Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что право на жизнь – первейшее право человека, зафиксированное в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Это право провозглашено и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в других международных правовых документах и конституциях многих стран мира. «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» . Ключевым в данном понятии является жизнь. Жизнь есть важнейшее, бесценное и абсолютное благо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..…..3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
§ 1. Понятие и содержание права на жизнь в Российской Федерации……..……...15
§ 2. Право на жизнь и его место в системе основных прав человека
и гражданина………………………………………………………………...………39
§ 3. Ограничения права на жизнь в Российской Федерации и их
конституционное закрепление…………...……………………………...………….56
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Гарантии права на жизнь в Российской Федерации………………..……...…..77
§ 2. Субъекты обеспечения права на жизнь……………………….………….115
§ 3. Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь…………..144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………...……………………...187
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………197

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА111.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

С.В. Рязанцев, исследуя «право на эвтаназию» выделяет ее активную, когда используют средства, ускоряющие наступление смерти (передозировка снотворного, смертельная инъекция по просьбе больного и т.д.) и пассивную – бездействие врачей, отказ от борьбы за жизнь пациента формы.

В России эвтаназия всегда рассматривалась как недопустимое явление, как с нравственной, так и с юридической позиций.

Право на эвтаназию противоречит клятве Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла», будет принята эвтаназия, то надо будет менять веками сложившуюся психологию и этику медика. Ибо цель медицины – борьба за жизнь, за здоровье.

В Российском законодательстве впервые эвтаназия упомянута в ст. 45 «Запрещение эвтаназии» в «Основах  законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» устанавливающей, что лицо, которое побуждает больного или осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность. Цель российского законодателя – защитить жизнь.

Безусловно, все права человека и гражданина, в том числе на жизнь должны обеспечиваться комплексно-развитым механизмом защиты конституционных прав и свобод, развитой системой социальной и правовой защиты и, естественно, развитой политико-властной структурой государства. Данные проблемы будут подробно рассмотрены далее, во второй главе диссертационного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Гарантии права на жизнь в Российской Федерации

Право человека на жизнь – это широкое по своему содержанию понятие, включающее в себя совокупность условий, наличие которых способно гарантировать человеку достойное проживание на Земле. Право на жизнь означает, что никто не может и не должен произвольно, преднамеренно, по чьему либо усмотрению покушаться на жизнь человека, лишить его того, что безвозвратно дается каждому человеку при рождении.

В Конституции Российской Федерации и в отраслевом законодательстве закреплён комплекс правовых средств, которым обеспечиваются гарантии права на жизнь в России. Это средства, которые обеспечивают конституционные гарантии на достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной защиты: право не подвергаться пыткам, другому жесткому обращению или наказанию, а также медицинским, научным или иным опытам; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду и т.д.

Реализация права на жизнь есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Ее основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности. Объектом реализации права на жизнь выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой права человека на жизнь.

Обеспечение права на жизнь означает признать это право, ценить его, охранять, защищать и восстанавливать. Функции государства в обеспечении права на жизнь, так же как и других прав человека, проявляются в создании условий для реализации этого права, в его охране, защите и восстановлении. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение перечисленных функций приводит к тому, что государство, в лице его органов, не в состоянии обеспечить реализацию юридических гарантий права на жизнь, за что должно нести ответственность.

Важно выделить несколько наиболее существенных факторов в среде жизнедеятельности человека, тесно связанных с реализацией права на жизнь:

    • экология;
    • деятельность потенциально опасных производств в различных отраслях народного хозяйства;
    • безопасность пищевых продуктов и медикаментов;

Особая роль в реализации права на жизнь принадлежит духовной культуре общества (философия, художественная литература, театр и другие виды искусства), основанной на гуманистических принципах.

Не менее важная роль в реализации права на жизнь принадлежит и юридической сфере. Она представляет собой систему юридических средств и способов охраны и защиты, прав и свобод человека и гражданина.

Правильное применение законов, правомерность деятельности органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления в сфере реализации прав и свобод граждан обеспечивается, согласно Конституции Российской Федерации, системой правосудия. Расширение круга охраняемых законом прав личности, углубление их содержания в условиях многообразия современных экономических и социальных связей возлагает на суд особую ответственность и поднимает его значение как фактора утверждения экономической и социальной стабильности, как основного гаранта реализации права человека и гражданина на жизнь.

В Конституции Российской Федерации, в числе первых статей, определяющих статус человека и гражданина (ст. 20), зафиксировано: «Каждый имеет право на жизнь». Суть данного положения в том, что Конституция юридически закрепляет право на жизнь, как высшую ценность, а государство берет на себя обязательства охранять право каждого человека на жизнь, даже путем установления самой суровой, исключительной меры наказания за уголовные преступления против жизни – смертной казни. Здесь же, в ст. 20 зафиксировано, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни».

Право на жизнь обеспечено рядом таких конституционных гарантий, как право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации); запрет пыток и насилия (ст. 21); социальное обеспечение граждан по возрасту, болезни, инвалидности (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, бесплатную в государственных и муниципальных учреждениях, развитием системы здравоохранения (ст. 41). К сожалению, многие из этих гарантий имеют недостаточное правовое закрепление.

Государство обязано иметь эффективную систему защиты жизней своих граждан, обязано обеспечить их безопасность. И если принятое государством законодательство не способствует выполнению этой задачи, то оно должно быть изменено31.

Правовые гарантии, защищающие право на жизнь следует особо выделить в уголовном праве.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, охраняющих жизнь человека. Установлена уголовная ответственность: за убийство (ст. 105-109); неоказание помощи больному (ст. 124), за незаконное врачевание, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека (ст. 235) и др. Допускается и необходимая оборона (ст. 37).

Важную роль в обеспечении права на жизнь играет право, провозглашенное ст. 37 Конституции Российской Федерации, а именно ее ч. 3: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Важное место в этом процессе занимают производственная безопасность и охрана здоровья работников. Она включает в себя мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья людей и меры по предотвращению несчастных случаев на производстве.

Роль государства в обеспечении права на жизнь заключается и в том, что государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод; государство имеет в своем распоряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для недопущения подобных нарушений; только акт государственного органа обладает необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов.

Важно отметить, что в законодательстве Российской Федерации закреплены практически все основополагающие гарантии права на жизнь. Однако проблема эффективного обеспечения полноценной реализации права на жизнь коренится в несоблюдении условий эффективной реализации этих гарантий на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Субъекты обеспечения права на жизнь.

Механизм реализации внутригосударственных гарантий основных прав, свобод и обязанностей, в том числе, исследуемого права на жизнь сводится к обязанности государства на признание, закрепление, обеспечение, охрану и защиту основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина всеми органами государственной власти и общественными организациями.

Органы государственной власти, входящие в структуру государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на жизнь весьма многочисленны и отличаются разнообразием своих функций. Виды этих органов определяются в соответствии с конституционными принципами разделения властей, федерализма и местного самоуправления. Поскольку в России установлена федеративная форма государственного устройства, существуют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), а также органы местного управления и самоуправления на уровне районов, городов, районов в городах, поселков, сел и других поселений.

В системе способов защиты права на жизнь в Российской Федерации следует выделить следующие основные элементы:

    • Президент РФ;
    • Совет при Президенте РФ;
    • государственные институты несудебной защиты,
    • судебная система федерального уровня;
    • Прокуратура РФ;
    • органы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации;
    • представители всех ветвей власти уровня местного самоуправления;

 

 

Особое место в системе защиты права на жизнь занимает Президент Российской Федерации, как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина следит за их соблюдением и активно вмешивается, когда они нарушаются, путём принятия нормативных актов, заключением договоров и т.д. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, он наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России, на Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы.

Право на жизнь защищает Совет при Президенте по содействию и развитию институтов гражданского общества и правам человека, являющийся совещательным и консультативным органом при Президенте.

Основными направлениями деятельности указанного Совета по защите и обеспечению права человека и гражданина на жизнь являются:

  • подготовка проектов указов, распоряжений, обращений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • разработка предложений Президенту Российской Федерации о совершенствовании механизма защиты прав личности;
  • участие в подготовке законопроектов по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • подготовка ежегодных и специальных докладов о соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации;
  • рассмотрение обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства и др.

Достаточно большой объем работы по обеспечению права человека на жизнь выполняет Прокуратура РФ и, соответственно, занимает особое место в системе субъектов обеспечения права на жизнь. Исходя из основного конституционного положения – право на жизнь охраняется законом, прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнениями законов, действующих на территории Российской Федерации32.

Прокуратура осуществляет надзор за обеспечением права на жизнь задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера33.

В соответствии со ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание является представительным законодательным органом Российской Федерации, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Базовые конституционные характеристики правовых норм, составляющих основу статуса Федерального Собрания и его составных частей, законодательного процесса, организации их деятельности свидетельствуют о значительной роли данных институтов в деле обеспечения права человека на жизнь.

Особое место в системе обеспечения права на жизнь занимает система органов исполнительной власти, которая ориентирована на реализацию, воплощение в «жизнь» нормативных актов, регулирующих право на жизнь и связанные с ним сопутствующие права, которую в литературе относят к административному механизму защиты прав человека34.

Большую роль в обеспечении защиты права человека на жизнь, различных его составляющих играют такие различные министерства, как: здравоохранения, юстиции, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям и др. Они являются непременным элементом государственно-властного механизма, обеспечивающего реализацию прав граждан. Их главные функции – анализ состояния, прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих предприятий, учреждений, организаций.

Основной объем правозащитных мероприятий, в том числе по защите права на жизнь занимает судебная система Российской Федерации.

Судебная защита прав человека – совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, национальной, языковой или политической принадлежности либо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращающих неправомерное применение правовых норм посредством обращения в суды.

Информация о работе Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь