Правовое положение Пенсионного Фонда в соответствии с законодательством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР) является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.
Статус ПФР за время, прошедшее с момента его создания, эволюционировал от финансово-кредитного учреждения до государственного учреждения (страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

Содержание

Правовое положение Пенсионного Фонда в соответствии с законодательством 3
Порядок формирования доходной части и основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ 7
Система обязательного пенсионного страхования в РФ и ее субъекты 10
Обязанности Пенсионного Фонда при осуществлении в РФ обязательного пенсионного страхования 13
Порядок инвестирования средств накопительной части пенсии 16
Задание 20
Задача 22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

пенсионный фонд.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

План.

 

 

  1. Правовое положение Пенсионного Фонда  в соответствии с законодательством              3
  2. Порядок формирования доходной части и основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ          7
  3. Система обязательного пенсионного страхования в РФ и ее субъекты   10
  4. Обязанности Пенсионного Фонда при осуществлении в РФ обязательного пенсионного страхования           13
  5. Порядок инвестирования средств накопительной части пенсии    16

Задание              20

Задача              22

Список использованной литературы         23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое положение Пенсионного Фонда  в соответствии с законодательством.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР) является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.

Статус ПФР за время, прошедшее с момента его создания, эволюционировал от финансово-кредитного учреждения до государственного учреждения (страховщика по обязательному пенсионному  страхованию).

ПФР по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением. Однако говорить о ПФР как о государственном учреждении можно только с учетом п. 3 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, согласно которому законом и иными правовыми актами могут быть установлены особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений1.

ПФР был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Основой правовой базы ПФР является Положение о ПФР.

ПФР является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и упомянутым Положением. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в  состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат2.

ПФР имеет свои территориальные органы, создаваемые как самостоятельные юридические лица, тогда как гражданским законодательством возможность наличия у государственного учреждения каких-либо обособленных подразделений (тем более юридических лиц) не предусмотрена.

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Данная норма содержится в законодательстве РФ об обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что средства обязательного пенсионного страхования в РФ являются федеральной собственностью, поэтому с учетом положений ст. 71 Конституции РФ (об исключительной компетенции РФ в вопросах управления федеральной собственностью) управление этими средствами может осуществляться только федеральным органом или централизованной системой органов с жесткой вертикально интегрированной структурой и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим3.

Вопрос о правовом статусе ПФР следует также рассматривать с учетом положений Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. №30.

Согласно положениям перечисленных нормативных правовых актов деятельность ПФР с 9 марта 2004г. координируется Минздравсоцразвития России, которое наделено в отношении ПФР рядом властных полномочий.

Согласно Положению  о ПФР обеспечивает контроль за правильным и рациональным расходованием его  средств. На основании Положения  и во исполнение Указа Президента РФ от 25.07.1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» Правлением ПФР, Министерством труда и социального развития РФ и Министерством связи РФ 07.03.1997г. были изданы Рекомендации об организации контроля за правильностью расходования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий. Они определили задачи, организацию и предмет контроля. Согласно Рекомендациям ведомственный контроль включает проведение ревизий, инвентаризаций и тематических проверок (по направлениям деятельности соответствующих органов, участвующих в процессе пенсионного обеспечения). Вневедомственный контроль правильности расходования средств при назначении и выплате государственных пенсий в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи осуществляется Главным контрольно - ревизионным управлением и другими подразделениями ПФР, соответствующими подразделениями его региональных отделений с привлечением контрольных и других служб органов социальной защиты населения субъектов РФ и региональных управлений федеральной почтовой связи, а при необходимости и других органов в субъектах РФ, наделенных контрольными функциями.

Так же необходимо заметить, что Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ.

ПФР должен осуществлять свои права и исполнять обязанности, установленные Законом от 24 июля 2002г. №111-ФЗ, исключительно в интересах застрахованных лиц, управлять средствами пенсионных накоплений в соответствии с требованиями этого Закона, законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании и не нарушать законные права и интересы застрахованных лиц. ПФР обязан передавать управляющей компании средства пенсионных накоплений в порядке и сроки, установленные Правительством РФ, в соответствии с договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Согласно данного закона, управляющая компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц, добросовестно и разумно управлять переданными ей средствами пенсионных накоплений, поддерживать достаточность собственных средств по отношению к общей сумме активов, находящихся в управлении, в порядке, установленном Правительством РФ, и выполнять другие обязанности, в том числе продавать акции не ниже рыночной цены4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Порядок формирования доходной части и основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ.

 

Статья 17 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусматривает формирование бюджета ПФР.

Содержание данной статьи о формировании бюджета ПФР учитывает установленный ст. 32 Бюджетного кодекса РФ принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, который означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Таким образом, все доходы ПФР, будь то уплаченные страхователями суммы страховых взносов, ассигнования из федерального бюджета на выплату пенсий, которые согласно законодательству РФ выплачиваются органами ПФР за счет средств федерального бюджета, доходы от инвестирования пенсионных накоплений или добровольные взносы, подлежат в обязательном порядке отражению в составе бюджета ПФР и отчета о его выполнении, утверждаемых федеральным законом5.

Согласно законодательству РФ через бюджет ПФР за счет средств федерального бюджета осуществляется выплата базовой части трудовой пенсии, всех пенсий, назначенных в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении» №166-ФЗ, а также ряда иных выплат. Сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение ПФР за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица указанных нестраховых периодов, определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на продолжительность нестраховых периодов. При этом период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца.

Ежемесячный объем средств  федерального бюджета, подлежащий выделению ПФР за каждое застрахованное лицо, определяется путем деления средств федерального бюджета, выделяемых бюджету ПФР за это лицо, на ожидаемую продолжительность периода выплаты трудовой пенсии по старости (п. п. 5 и 6 ст. 14, п. 3 ст. 15, п. 2 ст. 16 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №173-ФЗ) на день установления страховой части трудовой пенсии.

Годовой объем средств  федерального бюджета, выделяемых на возмещение уплаты страховых взносов ПФР за нестраховые периоды, включая расходы на доставку трудовых пенсий, утверждаются федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете ПФР на очередной финансовый год6.

Статья 18 вышеуказанного закона регулируются вопросы расходования средств бюджета ПФР. В частности, предусматривается, что средства ПФР расходуются на выплату пенсий в соответствии с законодательством РФ, а также на выплату социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Причем за счет средств ПФР также осуществляется доставка пенсий, но только тех пенсий, которые выплачиваются из бюджета ПФР (т.е. на доставку пенсий, выплачиваемых через бюджет ПФР за счет средств федерального бюджета, средства бюджета ПФР не расходуются). Предусмотрено также расходование средств бюджета ПФР на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика.

Передача сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованных лиц, по их заявлениям в негосударственный пенсионный фонд должна быть отражена в бюджете ПФР на соответствующий финансовый год, который формируется в том числе на основе комментируемой статьи7.

Пункт 1 данной статьи также  допускает расходование средств  бюджета ПФР на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, однако применять эту норму с учетом воспроизведенного в этом же пункте положения ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому осуществление финансирования новых видов расходов может осуществляться только с начала очередного финансового года и только при условии их включения в соответствующий бюджет, а также оговорку о необходимости, чтобы соответствующий акт законодательства, предусматривающий расходование средств бюджета ПФР на иные цели, являлся актом законодательства РФ об обязательном социальном страховании.

Характерным примером расходования средств бюджета ПФР на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, является расходование средств ПФР на предусмотренные федеральными законами о бюджете ПФР последних лет расходы по финансированию региональных социальных программ поддержки престарелых и нетрудоспособных граждан, либо на оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам. Расходование средств ПФР на эти цели разрешается п. 6 Положения о ПФР, поэтому данный вид расходов может на законных основаниях включаться в состав бюджета ПФР на соответствующий финансовый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система обязательного пенсионного страхования в РФ и ее субъекты.

 

Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование составляют предмет  трех новых пенсионных законов. Дополнительное пенсионное страхование является предметом деятельности негосударственных пенсионных фондов и регулируется блоком своих законов.

В принципе, новая пенсионная модель и законы, в которых она  воплощена, гораздо понятнее, проще, доступнее старого пенсионного законодательства. Понимание их дает возможность каждому застрахованному иметь представление о размере своей будущей пенсии задолго до того момента, когда настанет время обращаться в органы ПФР за ее назначением.

В настоящее время в пенсионной системе РФ выделились два типа пенсий, которые можно различать по источнику их финансового обеспечения. Первый тип пенсий, считающийся основным, - трудовые пенсии. Указанные пенсии получают большинство пенсионеров в нашей стране. Право на такую пенсию возникает вследствие уплаты в течение определенного периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Основным источником выплаты этих пенсий являются средства, формируемые за счет указанных страховых взносов. Второй тип пенсий - пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Эти пенсии выплачиваются за счет средств федерального бюджета8.

В новой пенсионной системе  два основных пенсионных закона, определяющих условия и порядок установления пенсий – Закон «О государственном пенсионном обеспечении» №166-ФЗ и Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №173-ФЗ, разделены по принципу финансирования соответствующих пенсий. Вопросы, связанные с установлением пенсий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, регулируются Законом №166-ФЗ, а пенсий, выплачиваемых за счет средств обязательного пенсионного страхования, - Законом №173-ФЗ.

Информация о работе Правовое положение Пенсионного Фонда в соответствии с законодательством