Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что право на жизнь – первейшее право человека, зафиксированное в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Это право провозглашено и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в других международных правовых документах и конституциях многих стран мира. «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» . Ключевым в данном понятии является жизнь. Жизнь есть важнейшее, бесценное и абсолютное благо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..…..3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
§ 1. Понятие и содержание права на жизнь в Российской Федерации……..……...15
§ 2. Право на жизнь и его место в системе основных прав человека
и гражданина………………………………………………………………...………39
§ 3. Ограничения права на жизнь в Российской Федерации и их
конституционное закрепление…………...……………………………...………….56
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Гарантии права на жизнь в Российской Федерации………………..……...…..77
§ 2. Субъекты обеспечения права на жизнь……………………….………….115
§ 3. Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь…………..144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………...……………………...187
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………197

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА111.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Судебный способ защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является основным. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Такая гарантия означает право каждого человека, чьи интересы были нарушены, обратиться за защитой в соответствующий судебный орган, и обязанность этого органа – рассмотреть обращение и принять по нему решение, соответствующее законодательству, так как государство должно обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции Российской Федерации).

Задачей правосудия является защита нарушенного права. Наличие нарушения права на жизнь и необходимость его защиты может быть выяснена лишь в результате судебного разбирательства.

В судебной системе важное место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, который можно назвать внутригосударственной судебной инстанцией для человека, защищающего свое право на жизнь в Российской Федерации.

 Конституционный Суд – судебный орган, предметом рассмотрения которого могут быть законы или другие нормативные акты, а не конкретные дела. Он обязан воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов, то есть не вправе подменять суды общей юрисдикции.

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека, их защита, определяют также смысл деятельности органов местного самоуправления. Реализация данного конституционного принципа для органов местного самоуправления означает обязанность подчинить свою деятельность обеспечению прав и законных интересов населения, проживающего на данной территории. Права человека реализуются главным образом на местном уровне, то есть там, где непосредственно реализуются его основные права. Деятельность органов местного самоуправления в обеспечении права человека и гражданина на жизнь приобретает, исходя из этого, особую значимость. Она охватывает основные сферы жизни человека: жилищно-коммунальную, охрану общественного порядка, землепользование и природоохранную деятельность, социальное обслуживание, здравоохранение, образование. К вопросам местного значения отнесены те, решение которых связано с реализацией конституционных прав населения либо с осуществлением государственной социальной политики.

 

 

Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ правового и теоретического материала, относящегося к субъектному составу обеспечения права на жизнь, позволяет сделать следующие выводы:

Российское государство, зафиксировав право человека и гражданина на жизнь в Конституции Российской Федерации, обязуется через деятельность органов государственной власти и управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

Конституционное право на жизнь человека и гражданина обязательно к признанию, соблюдению, защите для законодательной, исполнительной и судебной власти, и для органов местного самоуправления.

Право на жизнь активно защищается судами. Существенной особенностью реализации права человека на жизнь в России является деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, который защищает не только конкретное право, но и демократические принципы, презумпции, как основу этого права.

Исходя из целей нашего исследования, личного интереса автора, обусловленного службой в органах внутренних дел, а также важностью и большим объемом задач, широким диапазоном функций и полномочий, выполняемых подразделениями МВД по обеспечению права человека и гражданина на жизнь, следует дополнить вышеизложенное изучением указанных аспектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Роль органов внутренних дел в обеспечении

права на жизнь.

Конституционным основанием для организации и деятельности Министерства внутренних дел служит отнесение к компетенции Правительства Российской Федерации осуществления мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью» (пункт «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации). Естественно, что успешное решение данного круга вопросов возможно только при наличии специального отраслевого органа государственного управления, каким и является МВД России35.

Конституция Российской Федерации провозгласила ответственность государства за обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, реализуемую путем возложения конкретных обязанностей на органы государства, в том числе на органы управления (исполнительную власть), к которым относятся и органы внутренних дел (милиция). Органы внутренних дел (милиция) призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Основными задачами органов внутренних дел являются:

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Нижерасположенными в иерархической структуре рассматриваемых нами правовых актов являются Федеральные Конституционные законы «О чрезвычайном положении»36 и «О военном положении»37, и Федеральные законы «О противодействии терроризму», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»38, «Об обороне», «Об охране окружающей среды», «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности»39, «О внутренних войсках МВД РФ»40 и т.д.

Федеральный закон «О безопасности», определяющий безопасность как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В законе определено, что для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Другим важнейшим правовым актом является Закон «О милиции», который осуществляет правовое регулирование большинства вопросов организации и деятельности милиции. Ст. 1 этого закона определяет милицию как систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения мер принуждения, входящую в свою очередь в систему Министерства внутренних дел. Согласно ст. 2 Закона задачами милиции являются:

  • соблюдение и уважение самими сотрудниками ОВД прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, не нарушать их;
  • обеспечение личной безопасности человека;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • раскрытие преступлений;
  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Закон устанавливает обязанность служб криминальной милиции принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Следующая ступень в иерархической структуре правовых актов отведена указам и распоряжениям Президента РФ. Например, Указ «Об утверждении Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» и Постановление «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населённых пунктов Российской Федерации» конкретизируют задачи, права и обязанности милиции общественной безопасности, закреплённые в федеральном законе «О милиции».

Подводя итоги вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы и предложения:

1. В системе государственного механизма обеспечения права человека и гражданина на жизнь, важное значение имеет деятельность правоохранительных органов и среди них – органов внутренних дел. Важнейшей задачей органов внутренних дел в современный период является охрана и защита конституционного права человека и гражданина на жизнь, так как выполнение этой задачи способствует обеспечению реализации и развития, в целом, правового положения личности, свободной от страха и нужды, насилия и принуждения.

2. Внутренняя и внешняя деятельность органов внутренних дел позволяет обеспечивать эффективную реализацию права на жизнь:

а) Внутренняя сторона деятельности заключается в том, чтобы сами органы и их сотрудники не нарушали прав и свобод человека и гражданина, стояли на страже исполнения ими своих обязанностей;

б) Внешняя сторона деятельности органов внутренних дел состоит из четырёх основных направлений:

    • Осуществление эффективной профилактической деятельности по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
    • Своевременное пресечение нарушения прав и свобод человека и гражданина.
    • Своевременное раскрытие нарушения основных прав и свобод человека и гражданина.
    • Принятие своевременных мер к возможно полному восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

3. Утверждение начал законности и гуманизма в УК и УПК РФ, регулирующих деятельность правоохранительных органов, изменение задач уголовного судопроизводства с целью превращения традиционно репрессивных органов предварительного следствия и суда в подлинно правоохранительные органы, признание приоритета интересов личности над так называемыми публичными интересами – одно из важнейших гуманистических направлений соблюдения прав человека и гражданина в России.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное исследование показало, что вопросы конституционного обеспечения права на жизнь в Российской Федерации являются сложными и многогранными.

В целом, отметив теоретические и законодательные основы права на жизнь, проведя сопоставительный анализ норм международного и российского законодательства в сфере реализации права на жизнь, можно выделить следующее:

1. «Право на жизнь»  и «жизнь» – понятия не тождественные. Право – это социальная категория, а жизнь – биологическая. И именно биолого-социальная сущность человека позволила ему законодательно защитить свою жизнь, возведя естественное право на жизнь, на физиологическое существование (право жить) в ранг позитивного.

2. Право на жизнь – важнейший компонент системы прав и свобод человека и гражданина, конституционное закрепление которого в Российской Федерации базируется на общих принципах системы прав человека и гражданина, состоящих в следующем:

  • права человека, их осуществление, защита и восстановление нарушенных прав регулируются законодательством;
  • права человека универсальны, базируются на принципе равенства, гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;
  • права человека, их осуществление не должно нарушать прав, свобод и законных интересов других лиц;
  • права человека и гражданина едины на всей территории государства;
  • права человека и гражданина могут быть ограничены только законом на основании условий, сформулированных в Конституции и основных международно-правовых актах;

3. Право на жизнь является одним из сложных и неоднозначных прав в системе прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, это проблема этического плана (определение начала жизни и конца жизни), с другой – проблема, с которой современный человек сталкивается в повседневной жизни (это обеспечение и защита жизни). С одной стороны – это гарантированное и охраняемое законом право, а с другой – некоторые элементы содержания права на жизнь нарушаются, ограничиваются, ущемляются.

4. Ни одно право не должно трактоваться в ущерб другому, каждое право необходимо для полноты жизни человека и не может быть заменено им. Однако без права на жизнь невозможно представить реализацию других прав и свобод человека и гражданина.

5. Закрепление смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни в тексте Конституции РФ, акте, утверждающем в качестве высших ценностей человека, его права и свободы, а также расположение данной нормы в статье, регламентирующей право каждого человека на жизнь, обусловлено социальным назначением смертной казни как меры, направленной на защиту высшей ценности – человеческой жизни.

Информация о работе Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь