Необходимость и сущность банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:32, курсовая работа

Краткое описание

Одним из направлений государственного регулирования банковской деятельности является банковский надзор. Так, Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 10062013.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

1. Необходимость и сущность банковского  надзора

Одним из направлений государственного регулирования банковской деятельности является банковский надзор. Так, Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Необходимость банковского надзора  определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков. Особого контроля требует ведение бухгалтерского учета для того, чтобы он отражал реальное финансовое состояние банков, так как банкротство банковской сферы может привести к социальным волнениям, подрыву доверия к кредитной системе. В ряде случаев все банковское дело страны подвергается опасности системного риска, что требует строгого контроля за уязвимыми банками.[5, C.32]

Банковский надзор - это наблюдение Банка России за исполнением и  соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных  актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора  состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной  организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным  актам Банка России.

Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Он не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

Для решения этих задач в системе  Банка России созданы подразделения  банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.[7, C.101]

Объекты банковского надзора - это  та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном им порядке должна контролироваться Банком России,

Правильное определение объектов банковского надзора имеет значение для определения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, точное определение проверяемых объектов позволяет оптимизировать расходы Банка России на банковский надзор.

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы - Банк России - не является объектом надзора со стороны какого бы то ни было органа.

В Федеральном законе "О Центральном  банке Российской Федерации" предусматриваются  некоторые элементы контроля со стороны  Государственной Думы за Банком России. По сути, они относятся к статусу Банка России.

В других странах существует так  называемый перекрестный контроль над  функционированием банковской системы. Это означает, что банковская система  контролируется не только центральным  банком, но и различными правительственными организациями. Поэтому отчеты центрального банка и вся его деятельность проверяются государством.

Независимость Банка России нужно  дополнить его ответственностью за правильность принимаемых им решений, в том числе и в сфере  банковского надзора.

В организации и деятельности кредитных организаций в соответствии с целями банковского надзора и тем, как они закреплены в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", можно выделить несколько предметов банковского надзора.

Первым рассматриваемым нами предметом банковского надзора, и в частности банковских проверок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и банковских правил, установленных Банком России.

В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Поэтому вопрос этот толкуется специалистами ограничительно. Во внимание принимаются, в лучшем случае, сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", чего, конечно же, недостаточно, поскольку, как было сказано, банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права.

В этом отношении вполне очевидной  становится роль юридических подразделений  в Банке России, способных определить весь тот состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут свое начало самые распространенные злоупотребления в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха, как, впрочем, и краха клиентов.

Вторым предметом банковского  надзора является выполнение кредитной  организацией предусмотренных законодательством  и нормативными актами Банка России финансовых нормативов.

Нормативы - это технические нормы. Это техника банковского дела, технология управления кредитной организацией, правильное построение которой исключает  риск неликвидности и неплатежеспособности по отношению к кредиторам и  банковским клиентам.

Третий предмет в объекте  банковского надзора - проверка правильности ведения бухгалтерского учета и  достоверности, предусмотренной законами и нормативными актами Банка России, отчетности кредитных организаций.

Задачи и функции банковского надзора конкретизируют и обусловлены целями и объектами банковского надзора.

Задачи банковского надзора - это  проверка Банком России тех объектов, которые определяются предметом  банковского надзора. Трем основным предметам соответствуют и три  задачи банковского надзора:

- проверка соблюдения законов  и банковских правил,

- проверка соблюдения экономических  нормативов,

- проверка бухгалтерского учета  и отчетности.

Функции банковского надзора - это  направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации.

Таким образом, Банк России урегулирует  отношения между коммерческими  организациями и их клиентами, не давая коммерческим банкам превышать  свои полномочия, ставя их в определенные рамки актами и нормативами. Для этой цели были разработаны несколько видов проверок.

 

2. Виды банковского надзора и  система регулирования банковской  деятельности

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более  либеральный (защитное регулирование), на практике преобладает сочетание того и другого методов. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор». (рисунок 1) [10,C.130]

Рисунок 1. Виды банковского надзора

Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.

Система банковского надзора любого государства включает в себя следующие  элементы:

-- регистрацию и лицензирование;

-- дистанционный надзор;

-- инспектирование;

-- работу с проблемными банками;

-- ликвидационные процедуры.

На любой из этих стадий существуют возможности для ущемления интересов клиентов банков.

Процесс надзора начинается до того, как банк приступит к выполнению своих операций. При выдаче лицензии на банковскую деятельность контрольный  орган вправе поинтересоваться, откуда поступит первоначальный инвестируемый капитал. Необходимо также на стадии лицензирования рассмотреть круг будущих операций и стратегию банка. Процесс лицензирования иногда называют антиконкурентными правилами, ограничивающими доступ в сферу банковской деятельности.

Наряду с выдачей банковской лицензии данный элемент банковского надзора включает также регистрацию кредитной организации в качестве юридического лица при ее создании, регистрацию изменений в уставе кредитной организации, регистрацию изменений в территориальной структуре банка (создание и ликвидацию филиалов).

Банковский надзор может осуществляться без выхода в банк. Такой надзор еще называют дистанционным, или  документальным, надзором. Наиболее распространенной формой этого надзора является получение  и анализ банковской отчетности. Центральный банк РФ с участием специалистов мирового рынка разработал и ввел финансовую отчетность, приближенную к мировым стандартам. Она идет параллельно с той отчетностью, которую банки представляют по существующим правилам.

Банковский надзор осуществляется также непосредственно в банке. Наиболее распространенной формой такого надзора является проведение инспекционных проверок банков, которые осуществляются в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 25 августа 2003 г. N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ» и Инструкцией от 1 декабря 2003 г. N 108-И «Об организации инспекционной деятельности ЦБ РФ (Банка России)».

При выявлении проблемных банков надзорный  орган должен определить уровень проблемности кредитной организации и применение к ней мер воздействия в зависимости от выявленной проблемы. Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и от 8 июля 1999 г. «О реструктуризации кредитных организаций» значительно укрепили нормативную базу работы с проблемными банками.

К таким кредитным организациям применяются специальные меры, имеющие  целью предупредить банкротство  или максимально уменьшить его  негативные последствия для кредиторов и клиентов. К указанным мерам относятся: требование по представлению плана финансового оздоровления и контроль за его выполнением при условии согласования территориальным учреждением ЦБ РФ, введение временной администрации. Крайней мерой выступает отзыв лицензии.[11,C.249]

Механизм осуществления регулирования  и надзора представляет собой  систему инструментов и методов  организации банковской деятельности Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и  надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в  основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный  метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним  относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию  контроля за выполнением Банковского  законодательства и инструкций ЦБ. Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

· анализ отчетности КБ, регулярно  представляемой в Банк России в установленном  порядке;

· проверка отдельных направлений  деятельности или кредитной организации  в целом представителем Банка России -- ревизия на месте;

· проведение внешнего аудита аудиторской  фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации  обязаны осуществлять внутренний аудит  и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной  деятельности Банк России выявил нарушение  коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет  право:

· взыскать штраф;

· назначить временную администрацию  для управления проблемным банком;

· отозвать лицензию на право осуществления  банковской деятельности.

Основные тенденции развития банковского  регулирования и надзора в  России:

· постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;

· введение системы раннего оповещения и быстрого реагирования на появление  проблемных кредитных организаций;

· переход на международные стандарты  бухгалтерского учета и отчетности;

· укрепление банковского менеджмента 1;

· совершенствование методов банковского  регулирования и надзора.

· ограничение деятельности финансово-несостоятельных  КО 2.

Совершенствование регулирования  и надзора Банк России определяет в соответствии с Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью, сформированными Базельским комитетом 3. [8,C.171]

Информация о работе Необходимость и сущность банковского надзора