Правовые основы функционирования Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:03, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ

7
Структура современного банковского законодательства. Нормотворческая деятельность Банка России

7
Правовое регулирование банковского надзора

16
Правовое регулирование безналичных расчетов

37
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТТИ БАНКА РОССИИ

51
Претензионно-исковая работа в учреждениях Банка России

51
Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу

54
Проблемы правовой деятельности Банка России

56
Совершенствование правовой деятельности Банка России

58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

69

Вложенные файлы: 1 файл

право.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

 Помимо определения минимального  размера собственных средств  (капитала), который устанавливается  для банка в сумме рублевого  эквивалента 5 млн. евро, новой статьей предусмотрено, что условием для выдачи банку генеральной лицензии является наличие у него собственных средств в размере не ниже установленного минимального размера этих средств по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии. Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств определяется ежеквартально в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В отношении банков, имеющих на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере ниже суммы рублевого эквивалента 5 млн. евро, названной статьей определено, что такие банки вправе продолжать свою деятельность при условии, что размер их собственных средств не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года. Кроме того, установлено, что небанковская кредитная организация, ходатайствующая о получении статуса банка, должна иметь собственные средства в сумме не ниже рублевого эквивалента 5 млн. евро на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство.

Требование к минимальному размеру  собственных средств (капитала) будет  применяться также и к действующим  кредитным организациям в качестве условия создания на территории иностранных  государств филиалов и (после уведомления банка России) представительств, а также дочерних организаций (ст. 35).

В связи с установлением минимального размера собственных средств  кредитной организации вторая часть  статьи 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности" дополнена новыми основаниями для отзыва лицензии на осуществление банковских операций (всего их четыре). Например, если банк, размер собственных средств которого на 1 января 2007 года равен сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро или выше этой суммы, в течение трех месяцев подряд допустит снижение размера собственных средств ниже указанной суммы, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств, и не подаст в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации, Банк России будет обязан отозвать у него лицензию на осуществление банковских операций.

Внесены изменения и в ФЗ "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Отменены положения  Закона, касающиеся права Банка России определять размер собственных средств кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства дочерних организаций и открытия филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка (Федеральный закон от 03.05.2006 N 60-ФЗ).

Кроме того, в 2006 году внесены изменения  в законодательные акты об установлении Банком России порядка определения  рублевого эквивалента минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации и минимального размера собственных средств (капитала) банка, а также небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка. Рублевые эквиваленты названных показателей определяются Банком России ежеквартально, не позднее пятого рабочего дня первого месяца текущего квартала на основании курса евро по отношению к рублю Российской Федерации, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала. Определенные на текущий квартал рублевые эквиваленты действуют до даты их определения на следующий квартал. С 1 января 2007 года утрачивает силу Указание Банка России от 01.12.2003 N 1346-У "О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка" (Указание ЦБ РФ от 11.12.2006 N 1755-У; зарегистрировано в Минюсте РФ 19.12.2006 N 8639).

С 01.01.2007 года вступили в силу изменения, внесенные в Положение Банка России  от 04.06.2003 № 230-П «О регистрации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»

Внесение изменений в Положение  связано со вступлением в силу с 1 января 2007 года Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которым устанавливается минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка и минимальный размер собственных средств (капитала) банка, применяемый, в том числе, и для выдачи кредитной организации генеральной лицензии. Из документа исключаются положения, согласно которым требования по минимальному размеру уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, а также требования к размеру собственных средств (капитала) банка в случае ходатайства о выдаче генеральной лицензии на осуществление банковских операций устанавливаются Банком России, поскольку с 1 января 2007 года утрачивают силу документы банка России, предусматривавшие названные требования (Указание Банка России от 11.12.2006 N 1756-У; зарегистрировано в Минюсте РФ 19.12.2006 N 8638).

В соответствии с «Основными направлениями  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2007 год» В 2007 году будет расширяться взаимодействие банковского сектора с реальной экономикой, более заметной станет его роль в реализации приоритетных национальных проектов.

Банки сохранят доминирующее положение  в системе финансового посредничества и останутся в числе привлекательных объектов для инвестирования. Росту эффективности и инвестиционной привлекательности российского банковского сектора будет способствовать повышение доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков в условиях развития банковской деятельности и устойчивого функционирования системы страхования вкладов.

Одновременно будет нарастать  конкуренция на рынке банковских услуг, в том числе в связи  с повышением активности банков с  иностранным капиталом, а также  в результате развития трансграничного банковского обслуживания. Завершение либерализации валютного законодательства приведет к расширению предложения услуг иностранными банками. В этих условиях особое значение приобретает повышение конкурентоспособности отечественных банков, уровня их финансовой устойчивости, способности предоставлять высококачественные современные банковские услуги.

Финансово слабые, плохо управляемые  и недобросовестные кредитные организации  будут выбывать с рынка банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского банковского сектора. Несколько возрастет в капитале и активах банковского сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления новых банков, контролируемых нерезидентами.

Исходя из Стратегии в 2007 году Банк России продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского  надзора по ряду направлений. Одним из таких направлений будет участие в совершенствовании действующего банковского законодательства. Будет продолжена подготовка нормативных актов Банка России, ориентированных на действующее российское законодательство и международную практику банковского регулирования и банковского надзора. Учитывая, что динамичное развитие банковского сектора сопровождается накоплением рисков, будет уделяться дополнительное внимание вопросам качества систем управления рисками и внутреннего контроля, корпоративного управления, учета и отчетности. Будут предприняты дальнейшие шаги по развитию содержательного, риск-ориентированного надзора, внедрению в российскую практику рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), прежде всего Основополагающих принципов эффективного банковского надзора. Будут также осуществляться мероприятия по подготовке к реализации подходов, предусмотренных документом БКБН "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (далее - Базель II).

В 2007 году в целях укрепления финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора экономики должное внимание Банком России будет уделено проблеме капитализации кредитных организаций при сохранении приоритетного значения качества капитала. В том числе в 2007 году предстоит продолжить работу по созданию надлежащего нормативно-правового обеспечения роста капитала кредитных организаций банковского сектора, повышению качества управления в кредитных организациях по ряду направлений, включая:

  • выравнивание условий доступа российского и иностранного капитала в российский банковский сектор и конкурентных условий деятельности российских и иностранных банков;
  • упрощение процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования;
  • расширение возможностей кредитных организаций по открытию внутренних структурных подразделений;
  • совершенствование процедуры регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности в целях устранения факторов, сдерживающих развитие банковской инфраструктуры;
  • совершенствование регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций;
  • конкретизацию квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к руководству и учредителям (участникам) кредитных организаций;
  • уточнение подходов к включению в расчет основного и дополнительного капитала банка признанных международной практикой субординированных финансовых инструментов.

Приоритетным направлением в области  дистанционного надзора выступает  развитие содержательного компонента надзора, дальнейшее приближение техники и режимов к международной практике, развитие риск-ориентированного надзора за всеми существенными видами банковских рисков на соло- и консолидированной основе, включая как традиционные финансовые (кредитные, рыночные, процентные, ликвидности), так и нефинансовые риски (операционный, правовой, репутационный).

В этих целях предстоит осуществить  следующие мероприятия:

  • внедрение в надзорную практику новых подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, предусматривающих комплексный подход, отработанный в рамках формирования системы страхования вкладов;
  • внедрение режимов банковского надзора, базирующихся на оценках финансовой устойчивости кредитных организаций;
  • подготовка изменений в законодательство и внесение в нормативные документы изменений, направленных на внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках Базеля II;
  • совершенствование подходов к порядку формирования резервов на возможные потери, в частности уточнение методики формирования резервов по портфелю однородных ссуд исходя из приоритета содержания над формой, либерализации требований к оценке качества ссуд, предоставленных микрофинансовым организациям и использованных ими на выдачу ссуд субъектам малого бизнеса и физическим лицам;
  • совершенствование подходов к регулированию и надзору за риском ликвидности и методики расчета соответствующих нормативов;
  • совершенствование подходов к оценке рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера с группой экономически связанных между собой заемщиков и заемщиков, связанных с самой кредитной организацией;
  • совершенствование подходов к оценке качества управления процентным риском в кредитных организациях, включая вопросы организации системы управления процентным риском в кредитных организациях в отношении как торгового, так и банковского (неторгового) портфелей финансовых инструментов, чувствительных к изменению процентных ставок;
  • совершенствование консолидированной отчетности и анализа рисков банковских групп и банковских холдингов на консолидированной основе;
  • совершенствование подходов к оценке качества корпоративного управления в кредитных организациях, управления всеми существующими банковскими рисками с учетом повышения уровня автоматизации банковской деятельности, развития информационных аналитических систем и технологий банковского обслуживания;
  • обеспечение дальнейшего совершенствования системы раннего предупреждения возможных проблем кредитных организаций, банковских групп (банковских холдингов) и системы в целом;
  • совершенствование методики и инструментария мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора, в том числе проведение работы по расчету и анализу рекомендованных МВФ показателей финансовой устойчивости банковского сектора;
  • совершенствование раскрытия информации о состоянии и динамике развития банковского сектора, включая совершенствование системы макропруденциальных показателей его финансовой устойчивости, публикуемых Банком России, публикацию ежемесячного "Обзора банковского сектора Российской Федерации", издание "Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора" за 2006 год.

Банком России будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию  нормативно-правовой базы в части повышения требований по раскрытию информации при осуществлении кредитными организациями потребительского кредитования и мониторинга риска потребительского кредитования.

В ходе инспекционных проверок основное внимание будет уделяться вопросам:

  • оценки финансового состояния кредитной организации с элементами прогнозирования ее способности сохранять финансовую устойчивость на перспективу;
  • определения и оценки рисков на возможно более ранних стадиях их возникновения;
  • качества систем управления в банке, включая системы внутреннего контроля и управления рисками (оценка их адекватности характеру, масштабам и условиям деятельности банка);
  • соблюдения кредитными организациями (их филиалами) требований Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • соблюдения банками - участниками системы страхования вкладов критериев и требований, которые применялись при их вступлении в систему;
  • качества управления филиалами со стороны головного банка;
  • оценки достоверности учета (отчетности) кредитных организаций.

Банком России будут предприняты  меры по дальнейшему совершенствованию  механизмов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе будет усилена ориентация на оценку эффективности функционирующих в кредитных организациях систем внутреннего контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Банковская система представляет собой неотъемлемый элемент национальной экономики. Будучи связующим звеном рыночных отношений, она оказывает большое воздействие как на экономические процессы в стране, так и на жизнедеятельность общества в целом. Непременным условием устойчивого развития и нормального функционирования банковской системы является согласованная, объективно отражающая реальные процессы в экономике и обществе правовая база. В условиях рыночной экономики роль государства, устанавливающего правовые нормы экономической деятельности, включая финансовую, возрастает, усиливаются его регулирующие, надзорные и контрольные функции.

Информация о работе Правовые основы функционирования Банка России