Правовая деятельность органов финансового управления РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, чем и обусловливается её отличие от других видов деятельности государства. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти.docx

— 44.04 Кб (Скачать файл)

— получать информацию, необходимую  для выполнения возложенных функций  от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков;

— проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности  представляемой ими отчетности.

Органы страхового надзора  вправе применять меры принудительного  воздействия:

при выявлении нарушений  страховщиками требований законодательства РФ о страховании давать им предписания  по устранению нарушений;

приостанавливать или  ограничивать действие лицензий в случае невыполнения страховщиками данных им предписаний до устранения выявленных нарушений либо принимать решения  об отзыве лицензий.

В случае неоднократного нарушения  страховщиком законодательства РФ органы страхового надзора вправе обращаться в арбитражный суд с иском  о его ликвидации.

Должностные лица органов  страхового надзора обязаны соблюдать  коммерческую тайну страховых организаций.

Банки. Банковская система. Банки принято именовать кредитными органами в связи <: тем, что характерной  для них является деятельность именно по кредитованию.

Система банков РФ, их правовое положение и содержание функций  существенно изменились в 1990-х гг. Значительные преобразования были произведены  уже в 1987 г., когда три существовавших в СССР банка (находившихся в государственной  собственности) — Госбанк СССР, Стройбанк  СССР и Внешторгбанк СССР были реорганизованы в банки, специализированные по отраслям народного хозяйства (при сохранении Госбанка СССР как главного банка  страны): Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жил-соцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР и для обслуживания населения — Сбербанк СССР.

Все они по форме собственности  остались государственными, а по условиям деятельности являлись коммерческими. В 1988 г. на основе Закона СССР «О кооперации»  начали создаваться кооперативные  банки, что положило начало формированию новой банковской системы. Впоследствии, в 1990 г., специальное союзное и  российское законодательство в связи  с намеченным переходом к рыночным отношениям в экономике закрепило  принципиальное изменение банковской системы. Банки перестали быть объектом исключительно государственной  собственности. Банковскую систему  СССР составили Государственный банк СССР как центральный банк страны и коммерческие банки, которые могли иметь различные организационно-правовые формы и формы собственности. По российскому законодательству также была установлена двухуровневая банковская система: на одном уровне — Центральный банк РФ (Банк России), на другом все остальные банки. Такая система существует и в настоящее время.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов  определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации  и функционирования Российского  государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов  можно выделить следующие.

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что  весь процесс создания, распределения  и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер  государственного принуждения.

Принцип гласности при  осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения  до сведения граждан, в том числе  и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий  финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой  системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных  актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система  финансовая деятельность проявляется  в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания  денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания  денежных средств является метод  обязательных платежей (взносов) в государственные  внебюджетные фонды. В литературе их принято называть “социальными”  налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов— покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании  государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном  представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств  на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

  1. Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием  кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание  затрат на их производство общественно  необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует  усиления прогнозирования мобилизации  и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

 

Характеризуя финансовую деятельность РФ на современном этапе, важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих  договоров и соглашений. Для регулирования  такого сотрудничества создан специальный  орган — Государственный комитет  РФ по экономическому сотрудничеству с государствами — членами  Содружества (Госкомсотрудничество России).

5. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов  управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система  финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами  и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы —  бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система  финансово-кредитных органов в  РФ, в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились  новые органы (Государственная налоговая  служба, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов  государственного управления финансами  в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах  Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе  органов местного самоуправления административно-территориальных  единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной  компетенции.

Так, в соответствии с  Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные  законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

 

Президент Российской Федерации  как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции  и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положениями в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы  и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования  валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной  системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определенные Федеральным  конституционным законом “О правительстве  Российской Федерации” (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г.) В частности, Правительство  РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в  пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая  обеспечивает выполнение ими своих  основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные  органы государственного управления:

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство Российской Федерации;

Государственная налоговая  служба Российской Федерации;

Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Министерство финансов РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими  федеральными органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями  и иными организациями.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

совершенствование бюджетной  системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в Российской Федерации;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечения его  исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и  консолидированного бюджета Российской Федерации;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

участие в разработке и  проведении единой политики в сфере  формирования и использования государственных  ресурсов драгоценных металлов и  драгоценных камней и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров —  Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система  органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства — начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ

Информация о работе Правовая деятельность органов финансового управления РФ