Правовое положение коммерческих банков по современным Российским законам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы являются коммерческие банки, объектом – российское законодательство.
Цель курсовой работы состоит в изучении правового положения коммерческих банков в российском законодательстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1. Виды кредитных организаций, входящих в 5
банковскую систему Российской Федерации 5
1.2. Признаки кредитной организации как юридического лица 9
1.3. Правоспособность кредитных организаций. 14
1.4. Организационно-правовая форма кредитных организаций. 17
1.5. Независимость кредитных организаций. 18
Глава 2. Практическая часть 26
2.1. Налог на добавленную стоимость 26
2.2. Налог на доходы физических лиц 26
2.3. Единый социальный налог 27
2.4. Местные налоги 29
2.5. Налог на прибыль предприятия 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

ФГОУ СПО Кунгурский лесотехникум

 

 

 

 

 

 

 

Комплексная курсовая работа

 

 

По дисциплинам

«Финансовое право» и «Налоговое право»

 

На тему:

Правовое положение коммерческих банков по современным Российским законам

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. ПР-53

Вотинова Н. А.

Проверила:

Ипатова С. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кунгур, 2010

 

 

 

Содержание

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Термин "кредитная организация" является родовым. Он определяется как такое юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

 Таким образом, для определения  кредитной организации российский  Закон о банках предлагает  традиционные признаки кредитной  организации (банка), которые были выявлены и при анализе иностранного законодательства. Так, кредитная организация - это: юридическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью в виде банковских операций, перечисленных законодателем в специальном Законе, и имеет лицензию Банка России. Как и иностранное законодательство, Закон о банках предлагает формальное определение кредитной организации.

Банком, согласно российскому Закону, признается такая разновидность кредитной организации, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Таким образом, российский законодатель закрепил за банками монополию на совмещение этих трех видов банковских операций.

Коммерческие банки  относятся  к особой категории деловых предприятий, получивших  название  финансовых  посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и   другие  денежные средства, высвобождающиеся в процессе  хозяйственной  деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают  новые требования и обязательства,  которые становятся товаром на денежном рынке.

Правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется на основе ряда законодательных и подзаконных актов.

Таким образом, предметом курсовой работы являются коммерческие банки, объектом – российское законодательство.

Цель курсовой работы состоит в изучении правового положения коммерческих банков в российском законодательстве.

Информационная база исследования - при рассмотрении проблем курсовой работы детально изучен, проанализирован и обобщен объемный информационный блок: Конституция РФ, Закон «О банках и банковской деятельности», другие федеральные законы; учебные материалы; публикации, включая работы опубликованные в СПС «КонсультантПлюс»; информация ряда официальных структур, представленная в компьютерной сети «Интернет»; другие материалы.

Методы исследования: теоретические – изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, теоретический анализ и синтез.

Структура и объём исследования:  Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание  изложено на  35 страницах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая часть

 

1.1. Виды кредитных организаций, входящих в

банковскую систему Российской Федерации

 

В соответствии со ст. 1 Закона о банках кредитные организации различаются в зависимости от видов выполняемых ими операций.

Виды банков. В определении банка, содержащемся в ст. 1 Закона о банках, выделены следующие три главных признака банка. Во-первых, банк - это кредитная организация. Во-вторых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. В-третьих, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности. Если хотя бы один из указанных признаков отсутствует, организация не может рассматриваться как банк.

Анализ законодательства и банковской практики позволяет выделить следующие виды банков.

1. Универсальные (осуществляющие широкий  круг банковских операций) и специализированные (оказывающие преимущественно какой-то  один вид банковских услуг). В  России, как и в других странах, практика идет в основном по  пути создания универсальных банков. Поэтому такая классификация является в известной мере условной. Можно, однако, выделить отдельные банки, история создания и развития которых позволяет сделать вывод о некоторой специализации на какой-либо одной группе банковских операций.

Например, Сберегательный банк РФ преимущественно обслуживает физических лиц. Поэтому его специализация - сберегательное дело. Однако этот банк имеет генеральную лицензию и поэтому оказывает клиентуре весь спектр банковских услуг, как и любой другой банк. Банк для внешней торговли (ВТБ) преимущественно обслуживает внешнеэкономическую деятельность, однако фактически осуществляет все остальные внутренние банковские операции.

2. Банки, имеющие филиалы и бесфилиальные  банки.

3. Акционерные и паевые банки. Паевыми называются банки, созданные в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Такое название не носит правового характера, а является исторически сложившимся.

4. Характер инвестиций в уставные  капиталы банков позволяет различать государственные (муниципальные) и частные банки, а также банки с иностранными инвестициями.

По общему правилу ст. 11 Закона о банках использование средств бюджетов всех уровней, а также иного государственного и муниципального имущества для формирования уставных капиталов банков не допускается. Исключения из этого правила должны быть специально предусмотрены законодательными актами соответствующего уровня. Этими же актами может определяться доля участия государственных или муниципальных средств в капиталах банков.

Приведем несколько примеров. В соответствии со ст. 2 Закона о Банке России уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Таким образом, Банк России является банком со стопроцентным государственным капиталом. Участие Российской Федерации в уставных капиталах ряда других банков осуществляется через Банк России в соответствии со ст. 8 Закона о Банке России (Сбербанк РФ, бывшие совзагранбанки и т.п.). Статья 42 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"  разрешила органам местного самоуправления создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. К сожалению, особенности правового статуса муниципальных банков законодательством не определены.

Частные банки создаются юридическими и физическими лицами на общих основаниях.

Законодательству известны следующие формы участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Из ст. ст. 17 и 18 Закона о банках, а также из п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что на территории Российской Федерации могут создаваться кредитные организации с иностранными инвестициями и открываться филиалы иностранных банков. Кредитные организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами российского права, созданными по законодательству Российской Федерации, которые отличаются от других кредитных организаций только составом участников (все или часть из которых - нерезиденты), а также источником формирования уставного капитала: полностью или частично - средства нерезидентов.

Понятие филиалов иностранных банков может быть раскрыто, прежде всего, через понятие "иностранный банк". Иностранным следует считать банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.1 Следовательно, критерий для выявления статуса банка должен определяться личным законом иностранного юридического лица, т.е. иностранным, а не российским правом. Аналогичным образом российский законодатель определяет понятие "филиал иностранного банка". Филиалами иностранных кредитных организаций могут быть признаны только те организации, которые созданы как филиалы банков в соответствии с законодательством иностранных государств.2 Однако для осуществления банковской деятельности на территории Российской Федерации они должны иметь лицензию Банка России. Таким образом, статус филиала иностранного банка должен определяться по законодательству головного банка, а объем специальной дееспособности его филиала, действующего на территории Российской Федерации, - по лицензии Банка России, т.е. фактически по российскому законодательству.

Российские банки с иностранным участием и филиалы иностранных банков могут открываться на территории Российской Федерации только в пределах квоты (предельного размера) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 Закона о банках размер квоты должен устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. На сегодняшний день такой федеральный закон отсутствует. В 1993 г. решением Совета директоров Банка России (протокол N 13 от 29 марта 1993 г.) был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%. С тех пор этот показатель не пересматривался.

Особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями определяются Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. N 437 "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов".

Характер инвестиций в уставные капиталы банков (государственные, муниципальные, частные, иностранные), как правило, не влияет на имущественные права банков, образованных с их участием. Практически все банки, созданные по законодательству Российской Федерации, считаются собственниками имущества, переданного в их уставный капитал. Исключение составляет Банк России (особое вещное право) и филиалы иностранных банков (собственник определяется по иностранному законодательству).

 

 

 

1.2. Признаки кредитной организации как юридического лица

 

Кредитная организация - юридическое лицо. Из ч. 1 ст. 1 Закона о банках следует, что кредитная организация является юридическим лицом. Соответственно, у кредитных организаций имеются все пять признаков юридического лица с особенностями, установленными Законом о банках. Однако правовое положение кредитных организаций существенно отличается от других видов юридических лиц. Рассмотрим общие и особенные черты правового статуса кредитных организаций.

Организационное единство кредитных организаций отражено в ее учредительных документах, и прежде всего в уставе3. Закон о банках устанавливает специальные требования к содержанию устава кредитной организации в виде перечня дополнительных сведений, которые должны включаться в него наряду со сведениями, предусмотренными федеральными законами для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы. Устав кредитной организации должен содержать:

1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования;

2) указание на организационно-правовую  форму;

3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских  операций и сделок в соответствии  со ст. 5 Закона о банках;

5) сведения о размере уставного  капитала;

6) сведения о системе органов  управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях.

Помимо устава кредитная организация может иметь иные учредительные документы, установленные законом для соответствующей организационно-правовой формы. Например, другим учредительным документом кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, является учредительный договор4.

В соответствии со ст. 11.1 Закона о банках органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. На практике единоличный исполнительный орган банка чаще всего носит название "Председатель правления" или "Президент банка", а коллегиальный исполнительный орган - "Правление банка".

Закон о банках устанавливает следующие специальные требования к органам управления кредитной организацией и ее руководящим должностным лицам. Во-первых, единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала. Во-вторых, кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Информация о работе Правовое положение коммерческих банков по современным Российским законам