Необходимость и сущность банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:32, курсовая работа

Краткое описание

Одним из направлений государственного регулирования банковской деятельности является банковский надзор. Так, Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 10062013.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Надзорные органы в США - Служба контролера денежного обращения (на федеральном  уровне) и Отдел Уполномоченных по банкам при правительствах штатов (на уровне штатов) - решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих банков (национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытия отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в структуре банковского капитала.

В компетенции надзорных органов  США также входят:

· ликвидация закрываемых банков;

· разработка инструкций, правил, указаний и регламентаций, носящих подзаконный  характер и ориентированных на разъяснение законов;

· периодические комплексные проверки состояния, операций и политики подведомственных банков;

· принятие мер по исправлению сложившегося положения;

· консультирование руководства банков;

· обобщение отчетов и статистической информации банков.

В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей, причем компетенция ФРС распространяется не только на банки, но и на кредитно-финансовые учреждения. Суть этой деятельности сводится к обеспечению потребителей. (в том числе банковских клиентов) адекватной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиентов.

Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности депозитных учреждений в США являются:

- контроль и регулирование деятельности  зарегистрированных штатами банков - членов ФРС,банковских холдинговых компаний;

- контроль и регулирование деятельности  на территории США зарубежных  банковских учреждений;

- регулирование структуры банковского  капитала в соответствии с  Законом о банковских холдинговых  компаниях и поправками к нему, Законом об изменение контроля за банковской деятельностью и Законом о слиянии банков. В соответствии с этими законами Совет управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков;

- регулирование зарубежной деятельности  всех американских коммерческих  учреждений - членов ФРС.[15,C.66]

В отличие от США в странах  Западной Европы отмечается более четкая централизованная структура органов  банковского надзора.

Таким образом, практика мира показывает, что система банковского надзора  может быть различной, но суть проверки остается той же, защита вкладчиков и поддержание стабильности банковского сектора.

5. Перспективы развития банковского  надзора и системы регулирования  банковской деятельности

В конце 2010 года завершилась подготовка Стратегии развития банковского сектора до 2015 года, в которой определены наиболее важные задачи, стоящие перед Правительством Российской Федерации, Банком России, банковским сообществом, на среднесрочную перспективу. В плане мероприятий по реализации Стратегии определены приоритетные законопроекты, которые необходимо принять для решения поставленных задач.

В 2011 году будет продолжена работа над проектами федеральных законов. Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед Банком России в 2011 году, учитывая продолжающиеся интенсивные изменения в структуре собственности банков, связанные, в том числе с последствиями финансового кризиса, будет оставаться повышение качества контроля за достоверностью и полнотой раскрываемой банками - участниками системы страхования вкладов информации о существенном влиянии.

В 2011 году Банк России продолжит работу по совершенствованию системы банковского  регулирования с учетом уроков кризиса  и опыта реализации антикризисных  мер. Особое внимание будет уделено  решению задач по внедрению признанных международных подходов в сфере оценки финансовых рисков.[14,C.29]

До кредитных организаций будут  доведены Методические рекомендации Банка  России по организации внутренних процедур оценки достаточности капитала и  рекомендовано крупнейшим кредитным  организациям начать работу по разработке и применению внутренних процедур оценки достаточности капитала.

Кроме того, начинается работа по подготовке нормативной базы Банка России, обеспечивающей методологию надзорного процесса за достаточностью капитала кредитных  организаций в рамках Компонента 2 Базеля II, включая методологию оценки внутренних процедур, оценки достаточности капитала кредитных организаций и ее использование при оценке финансовой устойчивости кредитных организаций в рамках оценки качества их управления. Банк России предполагает установить эффективный механизм регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами, основанием для реализации которого могут послужить изменения, предусмотренные проектом федерального закона о консолидированном надзоре87, который содержит необходимые правовые положения для регулирования рисков, возникающих при взаимоотношениях кредитных организаций со связанными с ними лицами.

В целях повышения эффективности надзора за системно значимыми банками будет продолжена работа над проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 74 и 76 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», предоставляющим Банку России право назначать уполномоченных представителей в кредитные организации, признанные Банком России значимыми для банковской системы и экономики Российской Федерации и (или) его субъектов в зависимости от размера привлеченных денежных средств физических и (или) юридических лиц.

Для устранения дублирования в системах оценок устойчивости банков и снижения административной нагрузки на банки  продолжится работа по унификации требований к финансовой устойчивости банков в  целях надзора и в целях  участия в системе страхования вкладов. Для приведения законодательно установленных норм в области банковского аудита в соответствие с международными рекомендациями, Банк России продолжит участие в работе над проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающим законодательные основы обмена информацией между внешними аудиторами финансовых организаций и надзорными органами, в том числе Банком России.

В 2011 году Банк России продолжит работу по подготовке изменений в действующее законодательство в части полномочий Банка России по применению банковских информационных технологий, дистанционного банковского обслуживания и взаимодействия кредитных организаций с провайдерами.[12,C.43]

Также продолжится работа над проектом нормативного акта Банка России, устанавливающего порядок сохранения сеансовой информации при применении кредитными организациями систем дистанционного

расчетного обслуживания. Будет  продолжена работа по совершенствованию  макропруденциального анализа  на основе расчета и публикации совместно с МВФ показателей финансовой устойчивости, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования. В рамках совершенствования методики стресс-тестирования российского банковского сектора Банк России будет активно использовать подходы, рекомендуемые международными организациями. В частности, в практику проведения стресс-тестирования будет внедрена модель, описывающая взаимосвязи макроэкономических индикаторов национальной экономики и ключевых показателей банковского сектора. Сценарии стресс-тестов будут уточняться Банком России с учетом анализа зарубежной практики.

В связи с положительными результатами эксперимента по централизации инспекционной  деятельности Советом директоров Банка  России принято решение и утвержден график поэтапной централизации инспекционной деятельности.

2011 год станет первым годом  принципиально новой организации  инспекционной деятельности Банка  России. Участниками первого этапа  станут три из восьми межрегиональных  инспекций: по Северо-Западному, Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, в состав которых включены инспекционные подразделения соответствующих регионов. Таким образом, на централизованный принцип инспекционной работы будут переведены 39% субъектов Российской Федерации93, в структуре межрегиональных инспекций будут созданы 26 региональных инспекций.

В настоящее время размер страхового возмещения по вкладам населения  в сумме 700 тыс.рублей находится на уровне, соответствующем социальным и экономическим условиям в стране, а также финансовым возможностям системы страхования вкладов. На протяжении 2010 года показатель достаточности средств фонда страхования вкладов (отношение размера фонда к совокупному объему страховой ответственности Агентства) составлял порядка 5%, что может быть признано достаточным уровнем обеспеченности системы резервами. Размер фонда страхования вкладов (по состоянию на 1.01.2011 - 110,9 млрд. рублей) позволяет своевременно осуществлять страховые выплаты вкладчикам.

В целях пресечения попыток необоснованного получения страхового возмещения из фонда обязательного страхования вкладов, предпринимаемых со стороны недобросовестных клиентов банков, Банком России совместно с Агентством будет продолжена работа по подготовке изменений в Федеральный закон № 177-ФЗ, закрепляющих норму, препятствующую получению страхового возмещения из фонда обязательного страхования вкладов по искусственно сформированным обязательствам банка перед вкладчиками - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, размер денежных средств на счетах (во вкладах) которых превышает сумму денежных средств, подлежащих страхованию в соответствии с Федеральным законом № 177-ФЗ.

В целях применения механизма финансового  оздоровления проблемных банков путем  непосредственного вмешательства государства в их деятельность и финансирования мер по предупреждению банкротства банков с участием Банка России и Агентства, внедренного в российскую практику Федеральным законом № 175-ФЗ, на постоянной основе не только в период финансового кризиса, но и при стабильной экономической ситуации представляется необходимым внести соответствующие изменения в законодательство.[6,C.11].

В связи с этим будет продолжена работа над проектом федерального закона, направленным на внесение изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», предусматривающих также совершенствование указанного механизма с тем, чтобы обеспечить возможность применения наиболее эффективных инструментов и процедур предупреждения банкротства кредитных организаций. В качестве основных направлений совершенствования данного механизма наиболее актуальным является расширение стимулов участия в предупреждении банкротства банков частных инвесторов путем предоставления Банку России возможности устанавливать специальный режим применении мер воздействия к кредитным организациям, реализующим планы мер по финансовому оздоровлению частными инвесторами без привлечения средств государства.

В 2011 году Банком России будет продолжена работа по совершенствованию процедур ликвидации кредитных организаций, в том числе в целях максимального  сокращения для кредиторов и банковской системы в целом последствий  отзыва лицензии на осуществление банковских операций и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций.

Таким образом, в целях развития банковский надзор поставил несколько  задач одна из главных повышение  качества контроля, разработка новой инспекционной деятельности, разработка нормативного акта Банка России, работа по ликвидации КО и многие другие.

банковский надзор регулирование

 

Выводы и предложения

Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение отдельных  банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т. п.), негативное воздействие которых усиливается существованием еще и внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учете и отчетности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка и др.). Трудности количественного роста, с которыми сталкивались российские коммерческие банки на первом этапе своего существования (нехватка квалифицированных специалистов, помещений, оргтехники) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала, ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер эффективного и прибыльного вложения средств; необходимости расширения ассортимента банковских продуктов, повышения их качества).

Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно  измениться к лучшему лишь в том  случае, если произойдут положительные  сдвиги в экономике страны в целом. Однако органы банковского надзора  уже сейчас предпринимают усилия по оздоровлению банковской сферы.

Тяжелое финансовое положение значительного  числа банков свидетельствует о  серьезных проблемах в банковской системе РФ и требует вмешательства  государства и разработки программы  помощи проблемным банкам. Такое положение  вызвано ростом неплатежеспособности, рисковой кредитной политикой, проводимой банками, необоснованными расходами по сравнению с полученными доходами, ростом кредитной задолженности и др.

Создавшаяся ситуация требует разработки путей выхода из этого положения. В этой связи банки должны предпринять следующие шаги:

- Отказаться от неоправданных  рисков и расходов при отсутствии  источников их финансирования 

- Обеспечить регулярное и своевременное  представление отчетов о деятельности  банков

- Осуществлять систематический  контроль за учетом операций, проводимых филиалом

- Активизировать работу по увеличению  уставного капитала

- Изменить практику выплат дивидендов  при отсутствии прибыли

- Организовать работу по возврату  кредитов посредством реализации  заложенного имущества

- Увеличить количество услуг, оказываемых клиентам банка, т.е. разнообразить доходы банков

- Обеспечить формирование резервных  фондов в размерах, установленных  уставами банков, в соответствии  с законодательством и нормативными  актами ЦБ РФ

- Организовать работу по подготовке и подбору специалистов для банков и т.д

В заключении хотелось бы отметить, что  развитие банковского дела в современных  условиях и необходимость совершенствования  банковского надзора требуют  разработки новых методов организации  надзорной деятельности ЦБ РФ, так как этого зависит стабильность банковской системы РФ.

 

Список использованной литературы

I. Нормативно - правовые материалы:

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) //« О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России) » // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций» // «Российская газета», N 41-42, 04.03.1999.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 02.11.2007) « О банках и банковской деятельности» // «Российская газета», N 27, 10.02.1996.

4. Федеральный закон Российской  Федерации от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ  «О дополнительных мерах для  укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» // «Российская газета», 28.09.2008

Информация о работе Необходимость и сущность банковского надзора