Необходимость и сущность банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:32, курсовая работа

Краткое описание

Одним из направлений государственного регулирования банковской деятельности является банковский надзор. Так, Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 10062013.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

С 31.12.99г. все кредитные организации  обязаны публиковать в СМИ  ключевые показатели своей деятельности:

· баланс;

· отчет о прибылях / убытках.

· размер капитала;

· Н 1 - норматив достаточности капитала;

· величина резервов на возможные  потери по ссудам и иным активам.

Банк России - публикует сводный  отчет о финансовом состоянии  крупных КО.

Таким образом, при глубокой проверке и разнообразности методов Банк России способен своевременно выявить проблемы и наметить способы решения.

3. Анализ состояния банковского  надзора в России

За 2010 год общее количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось  с 1178 до 1146. Количество действующих  кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, в 2010 году по сравнению с предыдущим годом также сократилось c 1058 (1007 банков и 51 небанковская кредитная организация) до 1012 (955 банков и 57 небанковских кредитных организаций).

В отчетном году были зарегистрированы 2 вновь созданные кредитные организации, в том числе 1 банк с участием иностранного капитала и 1 небанковская кредитная организация (в 2009 году - 7 кредитных организаций: 5 банков, в том числе 3 банка с иностранным капиталом, и 2 небанковские кредитные организации).

В отчетном году по сравнению с 2009 годом увеличилось количество реорганизованных кредитных

организаций:

- 19 банков были присоединены  к другим кредитным организациям (в 2009 году - 12 банков);

- 7 кредитных организаций изменили организационно-правовую форму из общества с ограниченной ответственностью на акционерное общество (столько же в 2009 году).

За 2010 год совокупный уставный капитал  действующих кредитных организаций  уменьшился с 1244,4 до 1186,2 млрд. рублей, то есть на 58,2 млрд. рублей, или на 4,7%.

В отчетном году на 8,1% уменьшилось  количество филиалов действующих кредитных  организаций - на 1.01.2011 их количество составило 2926 (на 1.01.2010 - 3183). Из общего количества филиалов кредитных организаций  на территории Российской Федерации по состоянию на 1.01.2011 действовали 574 филиала Сбербанка России, их количество за год сократилось на 71.

В 2010 году общее количество внутренних структурных подразделений кредитных  организаций и их филиалов увеличилось  на 884 единицы и на 1.01.2011 составило 38 431 (на 1.01.2010 - 37 547). При этом количество дополнительных офисов увеличилось с 21 641 до 22 001, кредитно-кассовых офисов - с 1252 до 1389, операционных офисов - с 2109 до 2994 и передвижных пунктов кассовых операций - с 84 до 87, а общее количество операционных касс вне кассового узла сократилось с 12 461 до 11 960.

В 2010 году Банк России зарегистрировал 237 выпусков ценных бумаг кредитных  организаций (в 2009 году было зарегистрировано 309 выпусков ценных бумаг). Номинальный объем зарегистрированных выпусков ценных бумаг в 2010 по сравнению с 2009 годом уменьшилось с 656,0 до 228,2 млрд. рублей.[16]

При этом доля размещенных от числа  зарегистрированных в 2010 году выпусков облигаций составила 45,7%, номинальный  объем таких выпусков облигаций составил 40,7 млрд. рублей (в 2009 году - 27,5% и 45,1 млрд. рублей соответственно).

В 2010 году, как и в предыдущие годы, к кредитным организациям применялись  в основном предупредительные меры воздействия. В их составе основное место занимало направление письменной информации в адрес руководства банков (направлена в адрес 994 банков). Территориальными учреждениями Банка России по разным вопросам были проведены совещания с 510 банками. Принудительные меры воздействия в виде требований об устранении нарушений применялись в отношении 616 банков, штрафные санкции - 280 банков, ограничения отдельных операций - 76 банков, запретов на осуществление отдельных банковских операций - 42 банков, запретов на открытие филиалов - 31 банка.

В ходе проведенных в 2010 году проверок выявлено 14 841 нарушение в деятельности кредитных организаций (их филиалов). Наибольшее количество нарушений выявлено при проведении кредитных операций (4385 нарушений). Значительное количество нарушений по-прежнему касается несоблюдения требований законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (2935 нарушений).

Отдельные нарушения были связаны с организацией кассовой работы (909 нарушений), несоблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и контроля (914 нарушений), организацией работы по ведению бухгалтерского учета (880 нарушений). В 1347 случаях выявленные в ходе проверок нарушения позволили сделать вывод о недостоверности учета и отчетности кредитных организаций.

Всего в 2010 году было проведено 1079 проверок, в том числе 753 проверки кредитных  организаций (71% от количества действующих на 1.01.2010) и 326 -филиалов кредитных организаций (29% от общего количества всех проверок), включая 34 проверки филиалов Сбербанка России.

В рамках реализации Федерального закона от 27.10.2008 № 175-73 «О дополнительных мерах  для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (далее - Федеральный закон № 175-ФЗ) Банком России совместно с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство) в течение 2010 года осуществлялись меры по предупреждению банкротства 14 банков.

Финансирование  мероприятий по финансовому оздоровлению в рамках Федерального закона № 175-ФЗ осуществляется за счет средств имущественного взноса Российской Федерации в Агентство  либо за счет кредитов Банка России, предоставляемых Агентству на срок до 5 лет. В 2010 году Банком России было выделено указанных кредитов на общую сумму 2,7 млрд. рублей, погашено - 63,4 млрд. рублей. По состоянию на 1.01.2011 задолженность Агентства перед Банком России по кредитам, предоставленным в соответствии с Федеральным законом № 175-ФЗ, составила 106,2 млрд. рублей.

По  состоянию на 1.01.2011 действовало 18 временных  администраций по управлению кредитными организациями, которые были назначены  в связи с отзывом у банков лицензий на осуществление банковских операций.

Во  исполнение Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 177-ФЗ) в 2010 году Банком России осуществлялся  надзор за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.

По  состоянию на 1.01.2011 участниками системы  обязательного страхования вкладов  являлись 909 банков (на 1.01.2010 - 925 банков), включая 77 банков, у которых лицензии на осуществление банковских операций были ранее отозваны (аннулированы).

В 2010 году Банком России в соответствии со статьей 74 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» и статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»  отозваны лицензии на осуществление банковских операций у 27 кредитных организаций (в 2009 году - у 44 кредитных организаций). Также у 1 кредитной организации (в 2009 году - у 3 кредитных организаций) лицензия аннулирована в связи с принятием решения акционерами (участниками) о добровольной ликвидации.

В 2010 году лицензии на осуществление  банковских операций отзывались в основном в связи с не исполнением федеральных  законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов  Банка России, учитывая применение мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (22 кредитные организации, или 81,5% отозванных лицензий, в 2009 году - 34, или 77,3%).

В ходе инспекционных проверок 907 кредитных  организаций и (или) их филиалов (что составляет 72% всех завершенных в 2010 году плановых и внеплановых проверок) были рассмотрены вопросы соблюдения ими законодательства о ПОД/ФТ. По результатам проверок по совокупности выявленных нарушений, включая нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ, к кредитным организациям были применены различные меры воздействия:

- предупредительные - доведение до  сведения руководства информации  о недостатках в деятельности  кредитной организации (302 случая);

- принудительные - предъявление требований  об устранении выявленных нарушений  (151 случай);

- наложение штрафов (104 случая);

- введение ограничений либо  запретов на осуществление отдельных  видов банковских операций (87 случаев); отзыв лицензий - у 3 кредитных организаций.

Из анализа следует, что в 2010 году были проведены более тщательные проверки, что выявило недостоверности  предоставленной информации, это  привело к уменьшению кредитных  организаций, реорганизаций и т.п.

4. Зарубежный опыт банковского надзора и системы регулирования банковской деятельности

Основными макроориентированными  целями банковского надзора являются:

· защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества;

· поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения "системных рисков" (заключающихся в том, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков и утрату доверия ко всей системе);

· защита фонда страхования от потерь в тех странах в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков.[9,C.181]

В США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского  надзора, в рамках которой центральный  банк разделяет обязанности по надзору  с другими государственными органами. В Великобритании, Италии, Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлять исключительно центральные банки.

В Канаде и Швейцарии органы надзора  отделены от центрального банка.

Банковский надзор в широком  смысле включает в себя собственно надзор за банками, называемый дистанционным, или документарным, и инспектирование (инспекционные проверки на местах).

В зависимости от особенностей отдельных  стран упомянутые виды надзора неодинаково  трактуются.

В ряде стран, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор; в других, например в США, - на регулярное и всестороннее изучение состояния каждого банка при проведении инспекции на месте. Для большинства стран характерно сочетание дистанционного контроля за деятельностью банков на основе анализа отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки. При этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков.

Тесная взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля за функционированием  коммерческих банков присуща, например, Франции, Нидерландам, Великобритании. Государственные органы надзора в этих странах находятся в тесном контакте с частными аудиторскими фирмам, которым оказывают доверие, что значительно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзора.

Центральные банки упомянутых стран  получают и проверяют заверенные внешними аудиторами годовые балансы, а также ежемесячные или квартальные  отчеты коммерческих банков с информацией  о платежеспособности, ликвидности  банка, открытой валютной позиции и непогашенных просроченных кредитах, а также концентрации кредитных рисков, страновых рисках.[13,C.140]

В Великобритании внешние аудиторы могут, а в Нидерландах и Франции  обязаны незамедлительно информировать  центральный банк о неплатежеспособности и неликвидности банка или о случаях их отказа заверять отчет банка. Банк Нидерландов ежегодно проводит совещания с внешними аудиторами, которые несут персональную ответственность в случае нанесения их действиями ущерба коммерческому банку.

Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации, но и органов его проведения. Как правило, функции надзора выполняются подразделениями центрального банка или министерства финансов или независимым ведомством, подотчетным парламенту или президенту, например Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), как в США.

Деятельность надзорных органов  регламентируется системой законов  и других правовых актов отражающих особенности исторического и  экономического развития государства.

В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям, Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей.

Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках, принятом в 1993 г. нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказался в затруднительном финансовом положении.

Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию - государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии - Генерального секретариата - являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка.

В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны, причем не только действующих во Франции, но и зарубежных филиалов.

В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных банков контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя другими федеральными органами - Службой контролера денежного обращения (относящейся к министерству финансов) и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).

Контроль за банками штатов - членами  ФРС, депозиты которых застрахованы в ФКСД, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов ).Кроме того их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД.

Банки штатов, не являющиеся членами  ФРС, чьи депозиты застрахованы в  ФКСД,контролируются двумя структурами - банковскими органами штатов и ФКСД.Банки штатов,не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД,находятся под контролем властей штатов.

Информация о работе Необходимость и сущность банковского надзора