Правовые основы функционирования Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:03, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ

7
Структура современного банковского законодательства. Нормотворческая деятельность Банка России

7
Правовое регулирование банковского надзора

16
Правовое регулирование безналичных расчетов

37
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТТИ БАНКА РОССИИ

51
Претензионно-исковая работа в учреждениях Банка России

51
Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу

54
Проблемы правовой деятельности Банка России

56
Совершенствование правовой деятельности Банка России

58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

69

Вложенные файлы: 1 файл

право.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Во  третью группу включаются риски, предопределяемые внешними по отношению к банку макроэкономическими и нормативно-правовыми условиями деятельности:

  • не отвечающая интересам банка текущая емкость и доходность отечественных и международных финансовых рынков, на которых банк проводит операции и сделки;
  • негативные общие и структурные (отраслевые и региональные) тенденции экономического развития;
  • неблагоприятные изменения государственной экономической политики;
  • неблагоприятные изменения отечественных и зарубежных нормативно-правовых условий банковской деятельности.
  • пруденциальное регулирование банковской деятельности как раз и направлено на то, чтобы минимизировать вышеупомянутые риски и тем самым обеспечить стабильное функционирование банковского сектора экономики в целом. Для выполнения этой задачи Банк России наделен определенными функциями и полномочиями. Рассмотрим их более подробно.

Надзорные и  регулятивные функции Банка России выражаются в:

  • государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций;
  • в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности;
  • в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации;
  • Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Согласно ст. 74 Закона о Банке  России в случаях нарушения кредитной  организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний  Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный  Банком России срок предписаний Банка  России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения  или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации  штраф в размере до 1 процента  размера оплаченного уставного  капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

  • осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
  • замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;
  • осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести  месяцев установленные для кредитной  организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые  самостоятельно или в силу  существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг  друга, либо иных способов прямого  или косвенного взаимодействия  имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Кредитная организация не может  быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи, если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может обратиться в  суд с иском о взыскании  с кредитной организации штрафов  или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи.

В силу Инструкции Банка России "О применении к  кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" от 31 марта 1997 года N 59(в ред. Указаний Банка России от 11.01.2002 N 1098-У, от 16.01.2004 N 1378-У, от 19.03.2004 N 1396-У, от 23.07.2004 N 1480-У) надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

  • предупредительные;
  • принудительные.

Конкретный  состав применяемых мер воздействия  может включать как меры воздействия  только одного типа (предупредительные  либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений нормативных актов Банка России, с учетом:

  • характера допущенных кредитной организацией нарушений;
  • причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;
  • общего финансового состояния кредитной организации, которое определяется на основании данных отчетности (бухгалтерской, финансовой, статистической), материалов проверок и аудиторских заключений;
  • положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами.

Содержание предупредительных  мер воздействия включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

 Основаниями для применения  принудительных мер воздействия  являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований  федеральных законов, регулирующих  банковскую деятельность нормативных  актов (далее - банковское законодательство) и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

 К принудительным мерам воздействия  относятся:

  • - штрафы;
  • - требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
  • требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
  • требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;
  • ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
  • запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;
  • запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
  • требование о замене руководителей кредитной организации;
  • назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Применяемые к кредитной организации  принудительные меры воздействия, как  правило, оформляются в виде предписания 

Информацию о направлении предписаний  с приложением копий направленных предписаний территориальное учреждение Банка России по местонахождению головного офиса кредитной организации представляет территориальным учреждениям Банка России по местонахождению филиалов кредитной организации, которой направлено предписание.

Информация, содержащаяся в предписании, относится к сведениям ограниченного распространения в системе Банка России.

Контроль за выполнением кредитной  организацией требований предписания  осуществляется надзорным органом, направившим его. В необходимых  случаях территориальные учреждения Банка России по местонахождению головных кредитных организаций обращаются в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за деятельностью иногородних филиалов, с просьбой о проведении проверок выполнения требований, указанных в предписании, с указанием срока их проведения и сообщения результатов. Результаты проверок оформляются справками (актами), с которыми должна быть ознакомлена кредитная организация, получившая предписание.

Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом, и информация о применении к кредитным организациям этих мер воздействия не относится к сведениям ограниченного распространения.

Надзор за осуществлением филиалов производится на основании Инструкции Банка России от 11 сентября 1997 г. N 65 "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы" (в редакции Указаний Банка России от 19.12.1997 N 86-У, от 28.09.1999 N 650-У, от 01.12.2003 N 1347-У, от 16.01.2004 N 1377-У).

Необходимость выделения банков, имеющих  филиалы, в самостоятельную надзорную  категорию была обусловлена тем, что эти банки наряду с общими рисками, присущими банковской деятельности, подвержены повышенным региональному  и страновому рискам, а также дополнительному риску потери управляемости. Под региональным риском понимается вероятность возникновения экономических трудностей для банка в силу экономических проблем на территории, где функционирует филиал банка и иных неблагоприятных условий деятельности. Страновой риск состоит в вероятности понесения убытков, которые могут быть вызваны существенными изменениями экономических и правовых условий в странах, где расположены зарубежные филиалы банка. Дополнительный риск потери управляемости (риск управления) состоит в вероятности принятия руководством филиалов неподконтрольных руководству и собственникам банка решений или невыполнения филиалами принятых руководством и собственниками банка решений.

Надзор за деятельностью филиала  банка осуществляется с целью оценки степени риска, которую деятельность филиала несет для банка, и приведения этой деятельности в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством и Банком России.

Осуществление надзора производится по следующим основным направлениям:

Информация о работе Правовые основы функционирования Банка России