Участники исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:30, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования включает в себя законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, устанавливающее правовой статус участников исполнительного производства, а также гражданское процессуальное законодательство, регулирующее вопросы участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления в процессе.

Целью данной дипломной работы является исследование и анализ правового положения участников исполнительного производства по действующему законодательству.

Содержание

Введение
Глава 1. Субъекты исполнительного производства
1.1 Понятие и состав субъектов исполнительного производства
1.2 Лица, участвующие в деле, как субъекты исполнительного производства
Глава 2. Процессуальное положение и функции лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.1 Права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.2 Функции лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.3 Возможность участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

участники ип.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

 

Основанием законного представительства  является законодательный акт, издаваемый в тех случаях, когда представляемый не имеет возможности реализовывать  свои права и обязанности самостоятельно в силу возраста, физического или  психического состояния здоровья (например, представительство недееспособных физических лиц - несовершеннолетних, а также лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченными в дееспособности)[33].

 

Законное представительство может  возникнуть в трех случаях:

 

1) представительство несовершеннолетних лиц осуществляется их родителями, опекунами, попечителями;

 

2) представительство совершеннолетнего  лица, признанного судом недееспособным, осуществляется опекуном, назначенным  судебным решением; а лица, признанного  ограниченно дееспособным, - попечителем;

 

3) лицо, признанное в установленном  порядке безвестно отсутствующим,  в исполнительном производстве  представляется лицом, которому  передано в управление имущество  безвестно отсутствующего.

 

Законный представитель подтверждает свои полномочия паспортом, родитель - свидетельством о рождении детей, усыновитель - актом об усыновлении, опекун или попечитель - решением органа местного самоуправления о назначении лица опекуном (попечителем).

 

В интересах представляемых лиц  их законные представители могут перепоручать представление интересов в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя. Законные представители могут участвовать в исполнительном производстве вместе с этим лицом.

 

Добровольное представительство  между представляемым и представителем основывается на гражданско-правовом договоре поручения (статьи 971 - 979 ГК РФ), а также возможно на основании агентского договора (статьи 1005 - 1011 ГК РФ) или трудового договора. Общим основанием для добровольного представительства будет выступать договор, который может быть составлен в форме двустороннего документа или доверенности. В ст. 54 Закона закреплен порядок оформления полномочий представителей. Полномочия руководителей организаций подтверждаются либо документами, удостоверяющими их служебное положение, либо учредительными документами и приказом о назначении на должность[34].

 

Вызывает определенный интерес  подход законодателя к оформлению полномочий адвокатов. Как представляется, положения  Закона и Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2008; далее - Закон об адвокатуре) противоречат в определении оформления полномочий адвокатов в качестве представителей. Так, в Законе для адвокатов предусмотрен только один способ подтверждения полномочий, а именно представление доверенности, в то время как Закон об адвокатуре регламентирует, что полномочия адвокатов должны быть подтверждены ордером (кроме оговоренных специальных полномочий).

 

Доверенность составляется по строго определенной форме. В ней по общему правилу обязательно должны быть указаны лицо, выдавшее доверенность; представитель, которому поручается защищать права и интересы представляемого в исполнительном производстве; дата составления доверенности; подпись доверителя. Для доверенности на участие в исполнительном производстве существуют специальные требования: в ней в соответствии с п. 3 ст. 57 Закона должны быть оговорены полномочия на совершение действий, характерных только для исполнительного производства:

 

- предъявление и отзыв исполнительного  документа;

 

- передача полномочий другому  лицу (передоверие);

 

- обжалование постановлений и  действий судебного пристава-исполнителя;

 

- получение присужденного имущества  (в том числе денег и ценных бумаг);

 

- отказ от взыскания по исполнительному  документу;

 

- заключение мирового соглашения.

 

Доверенность на представительство  в исполнительном производстве, выданная физическим лицом, подлежит нотариальному  удостоверению. В соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

 

1) доверенности военнослужащих  и других лиц, находящихся на  излечении в госпиталях, санаториях  и других военно-лечебных учреждениях,  удостоверенные начальником такого  учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

 

2) доверенности военнослужащих, а  в пунктах дислокации воинских  частей, соединений, учреждений и  военно-учебных заведений, где  нет нотариальных контор и  других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

 

3) доверенности лиц, находящихся  в местах лишения свободы,  удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

 

4) доверенности совершеннолетних  дееспособных граждан, находящихся  в учреждениях социальной защиты  населения, удостоверенные администрацией  этого учреждения или руководителем  (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

 

Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных  с трудовыми отношениями, на получение  вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов  граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении (п. 4 ст. 185 ГК РФ).

 

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного  на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ)[35].

 

Полномочия представителя, являющегося  соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, поданном представляемым лицом судебному  приставу-исполнителю. В этом случае отдельной доверенности не требуется.

 

При несоблюдении установленной законом формы доверенность является ничтожной. Максимальный срок, на который может быть выдана доверенность, составляет 3 года. Если срок действия не указан, доверенность действительна в течение одного года. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

 

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно  может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. Передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные.

 

В ст. 56 Закона приведен перечень лиц, которые не могут быть представителями сторон в исполнительном производстве:

 

1) лица, не обладающие полной  дееспособностью;

 

2) судьи, следователи, прокуроры,  работники Федеральной службы  судебных приставов и аппаратов  судов, за исключением случаев,  когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.

 

В соответствии со ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11.02.1993 N 4462-1) нотариус также не может быть представителем по договору.

 

Права и обязанности во время  исполнительного производства по конкретному  исполнительному документу могут  переходить от одних лиц, являвшихся стороной в исполнительном производстве, к другим лицам. Поэтому правопреемство - это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее в нем не участвовавшему. Правопреемство возможно в течение всего исполнительного производства: с момента его возбуждения до окончания по основаниям ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

 

В качестве оснований правопреемства в исполнительном производстве выступает переход  материальных прав и обязанностей от стороны к другим лицам. Такими основаниями  могут быть следующие юридические факты. Во-первых, смерть гражданина, бывшего стороной. Во-вторых, прекращение существования юридического лица в форме реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ). Если же юридическое лицо ликвидируется, то его деятельность в соответствии со ст. 61 ГК РФ прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В-третьих, уступка требования. В-четвертых, перевод долга. Возможны и другие основания, поскольку их перечень является открытым, например в публичных правоотношениях.

 

Правопреемство  возможно не по всем исполнительным документам, а только по тем, по которым оно  имеет место в материальном праве. Например, согласно ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества, в связи с чем правопреемство допустимо[36].

 

На период до вступления в исполнительное производство правопреемника в случае смерти гражданина оно подлежит обязательному приостановлению  на основании определения соответствующего суда (п. 1 ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве). Что касается процессуально-правовых последствий при установлении других оснований для правопреемства (уступка требования, перевод долга), то поскольку Закон об исполнительном производстве не содержит оснований для приостановления производства по делу в подобных случаях, то, полагаем, что по заявлению правопреемника возможно отложение исполнительных действий (ст. 38 Закона) для того, чтобы он ознакомился с материалами дела и подготовился к участию в исполнительном производстве.

 

Для правопреемника все действия, совершенные в исполнительном производстве до вступления в него, обязательны в той мере, в какой  они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил, например он не вправе оспорить принадлежность должнику имущества, которое тот передал в порядке исполнения требований исполнительного документа взыскателю.

 

В отличие  от ст. 32 Закона об исполнительном производстве 1997 г., устанавливавшей, что правопреемство оформляется путем вынесением постановления судебного пристава-исполнителя, в ст. 52 действующего Закона об исполнительном производстве данное обстоятельство не отражено. Полагаем, что и в случае решения вопроса о правопреемстве судебный пристав-исполнитель, исходя из ст. 14 Закона об исполнительном производстве, должен вынести по данному вопросу постановление[37].

 

При этом судебный пристав-исполнитель обязан установить наличие соответствующих фактических  обстоятельств материального права, являющихся основанием для правопреемства. В этом плане правопреемство основано на юридических фактах гражданского права и отражает взаимосвязь материального и исполнительного законодательства. Например, реорганизация юридического лица (ст. 57-60 ГК РФ) связана с правопреемством реорганизованного юридического лица и необходимостью его соответствующего надлежащего правового оформления (наличие передаточного акта и разделительного баланса, государственная регистрация вновь возникшего юридического лица либо внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц, и т.д.).

 

Уступка требования регулируется ст. 382-390 ГК РФ, а перевод  долга - ст. 391, 392 ГК РФ. При этом необходимо соблюдение правил оформления уступки  требования и перевода долга. Уступка  требования, основанная на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге (п. 3 ст. 146 ГК РФ).

 

Поскольку речь идет об уступке требования по исполнительному документу в рамках исполнительного производства, то теперь возможно создание своеобразного рынка исполнительных документов, что, скорее всего, оживит исполнительное производство, позволит взыскателям получать хоть что-то, не ожидая длительное время.

 

Смерть  гражданина влечет за собой процессуальное правопреемство по обязательствам имущественного характера, связанным с его предпринимательской деятельностью.

 

Основания для правопреемства определяются судебным приставом-исполнителем в соответствии с судебным актом, актом другого органа или должностного лица, которые установили соответствующие юридические факты правопреемства в материальном праве. В частности, правопреемство по исполнительным документам, выданным судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возможно только после вынесения соответствующего определения компетентного суда о правопреемстве.

 

В частности, согласно п. 4 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением  судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов"[38] замена стороны ее правопреемником в исполнительном производстве осуществляется на основании судебного акта арбитражного суда.

 

Аналогичное разъяснение было дано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г.[39] В нем отмечено, что порядок процессуального правопреемства определен ст. 44 ГПК РФ. Согласно данной норме правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Следовательно, правопреемство может иметь место и на стадии исполнения решения. Вопрос о замене стороны правопреемником рассматривается судом по заявлению заинтересованного лица или судебного пристава-исполнителя в судебном заседании, о времени и месте которого извещаются стороны и судебный пристав-исполнитель. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба. В случае признания судом правопреемства судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену соответствующей стороны в исполнительном производстве правопреемником. Таким образом, замена стороны в исполнительном производстве осуществляется судебным приставом-исполнителем на основании определения суда.

Информация о работе Участники исполнительного производства