциями. Для определения функции субъектов, входящих в категорию лиц, участвующих в исполнительном производстве, используется тот признак, который положен в основу понятия лиц, участвующих в исполнительном производстве. Критерием определения функции и правового положения лиц, участвующих в исполнительном производстве, является цель, которая выражена в форме юридического интереса, а также деятельность лиц, участвующих в исполнительном производстве в форме способа выступления в исполнительном производстве (от своего имени, от имени других лиц) и принадлежности защищаемых интересов (свои интересы, интересы других лиц).

 

Функции участников исполнительного  производства:

 

1) функция взыскания, которую  осуществляет ограниченный круг  субъектов, к которым относятся судебный пристав-исполнитель, иные органы; в случаях, предусмотренных действующим законодательством, это могут быть банки, налоговые органы, органы таможни. Надо отметить, что эти субъекты не относятся к лицам, участвующим в исполнительном производстве.

 

Непосредственное осуществление  функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов  и должностных лиц возлагается  на судебных приставов-исполнителей структурных  подразделений территориальных  органов ФССП России (ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве).

 

Введение института судебных приставов-исполнителей представляет собой в какой-то мере возрождение известного института  судебных приставов, существовавшего  в России до 1917 г. Согласно Учреждению судебных установлений на судебных приставов возлагались обязанности по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнению иных поручений судов, в том числе исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании. Как характеризовал институт судебных приставов видный русский юрист той эпохи Е.В. Васьковский, судебные приставы являлись органами судебной полиции[40].

 

В соответствии с новым законодательством  полномочия судебных приставов-исполнителей по сравнению с судебными исполнителями расширены. Если судебные исполнители значительное число вопросов не могли решать самостоятельно, а им требовалась на соответствующие действия санкция судьи или суда, то судебные приставы-исполнители вправе самостоятельно решать большее число вопросов исполнительного производства. Лишь на отдельные действия судебного пристава-исполнителя необходима санкция старшего судебного пристава-исполнителя или суда в зависимости от характера исполнительного документа.

 

Действия судебного пристава-исполнителя  могут быть обжалованы в судебном порядке. Приведем пример из практики. ООО «Альтер» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.

 

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель, признав факт наличия исполнительного документа у него в производстве, заявил, что лицом, участвующим в деле, следует считать службу судебных приставов органа юстиции субъекта Российской Федерации.

 

Арбитражный суд не согласился с  мотивом данного заявления, исходя из следующего.

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 199 АПК  РФ в заявлении о признании  ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно быть указано  наименование органа или лица, которые  приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

 

В заявлении об оспаривании решений  и действий (бездействия) судебного  пристава-исполнителя должны быть также  указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением  которого оспариваются решения и  действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (пункт 5 части 1 статьи 199 АПК РФ).

 

Согласно пункту 1 статьи 90 Закона, статье 40, части 2 статьи 200, части 1 статьи 329 АПК РФ судебный пристав-исполнитель  привлечен к участию в деле как должностное лицо, бездействие которого оспаривается.

 

Признав оспариваемое бездействие  судебного пристава-исполнителя  незаконным, арбитражный суд в  соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал его совершить  определенные действия[41].

 

Судебному приставу-исполнителю может быть заявлен отвод, основания и порядок разрешения которого определены в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

 

Требования судебного пристава-исполнителя  по исполнению судебных актов и актов  других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России. На основании ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Поэтому в соответствии с исполнительным документом, предъявленным к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен предпринять все меры к его полной реализации.

 

Обязанности и полномочия судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов определены следующим образом. В частности, судебный пристав-исполнитель:

 

- должен принимать меры по  своевременному, полному и правильному  исполнению исполнительных документов, в противном случае его действия могут быть обжалованы. Так, предприниматель обратился в Арбитражный суд Томской области с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя МСПСП №17 по наложению ареста на ¼ долю квартиры №120 домовладения №15 зарегистрированной за предпринимателем без документов, подтверждающих отсутствие у него денежных средств, а постановление – не подлежащим исполнению.

 

Кроме того, факт отсутствия у должника иного имущества кроме квартиры, судебным приставом-исполнителем не доказан.

 

Определением суда первой инстанции  в удовлетворении жалобы отказано, действия судебного пристава-исполнителя  признаны правомерными.

 

Постановлением апелляционной инстанции определение суда оставлено без изменения.

 

В кассационной жалобе предприниматель  просил определение и постановление  отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального  права.

 

Федеральным арбитражным судом Сибирского округа определение и постановление апелляционной инстанции отменено, действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста признаны неправомерными, а постановление судебного пристава-исполнителя не подлежащим исполнению.

 

В соответствии п.1 ст.46 ФЗ “Об исполнительном производстве” обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.

 

В то же время следует иметь в  виду, что аресту (описи) предшествует этап поиска имущества и денежных средств, поскольку должник может не представить такую информацию о наличии имущества и его местонахождении.

 

Розыск имущества должника производится в порядке, предусмотренном ст.28 Федерального закона.

 

С целью наложения ареста на имущество  судебному приставу-исполнителю предоставлены широкие полномочия в соответствии со ст.ст.12,14 ФЗ “О судебных приставах”.

 

Кроме того, согласно п. 6 ст. 46 ФЗ “Об  исполнительном производстве” предусмотрено  правило о необходимости наложения  ареста на имущество только в размере, необходимом для погашения задолженности перед взыскателем.

 

Как следовало из материалов дела, судебный пристав-исполнитель не выполнил всех предусмотренных законом мер  по своевременному, полному и надлежащему  исполнению исполнительных документов, ограничился наложением ареста на выявленное имущество – ¼ доли домовладения, не выявив наличие иного имущества[42].

 

Между тем ст.255 ГК РФ, устанавливающее  порядок обращения взыскания  на долю должника в имуществе, находящемся  в общей собственности, прямо предусматривает, что взыскание на долевую собственность обращается при недостаточности у должника иного имущества.

 

- предоставляет сторонам исполнительного  производства или их представителям  возможность знакомиться с материалами  исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

 

- рассматривает заявления сторон  по поводу исполнительного производства  и их ходатайства, выносит соответствующие  постановления, разъясняя сроки  и порядок их обжалования;

 

- обязан взять самоотвод, если  он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности[43].

 

Судебный пристав-исполнитель имеет  право:

 

- получать при совершении исполнительных  действий необходимую информацию, объяснения и справки;

 

- проводить у работодателей  проверку исполнения исполнительных  документов на работающих у  них должников и ведения финансовой  документации по исполнению указанных  документов;

 

- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

 

- входить в помещения и хранилища,  занимаемые должниками или принадлежащие  им, производить осмотры указанных  помещений и хранилищ, при необходимости  вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им.

 

Судебные приставы-исполнители  вправе:

 

- арестовывать, изымать, передавать  на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом.

 

Судебным приставом неправомерно наложен арест на денежные средства, которые в будущем возможно поступят должнику.

 

ОАО обратилось в Арбитражный суд  Томской области с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя, в которой просит признать их незаконными, а также признать недействительным постановление от 11.01.2002г. судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на расход денежных средств должника.

 

Определением суда жалоба ОАО оставлена  без удовлетворения. При этом суд  исходил из содержания п.5 ст.45 ФЗ “Об  исполнительном производстве”, в соответствии с которым круг мер принудительного  исполнения не является исчерпывающим, что могут применяться и иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

 

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

 

В кассационной жалобе ОАО просило  определение отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального  права.

 

Кассационной инстанцией определение суда первой инстанции отменено, действия судебного пристава-исполнителя признанны незаконными.

 

Как следовало из материалов дела, судебным приставом-исполнителем Кировского ПССП №3 г. Томска было вынесено постановление  на основании возбужденного исполнительного производства, которым был наложен арест на расход денежных средств находящихся в кассе ОАО, обязав должника перечислять все поступающие денежные средства на депозитный счет Кировского ПССП.

 

- налагать арест на денежные  средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

 

- использовать нежилые помещения,  находящиеся в муниципальной  собственности, а при согласии  собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

 

- в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном  документе, на основании которого  совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган,  выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его  исполнения;

 

- объявлять розыск должника, его  имущества или розыск ребенка;

 

- вызывать граждан и должностных  лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, и  совершать иные действия, предусмотренные  Федеральным законом "Об исполнительном  производстве".

 

В ранее действовавшем Федеральном  законе "Об исполнительном производстве" было предусмотрено и вознаграждение судебному приставу-исполнителю  за успешные исполнительные действия. В частности, судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера - 5 минимальных размеров оплаты труда. В настоящее время такого вознаграждения не предусматривается.

 

В случае частичного исполнения исполнительного  документа по не зависящим от судебного  пристава-исполнителя причинам вознаграждение выплачивается пропорционально  взысканной сумме. Данная сумма вознаграждения выплачивается судебному приставу-исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного производства[44].

 

Исполнительное законодательство определяет не только круг полномочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок оспаривания его действий и постановлений. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а именно Российской Федерацией, поскольку система принудительного исполнения входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

 

2) функция защиты, которая характеризуется  сложным составом, так как осуществляется  всеми лицами, участвующими в  исполнительном производстве, т.е.  сторонами, представителями сторон.

Информация о работе Участники исполнительного производства