Правовое положение Пенсионного Фонда в соответствии с законодательством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР) является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.
Статус ПФР за время, прошедшее с момента его создания, эволюционировал от финансово-кредитного учреждения до государственного учреждения (страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

Содержание

Правовое положение Пенсионного Фонда в соответствии с законодательством 3
Порядок формирования доходной части и основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ 7
Система обязательного пенсионного страхования в РФ и ее субъекты 10
Обязанности Пенсионного Фонда при осуществлении в РФ обязательного пенсионного страхования 13
Порядок инвестирования средств накопительной части пенсии 16
Задание 20
Задача 22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

пенсионный фонд.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, было принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов Правительства РФ, министерств и ведомств; данные нормативные правовые акты также являются составной частью системы законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих обязательное пенсионное страхование9.

Финансовой системе  обязательного пенсионного страхования  посвящена глава IV Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

В данную главу включены ст.16 (Бюджет ПФР) и ст. 17 и 18 рассмотренные выше (Формирование бюджета ПФР и расходование средств бюджета ПФР). Кроме того, в данную главу включены ст. 19 (Резерв бюджета ПФР), ст. 20 (Порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала) и ст. 21 (Контроль за использованием средств бюджета ПФР).

В ст. 4 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» определен круг субъектов обязательного пенсионного страхования в РФ. Так, в качестве субъектов обязательного пенсионного страхования указываются страхователи (лица, которые осуществляют уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), застрахованные лица (лица, за которых осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), страховщик (орган, который осуществляет обязательное пенсионное страхование, т.е. учитывает поступающие средства на обязательное пенсионное страхование, осуществляет выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и т.д.), а также федеральные органы государственной власти.

В ряде случаев одно и  то же лицо может являться одновременно и страхователем, и застрахованным лицом.

Характерным примером этому  являются лица, относящиеся к так называемому самозанятому населению, а именно индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и т.д. Данные категории граждан осуществляют уплату взносов самостоятельно (т.е. выступают в качестве страхователей) и делают это в том числе за себя (т.е. выступают в качестве застрахованных лиц).

Необходимо отметить, что под федеральными органами государственной власти следует понимать не только федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства), но и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание - Государственную Думу и Совет Федерации), органы судебной власти (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), а также Президента РФ в силу ст. 11 Конституции РФ.

Вместе с тем некоторые  специалисты считают, что федеральные  органы государственной власти можно  рассматривать в качестве четвертого субъекта обязательного пенсионного  страхования (наряду со страховщиком, страхователем и застрахованным лицом) с большой долей условности, так как они непосредственно не вступают в соответствующие правоотношения, а только при необходимости выполняют отведенную им Конституцией и законодательством РФ и вытекающую из их правового статуса роль гаранта соблюдения возложенных на другие субъекты обязательного пенсионного страхования обязанностей и реализации предоставленных им прав в соответствии с Законом №167-ФЗ10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обязанности Пенсионного Фонда  при осуществлении в РФ обязательного  пенсионного страхования.

 

Статья 12 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются полномочия федеральных органов государственной власти по регулированию системы обязательного пенсионного страхования. Полномочия вытекают из статуса средств обязательного пенсионного страхования как федеральной собственности и положений ст. 71 Конституции РФ, в которой федеральная государственная собственность и управление ею отнесены к предмету исключительного ведения РФ.

Обязанности, согласно ст. 13 вышеуказанного закона, возлагаемые на ПФР, можно условно разделить на три группы: обязанности, связанные с управлением средствами обязательного пенсионного страхования в РФ (средствами бюджета ПФР); обязанности, связанные с осуществлением учета пенсионных прав граждан; обязанности, связанные с взаимоотношениями между ПФР, страхователями и застрахованными лицами11.

В числе обязанностей, связанных с управлением средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, следует отметить такие обязанности, как подготовка обоснования размера тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составление проекта бюджета ПФР и обеспечение его последующего исполнения, а также обеспечение целевого использования средств обязательного пенсионного страхования и контроля за их использованием. Соответствующие положения прописаны в п. 1 ст. 145 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов, а также подп. 1 п. 2 ст. 11 Закона «Об основах обязательного социального страхования», согласно которому обязанность по обоснованию тарифов страховых взносов возлагается на страховщика12.

Тем самым, ПФР обязан составить проект бюджета ПФР, который затем утверждается по представлению Правительства РФ федеральным законом, и впоследствии обеспечить исполнение утвержденного бюджета, включая осуществление контроля за правильностью и обоснованностью расходования денежных средств обязательного пенсионного страхования. ПФР также должен готовить обоснование тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае необходимости корректировки их размера.

В числе обязанностей, связанных с учетом пенсионных прав граждан, следует выделить обязанности ПФР и его территориальных органов по ведению государственного банка данных по всем категориям страхователей, включая лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также по ведению индивидуального (персонифицированного) учета обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, включая ведение специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица13.

Тем самым, в обязанности ПФР вменено:

обеспечивать ведение  специальной части индивидуального  лицевого счета, своевременный учет страховых взносов, поступивших  на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений; организовать своевременный учет дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

вести обособленный учет средств пенсионных накоплений и обеспечить режим их учета, позволяющий сверять средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц за прошедший финансовый год, с суммами поступивших страховых взносов и доходами от инвестирования за тот же период, а также средств, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц нарастающим итогом, с общим объемом пенсионных накоплений;

отражать средства пенсионных накоплений в специальной части  индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в порядке и сроки, которые установлены Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 01.04.1996г.

Статья 16 названного Закона предусматривает обязанность ПФР осуществлять контроль за правильностью представления сведений, предусмотренных Законом об индивидуальном учете, плательщиками страховых взносов, в том числе и по их учетным данным.

В числе обязанностей, связанных с взаимоотношениями  между ПФР, страхователями и застрахованными лицами, следует отметить обязанности по регистрации страхователей, назначению и выплате застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, консультированию и информированию страхователей и застрахованных лиц о законодательстве по вопросам обязательного пенсионного страхования, а также по информированию общественности о финансовом состоянии ПФР.

Обязанности по назначению (перерасчету) и своевременной выплате  трудовых пенсий, а также предусмотренных  законодательством РФ других видов пенсий и социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, вытекают из статуса ПФР как страховщика в одном из видов обязательного социального страхования и предусмотрены также п. 2 ст. 11 Закона «Об основах обязательного социального страхования» и иными актами законодательства РФ, регулирующими выплату соответствующих видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию14.

 

 

 

5. Порядок инвестирования  средств накопительной части  пенсии.

 

ПФР не наделен полномочиями по инвестированию средств пенсионных накоплений. Решение в отношении инвестирования средств в те или иные виды активов принимается самостоятельно гражданином. При этом гражданин имеет возможность отказаться от такого выбора, и в этом случае средства будут вложены исключительно в государственные обязательства, гарантированные государством.

Доход, полученный от инвестирования этих средств, также  является источником для финансирования накопительной части будущей  пенсии застрахованного лица и зачисляется на его лицевой счет.

Страховая и  накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет средств обязательного  пенсионного страхования, а именно за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями соответственно на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. При этом в связи с особенностью правового статуса и метода финансирования накопительной части трудовой пенсии, правовой статус и режим страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии также имеет некоторые особенности, главные из которых - наличие у этих страховых взносов статуса пенсионных накоплений (ст. 3 Закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» №111-ФЗ), а также отдельный от остальных страховых взносов учет в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Поэтому комментируемая статья и содержит оговорку, что финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица15.

Так, в соответствии с вышеуказанным законом суммы страховых взносов, уплаченные на финансирование накопительной части трудовой пенсии, подлежат передаче в доверительное управление управляющей компании, отобранной по конкурсу либо определяемой Правительством РФ. Соответствующая управляющая компания должна указанные суммы пенсионных накоплений инвестировать, а полученный инвестиционный доход должен быть отражен в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Очевидным является тот факт, что нельзя инвестировать, а тем более получить какой-то доход с тех денег, которые не поступили в бюджет ПФР и которые не переданы управляющей компании в соответствии с требованиями Закона. В связи этим любой другой подход, кроме учета только фактически поступивших сумм страховых взносов, означал бы, что ПФР изначально берет на себя обязательства, не подкрепленные реальными финансовыми источниками. В перспективе реализация подобного подхода может вызвать невозможность пенсионной системы финансировать взятые на себя обязательства (причем не только упомянутые, но и обязательства, подкрепленные реально уплаченными суммами страховых взносов), т.е. своеобразное «банкротство» пенсионной системы в целом.

Термин «пенсионные накопления» неразрывным образом связан с термином «специальная часть индивидуального лицевого счета», поскольку он определяет именно ту совокупность средств, образующихся за счет страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования, которая и должна учитываться в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Средства пенсионных накоплений, состоящие из части страхового взноса, направляемого на финансирование выплаты накопительной части трудовых пенсий, и дохода от инвестирования этих средств, являются собственностью РФ, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут быть предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

В целях реализации прав застрахованного лица на инвестирование средств пенсионных накоплений ПФР обязан заключить договор с государственной управляющей компанией, назначенной в порядке, определяемом Правительством РФ, или с частными управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса в порядке, определяемом Правительством РФ, и обеспечить перевод средств пенсионных накоплений в размере, равном сумме средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в сроки и порядке, которые установлены договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Цель таких  действий застрахованного лица - получить доход от инвестирования, являющегося  неотъемлемой составной частью его  пенсионных накоплений, также направляемой на финансирование выплаты накопительной  части его трудовой пенсии16.

Доход от инвестирования пенсионных накоплений представляет собой  дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля на основе переоценки, осуществляемой в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основная задача управляющей компании - инвестировать  средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц. Для этого она осуществляет сделки со средствами пенсионных накоплений, переданными ей ПФР в управление, используя услуги брокеров.

Информация о работе Правовое положение Пенсионного Фонда в соответствии с законодательством