Муниципальный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 05:51, реферат

Краткое описание

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и функции в условиях рыночной экономики……………………....................................
Глава 2. Формы, виды и методы финансового контроля…………….......
Глава 3. Муниципальный финансовый контроль……………………...…
Заключение……………………………………………………………….…
Список использованной литературы…………………………………………………………….…….

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ФИН КОНТРОЛЬ.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

     Правильное понимание  сущности и значения финансового  контроля важно в силу многих  причин. Финансы успешно функционируют  только в том случае, когда  они хорошо организованы и  управляемы, нацелены на достижение  конкретных задач развития экономики  и повышения жизненного уровня  населения. Невозможно добиться  укрепления финансовой дисциплины  без строгого и эффективного  финансового контроля. Особую значимость  он приобретает в рыночной  экономике, когда проявляются  неизвестные ранее изощренные  приемы финансовых нарушений,  которые подлежат искоренению  путем использования всего инструментария  финансового контроля3.

Глава 2. Формы, виды и методы финансового контроля

     Под формой финансового  контроля понимают конкретное  выражение и организацию контрольных  действий.

     По характеру  материала, на основе которого  проводится, контроль подразделяется  на документальный (формальный) и  фактический. 

     Источниками  информации для документального  (формального) контроля служат  первичные документы, регистры  бухгалтерского учета, бухгалтерская,  статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская,  технологическая и другая документация.

     Фактический  контроль базируется на изучении  фактического состояния проверяемых  объектов по данным их осмотра  (пересчета, взвешивания, лабораторного  анализа и т.п.), а поэтому он  не может быть всеобъемлющим  из-за непрерывности хозяйственных  ситуаций. Полноценность и неопровержимая  доказательность первичных документов  и учетных записей при необходимости  устанавливаются с помощью специальных  приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля  существуют не изолированно, а  дополняют друг друга4.

     Успешная  реализация контрольных мероприятий  зависит от того, насколько они  соответствуют сложившейся экономической  ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют  различные формы финансового  контроля, которые можно классифицировать  по разным признакам: в зависимости  от субъекта (кто осуществляет  контроль), времени проведения, и  т.п.

     Субъекты  контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной  власти и управления (президент,  правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др.

     В зависимости  от субъектов, осуществляющих  финансовый контроль, выделяются:

  1. Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;
  2. Негосударственный финансовый контроль:
    • внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;
    • аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;
    • гражданский финансовый контроль;
    • общественный финансовый контроль;
    • правовой финансовый контроль;
    • страховой финансовый контроль, и другие виды.

 

 

В журнале «Аудитор» №5, 2007 год приведена следующая классификация  финансового контроля в зависимости  от осуществляющих его субъектов:

Классификация финансового  контроля в зависимости от осуществляющих его субъектов5


 

 

     Финансовый  контроль осуществляется на всех  этапах бюджетного процесса. В  зависимости от периода проведения  он классифицируется следующим  образом:

     предварительный  контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д.

     текущий  (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов. Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов

     последующий  контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны. Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

     Финансовый  контроль эффективен тогда, когда  он является комплексным. Различные  участники бюджетного процесса  выполняют различные функции,  они обладают разным объемом  информации и аналитическими  возможностями. Поэтому успешная  реализация бюджетной политики  возможна лишь тогда, когда  в ней сочетаются все названные  формы контроля.

     Для  осуществления контроля могут  использоваться различные методы, к числу которых относятся:

1) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

     2) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

     3) экономический  анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

     4) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

     В  зависимости от того, насколько  широко ревизии охватывает деятельность  проверяемого объекта, можно выделить  следующие их виды:

     комплексные  ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;

     тематическая  ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

     Все  нарушения, которые были выявлены  в процессе проверки, отражаются  в акте ревизии. Акт является  официальным документом, на основе  которого делаются выводы о  деятельности организации и принимаются  последующие управленческие решения.  Ответственность за точность  его составления несет ревизор.  В акте ревизии должно содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные  выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права  вмешиваться в управление проверяемой  организацией, налагать штрафы и  дисциплинарные взыскания. 

     После  ознакомления с актом ревизии  руководитель контрольного органа  выносит решение по устранению  выявленных недостатков. Материалы  проверок могут быть также  направлены в вышестоящие инстанции,  а при наличии серьезных нарушений  – в следственные органы.

 

 

Глава 3. Муниципальный  финансовый контроль

 

     Законодательные  (представительные) органы осуществляют  следующие формы финансового  контроля:

-  предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) о  бюджете и иных проектов законов  (решений) по бюджетно-финансовым  вопросам;

-  текущий контроль - в  ходе рассмотрения отдельных  вопросов исполнения бюджетов  на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов.   Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов  местного самоуправления предусматривает  право соответствующих законодательных  (представительных) органов на:

- получение от органов  исполнительной власти, местных  администраций муниципальных образований  необходимых сопроводительных материалов  при утверждении бюджета;

- получение от финансовых  органов оперативной информации  об исполнении соответствующих  бюджетов;

- утверждение (неутверждение)  отчета об исполнении соответствующего  бюджета;

- создание собственных  контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов);

- вынесение оценки деятельности  органов, исполняющих бюджеты.

      Органы  исполнительной власти, местные  администрации муниципальных образований  обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной  Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Финансовый  контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Информация о работе Муниципальный финансовый контроль