Правовые основы функционирования Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:03, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ

7
Структура современного банковского законодательства. Нормотворческая деятельность Банка России

7
Правовое регулирование банковского надзора

16
Правовое регулирование безналичных расчетов

37
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТТИ БАНКА РОССИИ

51
Претензионно-исковая работа в учреждениях Банка России

51
Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу

54
Проблемы правовой деятельности Банка России

56
Совершенствование правовой деятельности Банка России

58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

69

Вложенные файлы: 1 файл

право.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Кроме Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется на основании ряда других законодательных и подзаконных актов, в числе которых – Федеральный закон  от 02.12.1990 № 395-1 “О банках и банковской деятельности” (с последующими изменениями и дополнениями).

Настоящий Закон:

  • даёт определение основных понятий: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, иностранный банк, банковская система Российской Федерации и  др.;
  • описывает: порядок наименования кредитной организации, предоставления информации о деятельности кредитной организации, порядок взаимоотношений между кредитной организацией и государством; перечень учредительных документов кредитной организации; определяет порядок расчёта уставного капитала кредитной организации; описывает органы управления; определяет;
  • устанавливает порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций,  а так же устанавливает правила бухгалтерского учёта, представления финансовой и статистической отчётности в кредитной организации, осуществлять надзор за деятельностью кредитной организации; определяет порядок ведения данной работы.
  • определяет меры по обеспечению стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций;
  • регулирует межбанковские отношения и обслуживание клиентов;
  • определяет условия открытия кредитной организацией своих филиалов, представительств и дочерних организаций на территории иностранного государства;
  • регламентирует порядок решения вопросов касающихся сберегательного дела;
  • Давая характеристику нормативной базе функционирования Банка России нельзя забывать, что законы всеобщего действия: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, хозяйственное право и другие, имеют немаловажное для Банка  России значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов.

Основополагающие положения о  статусе Банка России закреплены в Конституции Российской Федерации, какие либо изменения, затрагивающие этот статус, могут быть внесены только соответствующим законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Конституционные нормы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

  • программируют банковскую деятельность, распространяя на неё правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;
  • устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами (например, право на собственность, право на информацию, право на защиту и т.д.);
  • создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации;
  • регулируют вопросы разграничение предметов при осуществлении денежно-кредитной политики государства;
  • определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления банковской системой;
  • определяют основополагающие права и обязанности центрального органа банковской системы Российской Федерации - Банка России.

Уголовное право – обеспечивает защиту от наиболее серьезных и общественно-опасных посягательств на права и интересы государства, и иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в банковской сфере; предполагает уголовное преследование, которая возбуждается в отношении лиц, изготавливающих или сбывающих поддельные деньги; предусматривает ответственность за подделку пластиковых карт и платежных документов, а также за хищение денег и ценных бумаг; учреждает ответственность за совершение незаконных сделок с валютными ценностями; предусматривает наказание за разглашение банковской тайны и за незаконную банковскую деятельность.

Гражданское право – определяет правовые положения субъектов, участвующих в гражданском обороте и осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере; подробно рассматривает договоры, применяемые в банковской деятельности; регламентирует ответственность за нарушение обязательств и прекращение обязательств; раскрывает все формы расчетов.

Административное право – нормы административного права содержатся в основных банковских законодательных и подзаконных актах и призваны обеспечить управление банковской системы.

Налоговое право – рассматривает особенности определения доходов банка;  рассматривает особенности определения расходов банка; определяет особенности ведения налогового учета доходов и расходов банка.

Основы нормотворческой  функции Банка России имеют законодательное  закрепление. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты (в форме указаний, положений, инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Одним из основных принципов формирования и функционирования банковской системы Российской Федерации является принцип адекватного правового обеспечения. Значительная роль в реализации данного принципа принадлежит нормотворческой деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Нормативные акты Банка России входят в систему источников финансового  права. Они занимают значительною нишу в правовом фундаменте всей финансовой и банковской системы. Банковское право  является частью финансового права, а банковское законодательство как комплексная отрасль законодательства. 

Нормативные акты Банка России можно систематизировать по следующим направлениям:

  • нормативные акты, регулирующие непосредственно организационную деятельность Банка России;
  • нормативные акты, регулирующие отношения, в которых Банк России выступает как орган банковского регулирования и надзора за кредитными организациями;
  • нормативные акты, регулирующие общественные отношения  согласно одной из своих основных функций, закрепленной в Законе о Банке России, – во взаимодействии с Правительством РФ разработка и проведение единой государственной кредитно-денежной политики;
  • нормативные акты, регулирующие “внутреннюю” деятельность кредитных организаций;
  • нормативные акты, непосредственно регулирующие банковскую деятельность.

Кроме того, классификация нормативных актов Центрального банка Российской Федерации может осуществляться по принципу деления их на внутренние и внешние с законодательным закреплением особенностей их подготовки, принятия и вступления в силу.

Внутренние нормативные акты должны быть направлены на организацию деятельности в системе Банка России по реализации законодательно закрепленных функций, они должны иметь обязательный характер только для системы Банка России.

Внешние нормативные акты Банка России распространяются на субъекты, не входящие в систему Банка России, являющиеся внешними по отношению к ней.

Акт применения права или индивидуально-правовой акт в банковском регулировании  – это официальное решение Банка России по конкретному делу и направленное на индивидуально-правовое регулирование деятельности конкретных кредитных организаций.

Индивидуально-правовые акты являются результатом деятельности Банка России в сфере банковского регулирования и надзора. К ним относятся:

  • акты – разрешения – например, выдача лицензии на осуществление банковских операций (признание или предоставление права осуществлять банковскую деятельность);
  • акты – согласования –  акты, устанавливающие юридический факт согласования с Банком России (иными регулирующими органами) определенных действий, например, назначение на должности руководителя и главного бухгалтера кредитной организации определенных лиц;
  • предписывающие акты – акты, содержащие предписания Банка России (принимаемые, как правило, в порядке надзора или на основании результатов его) о совершении определенных действий в целях устранения недостатков в деятельности кредитных организаций, предотвращения совершения правонарушений в дальнейшем, или предписание об устранении правонарушения (констатация правонарушения);
  • правопрекращающие акты – приказ Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

Под интерпретационной деятельностью  Банка России понимается  подготовка официальных разъяснений как актов толкования права, информационно-методических материалов и обобщений практики применения федеральных законов и нормативных актов Банка России в пределах его компетенции.

Банк России заключает договоры для достижения целей деятельности Банка России по кругу вопросов, определенных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”. В качестве публичных договоров Банка России, имеющих финансово-правовые аспекты, выделяются договор корреспондентского счета с кредитными организациями, договор банковского счета с бюджетными организациями.

Анализ договорного акта Банка  России позволяет отметить его следующие  специфические признаки:

  • публично-правовой характер договора (разновидность финансово-правового договора);
  • обязательной стороной данного договора выступает Банк России или уполномоченный им представитель; договор заключается в рамках осуществления банковской деятельности.

Положительными тенденциями в  развитии нормотворческой функции  Банка России являются:

  • усиление роли законодательных норм в нормотворческой функции Банка России;
  • перевод на уровень федерального закона практически целесообразных положений нормативных актов Банка России;
  • учет в законодательной регламентации правоприменительной практики по судебному обжалованию нормативных актов Банка России. В перспективе случаи издания нормативных актов Банка России и вопросы, подлежащие регулированию в них, должны быть оговорены в федеральном законе.

Правовые акты Центрального банка  Российской Федерации, в юридическом отношении, характеризуются тем, что они:

  • являются правовыми средствами внутрисистемного государственного регулирования банковской деятельности;
  • выступают в качестве юридических фактов, т.е. являются фактическими основаниями для формирования денежно-кредитных правоотношений;
  • устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере банковской деятельности;
  • служат правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других актов;
  • могут являться юридическими документами, доказательствами в юридическом процессе;
  • являются важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц.

К правовым актам Центрального банка  Российской Федерации предъявляются следующие требования:

  • правовые акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить целям поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов, Конституции Российской Федерации, международным договорам, федеральным  законам;
  • Центральный банк Российской Федерации должен принимать правовой акт только в пределах своей компетенции, предусмотренной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
  • правовые акты Банка России должны издаваться при соблюдении нормативно установленного порядка его подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в силу и опубликования;
  • структура проекта правового акта определяется предварительно и должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования и его обсуждение, а в его содержании указывается порядок вступления его в действие, куда входят дата или момент вступления акта в действие, период (продолжительность) его действия (указание календарного срока действия акта, официальная отмена акта, исполнение содержащихся в нем предписаний, прекращение обстоятельств, по причине которых акт был принят, другие обстоятельства);
  • правовые акты Центрального банка  Российской Федерации должны быть целесообразными, то есть в них необходимо четко определять и указывать цели акта и ожидаемые результаты;
  • правовые акты Центрального банка  Российской Федерации должны содержать в себе экономически обоснованные, реально исполнимые, не противоречащие друг другу нормативные положения;
  • правовые акты Банка России в обязательном порядке должны доводиться до сведения лиц, которые будут их исполнять и соблюдать закрепленные в них требования и положения путем опубликования в периодических изданиях, комментирования в средствах массовой информации, по радио и по телевидению, издания специальных сборников;
  • правовой акт Банка России должен быть принят в надлежащей форме, несоблюдение которой приводит к тому, что действие такого акта может быть ограничено в отношении тех юридических последствий, которые имел в виду орган, его издавший, или же вообще не порождать никаких юридических последствий. В первом случае такой правовой акт называется дефектным, а во втором - ничтожным;
  • действие правовых актов Банка России может быть прекращено (приостановлено) на основании потенциального содержания в них основания прекращения действия (исчезновение предмета регулирования и поэтому исчезновение надобности в регулировании; истечение срока действия акта. Решение о его отмене или приостановлении действия) или в случае, если основания для прекращения  их действия находятся за пределами правового акта (решение об отмене акта; принятие нового правового акта взамен действующего; решения суда о прекращении действия акта).

Информация о работе Правовые основы функционирования Банка России