Правовая деятельность органов финансового управления РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, чем и обусловливается её отличие от других видов деятельности государства. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти.docx

— 44.04 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства  всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, чем и  обусловливается её отличие от других видов деятельности государства. Финансовую деятельность осуществляют все без  исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Однако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы.

Представительные (законодательные) органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней  осуществляют функции в области  финансовой деятельности наряду с другими  своими функциями в пределах соответствующей  территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение  которых обеспечивает в целом  жизнедеятельность Федерации или  ее субъектов, а также муниципальных  образований. При этом к полномочиям  представительных органов относятся прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

  1. Правительство РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства  или администрации субъектов  Федерации) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем  представительных органов.

При Правительстве РФ в  целях обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по проведению единой финансовой и денежно-кредитной политики, а также усиления контроля за валютными операциями и состоянием денежного рынка действует Комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики; создан Экономический совет. В структуре аппарата Правительства РФ имеется Департамент финансов и денежно-кредитного регулирования.

Президент РФ как глава  государства обеспечивает в области  финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы  и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования  валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной  системы, через Главное контрольное  управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области  экономических проблем в составе  Администрации Президента РФ образовано Экономическое управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область общегосударственных  финансов, бюджета, межбюджетных отношений  и др.

Основными задачами Управления являются:

— анализ социально-экономической  ситуации в стране, прогнозирование  ее развития и выработка предложений  Президенту РФ;

— анализ хода исполнения федерального бюджета федеральными органами' исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

— подготовка предложений  по реализации указов и распоряжений Президента РФ в области экономической  политики государства;

— экономическая экспертиза проектов федеральных законов, договоров  и соглашений о разграничении  предметов ведения между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ, проектов указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ по социально-экономическим  вопросам;

 

— участие в подготовке предложений Президенту РФ о совершенствовании  деятельности федеральных органов  власти по результатам анализа хода исполнения ими федерального бюджета;

— участие в подготовке ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране, в подготовке бюджетного послания Президента РФ;

— комплексный анализ межбюджетных отношений и подготовка предложений  по их совершенствованию, и др.

  1. Исполнительные органы власти РФ и субъектов Федерации.

Функции финансовой деятельности выполняют также исполнительные органы власти РФ и субъектов Федерации, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т.д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных ор­ганов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым в системе местного самоуправления (отделы, управления администраций и т.п.).

Вместе с тем существует система органов управления, для  которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных  органов, специально созданных для  управления финансами и осуществления  контроля в этой сфере как его  неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы  предприятий, организаций, учреждений.

  1. Финансово-кредитные органы.

В 1990-х гг. система финансово-кредитных  органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная  налоговая служба, впоследствии —  Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

 

Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным  характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти — федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

В последнее время предприняты меры по усилению роли Министерства финансов РФ в финансовой деятельности государства, которая в определенной мере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенции вопросов налогообложения, надзора за страховой деятельностью и др. и созданием соответствующих государственных служб.

Теперь Министерство финансов РФ стало правопреемником ряда самостоятельно существовавших служб, функции которых  перешли ему, а именно Федеральной  службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной  комиссии лотерей и игр РФ2.

Изменена и организационная  структура Министерства финансов РФ. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата наряду с другими подразделениями 16 департаментов по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирования государственного аппарата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; управления государственным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного финансового контроля и аудита; ме­тодологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информационно-технический; управления делами Министерства1.

Такая структура Министерства финансов РФ обусловлена его основными  задачами, к которым относятся:

 

— совершенствования бюджетной  системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики, политики в  сфере развития финансовых рынков в  РФ, участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных  ресурсов драгоценных металлов и  драгоценных камней;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его  исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и  консолидированного бюджета РФ;

— разработка программ государственных  заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним  долгом РФ;

— осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля; методологическое руководство аудитом (кроме аудита в банковской системе, относящегося к функциям Центрального банка РФ);

— методологическое руководство  бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и  отчетности в Центральном банке  РФ и кредитных организациях).

Этим задачам соответствуют  выполняемые Минфином России функции (например, подготовка предложений  по совершенствованию механизма  межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений  по основным направлениям денежно-кредитной  политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, эмиссия  государственных ценных бумаг, лицензирование деятельности страховых организаций, приобретение в Госфонд России драгоценных металлов и дра­гоценных камней и т.д.).

Для выполнения своих задач  и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, состоящие  из полномочий разного характера. К  ним относятся:

— права, вытекающие из функций  по составлению и исполнению бюджета  и связанного с этой деятельностью  контроля (запрашивать у государственных  органов исполнительной власти федерации и ее субъектов, а также организаций необходимые материалы);

— права, определяемые участием в формировании и использовании  целевых бюджетных и государственных  внебюджетных фондов (запрашивать материалы  по проектам этих фондов и отчеты об их использовании);

— права по регулированию  соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации, налоговых  поступлений в федеральный бюджет (организовывать формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  РФ и предоставлять помощь за счет этих средств, выдавать субъектам Федерации  краткосрочные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, предоставлять  отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет);

— права по применению мер  принудительного воздействия в  Случаях нарушений установленного порядка (ограничивать, а в необходимых  случаях приостанавливать финансирование организаций, взыскивать с них в  установленном порядке средства федерального бюджета, израсходованные  не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством  РФ).

Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ распространяется на все звенья финансовой системы.

Подобные органы создаются  субъектами Федерации — министерства финансов или финансовые управления. Кроме того, в системе органов  местного самоуправления действуют  финансовые отделы или управления.

В задачи всех этих органов  входят:

— организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений  в экономике, увеличению поступлений  в бюджет;— анализ и прогнозирование  развития экономики и финансов;

— составление проекта  бюджета данной территории и обеспечение  его исполнения, прогнозирование  и составление консолидированного бюджета, финансовое исполнение целевых  внебюджетных фондов;

— наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществление  мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;

 

— организация и проведение финансового контроля;

— организация учета и  отчетности в области финансов.

Федеральное казначейство. Указом Президента Российской Федерации  от 8 декабря 1992 г. была образована система  органов федерального казначейства в подчинении Министерства финансов РФ. В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные  ему территориальные органы по субъектам  Федерации, городам (за исключением  городов районного подчинения), районам  и районам в городах. Начальник  Главного управления федерального казначейства назначается и освобождается  от должности Правительством РФ, руководители территориальных районов — руководителем  вышестоящего органа казначейства.

Эти органы созданы в целях  проведения государственной бюджетной  политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения опе­ративности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

На органы казначейства возложены  следующие задачи:

— организация, осуществление  и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета, для чего открываются счета в казначействах, исходя из принципа единства кассы;

Информация о работе Правовая деятельность органов финансового управления РФ