Правовое положение коммерческих банков по современным Российским законам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы являются коммерческие банки, объектом – российское законодательство.
Цель курсовой работы состоит в изучении правового положения коммерческих банков в российском законодательстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1. Виды кредитных организаций, входящих в 5
банковскую систему Российской Федерации 5
1.2. Признаки кредитной организации как юридического лица 9
1.3. Правоспособность кредитных организаций. 14
1.4. Организационно-правовая форма кредитных организаций. 17
1.5. Независимость кредитных организаций. 18
Глава 2. Практическая часть 26
2.1. Налог на добавленную стоимость 26
2.2. Налог на доходы физических лиц 26
2.3. Единый социальный налог 27
2.4. Местные налоги 29
2.5. Налог на прибыль предприятия 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Наличие у юридического лица обособленного имущества, принадлежащего ему на соответствующем вещном праве, приводит к учету этого имущества на самостоятельном балансе.

Имущество кредитной организации состоит из собственных и привлеченных (в основном вклады, деньги на счетах) средств, которые должны быть отражены на ее самостоятельном балансе. Если кредитная организация имеет филиалы, указанное имущество отражается на ее сводном балансе, который также является самостоятельным.

Размер собственных средств (капитала) для действующей кредитной организации может быть установлен в соответствии с Положением Банка России от 10 февраля 2003 г. N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций". Он исчисляется как сумма основного и дополнительного капитала, за вычетом определенных этим положением показателей. В состав собственных средств (капитала) кредитной организации включаются уставный капитал, фонды кредитной организации, нераспределенная прибыль и некоторые другие активы.

Уставный капитал кредитной организации определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Он образуется за счет имущества участников, которое передается ими кредитной организации с целью оплаты ее долей или акций. Статьей 11 Закона о банках установлены специальные правила формирования уставного капитала кредитной организации.

В ст. 24 Закона о банках предусмотрена обязанность кредитной организации формировать резервы (фонды) в целях обеспечения финансовой надежности кредитной организации. Перечень фондов кредитной организации и порядок их формирования определяются ее учредительными документами. Обычно кредитные организации имеют фонд основных средств, резервный и другие фонды.

Юридическое лицо обладает способностью от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Из ст. 5 Закона о банках вытекает, что кредитные организации вправе совершать перечисленные в ней операции и другие сделки. Эти действия совершаются кредитной организацией от своего имени.

Право кредитной организации иметь личные неимущественные права и, в частности, фирменное наименование вытекает из ст. 7 Закона о банках.

Юридическое лицо обладает способностью быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде. Самостоятельная процессуальная дееспособность кредитных организаций так или иначе вытекает из разных статей Закона о банках. Например, в соответствии со ст. 21 Закона о банках решения и действия (бездействие) Банка России или его должностных лиц могут быть обжалованы кредитной организацией в суд или арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами. Реализация указанного права превратит кредитную организацию в истца по делу.

Юридическое лицо несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Статьей 9 Закона о банках предусмотрена самостоятельная имущественная ответственность кредитных организаций. По общему правилу кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Кредитная организация не отвечает также по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства. Вместе с тем ответственность Банка России по долгам некоторых кредитных организаций установлена Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Но данная норма является скорее исключением, чем правилом.

Таким образом, все традиционные признаки юридического лица у кредитных организаций имеются. Однако по действующему законодательству наличия их недостаточно для того, чтобы эта организация возникла как юридическое лицо. Помимо указанных признаков необходимо присутствие еще одного, формального - факта регистрации кредитной организации в установленном порядке. Для такого вывода имеются следующие основания. В соответствии со ст. 12 Закона о банках кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным только с момента его государственной регистрации. Таким образом, без государственной регистрации организация не может приобрести статуса юридического лица.

Кредитная организация - коммерческая организация. Цели деятельности кредитной организации сформулированы в ст. 1 Закона о банках и должны быть определены в ее уставе. Законом предусмотрено, что кредитная организация осуществляет свою деятельность с целью извлечения прибыли.

Таким образом, по своему статусу кредитная организация является коммерческой организацией. Следовательно, ее деятельность регулируется всеми нормативными актами, которые регулируют предпринимательскую деятельность.

 

 

 

1.3. Правоспособность кредитных организаций.

 

Главной особенностью правового положения кредитных организаций следует считать предмет их деятельности - посредническую деятельность на рынке капиталов. Указанный предмет деятельности конкретизирован в ст. ст. 5 и 6 Закона о банках, в соответствии с которыми кредитные организации вправе выполнять банковские операции и другие сделки, как перечисленные в ч. 3 ст. 5 и в ст. 6 Закона о банках, так и не перечисленные в них. Причем сделки, названные банковскими операциями, кредитные организации осуществляют монопольно, иные сделки - в общем порядке, наряду с другими небанковскими организациями. В свою очередь, банки вправе монопольно осуществлять в совокупности три вида банковских операций, которые перечислены в ст. 1 Закона о банках. При этом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Поэтому любые сделки, так или иначе обслуживающие такую деятельность, не могут быть ею совершены.

В связи с указанной нормой возникает проблема определения характера правоспособности кредитных организаций.

Гражданская правоспособность кредитной организации представляет собой частный случай правоспособности юридического лица. В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Эти организации могут заниматься различными видами предпринимательской деятельности, вне зависимости от того, перечислены они в их уставах или нет. Таким образом, гражданский закон, а вслед за ним и доктрина различают общую и специальную правоспособность юридического лица. Причем специальная правоспособность всегда понималась либо как уставная правоспособность, либо как правоспособность, содержание которой составляет закрытый перечень видов деятельности, который не может быть расширен, например, учредительными документами.

Коммерческие организации, наделенные общей правоспособностью, в практической жизни никогда не осуществляют все виды деятельности сразу. Они вынуждены специализироваться. Причем одни коммерческие организации специализируются по собственной воле, другие - по воле законодателя. В последнем случае вводится в действие норма, запрещающая отдельным коммерческим организациям совмещать некоторые виды деятельности5. Аналогичная ситуация сложилась в отношении кредитных организаций, которым запрещено заниматься торговой, производственной и страховой деятельностью. Отсюда следует, что в отличие от остальных коммерческих организаций кредитные организации не обладают общей правоспособностью в том объеме, в каком идет речь в абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ, что их правоспособность ограничена. Однако представляется, что нет оснований для вывода о специальной правоспособности кредитных организаций, в смысле абз. 1 п. 1 ст. 49 ГК РФ. Помимо ст. 5 Закона о банках действующее законодательство не накладывает никаких ограничений на свободный выбор кредитными организациями каких-либо видов деятельности и совмещения их с банковскими операциями и сделками. Поэтому кредитные организации вправе осуществлять те банковские операции, которые перечислены у них в лицензии, а также заниматься любыми другими видами деятельности, которые прямо не относятся к торговле, производству или страхованию, вне зависимости от того, перечислены они в уставе или нет. Очевидно, речь может идти лишь о частичном ограничении общей правоспособности кредитных организаций путем введения для них запрета заниматься определенными видами деятельности. Это явление можно назвать принудительной специализацией кредитных организаций. Аналогичная ситуация складывается в отношении страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Унитарные предприятия, напротив, обладают специальной правоспособностью. В связи с этим сфера их специализации определяется уставом.

Вопрос о моменте возникновения правоспособности кредитных организаций является спорным. По общему правилу правоспособность юридического лица возникает со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц6  и прекращается после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц7. Однако деятельность кредитных организаций в части осуществления ими банковских операций лицензируется Банком России8 . В связи с этим в литературе была высказана точка зрения о том, что правоспособность кредитных организаций возникает не с момента регистрации кредитной организации как юридического лица, а с момента получения ею банковской лицензии. Аналогично прекращение правоспособности кредитной организации происходит с момента отзыва у нее банковской лицензии, а не с момента исключения ее из реестра юридических лиц9. Изложенная точка зрения опирается на определение кредитной организации, содержащееся в ст. 1 Закона о банках, где наличие банковской лицензии признается конститутивным признаком кредитной организации. Соглашаясь в целом с позицией о важности банковской лицензии, необходимо уточнить, что организация с отозванной банковской лицензией должна быть все-таки признана кредитной, хотя бы в порядке исключения. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, такая организация не исчезает как юридическое лицо и возможность осуществления ею всех банковских операций, указанных в ее уставе, сохраняется хотя бы потенциально; во-вторых, отзыв лицензии до ликвидации кредитной организации как юридического лица никогда не является окончательным. Банк России по собственной инициативе или по решению суда может вернуть кредитной организации ее лицензию. На практике имеется немало таких примеров. Нельзя же, в самом деле, признать, что в этом случае кредитная организация будет исчезать и появляться, как птица Феникс. В-третьих, после отзыва банковской лицензии кредитная организация вправе выполнять не только банковские сделки, перечисленные в ч. 3 ст. 5 Закона о банках, но и некоторые банковские операции, указанные в п. п. 5 и 6 Положения от 2 апреля 1996 г. N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в Российской Федерации".

Все приведенные примеры показывают, что правоспособность кредитной организации возникает и прекращается в общем порядке - с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Лицензия Банка России, как и любая другая лицензия, представляет собой разрешение на право заниматься определенной деятельностью, в данном случае - выполнять банковские операции, которые в ней перечислены.

 

1.4. Организационно-правовая форма кредитных организаций.

 

Закон о банках устанавливает, что кредитная организация может быть образована только как хозяйственное общество (ст. 1). Таким образом, Закон о банках не содержит нормы, которая бы точно определяла виды организационно-правовых форм кредитных организаций, однако исключает их образование в виде товариществ всех видов (полное, коммандитное, простое). Перечень допустимых организационно-правовых форм кредитных организаций содержится в п. 1.1 Инструкции Банка России N 109-И. Указанной нормой предусмотрено, что кредитная организация может создаваться только как акционерное общество, общество с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Такой подход оправдан, поскольку п. 1.1 Инструкции Банка России N 109-И содержит все виды хозяйственных обществ, известных ГК РФ. На практике, однако, кредитные организации создаются только как общество с ограниченной ответственностью (паевой банк) или как акционерное общество (акционерный банк). Действующее законодательство не стимулирует создания кредитных организаций в форме общества с дополнительной ответственностью.

Таким образом, помимо Закона о банках, образование и деятельность кредитных организаций регулируется также § 2 гл. 4 ГК РФ, Законом об акционерных обществах и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

 

1.5. Независимость кредитных организаций.

Кредитные организации, как и вся банковская система в целом, независимы от органов законодательной и исполнительной власти. Так, в соответствии со ст. 9 Закона о банках органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Приведенная норма не означает, однако, абсолютной бесконтрольности кредитных организаций. Из гл. 10 Закона о Банке России вытекает, что кредитные организации подконтрольны и поднадзорны Банку России. Последний наделен также правом регистрировать кредитные организации, лицензировать их деятельность, а также определять основные правила безопасного ведения банковского бизнеса (экономические нормативы), включая особые, повышенные требования к размеру минимального уставного капитала кредитных организаций.

Принцип независимости банковской системы от органов законодательной и исполнительной власти не означает полной бесконтрольности кредитных организаций. В силу указанного принципа рассматриваемые органы не вправе вмешиваться в процесс принятия кредитными организациями решений о выдаче кредита и выполнении ими иных операций по основной деятельности. Однако в рамках своей компетенции соответствующие органы (таможенные, налоговые, правоохранительные и т.п.) вправе контролировать выполнение кредитными организациями законодательства РФ.

Информация о работе Правовое положение коммерческих банков по современным Российским законам