Значение и виды финансового контроля. Понятие валюты и валютных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:40, контрольная работа

Краткое описание

Цели нашей работы:
Изучить значение финансового контроля
Рассмотреть виды финансового контроля
Изучить понятие валюты
Изучить понятие валютных ценностей.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………3
Значение и виды финансового контроля…………………………………4
Понятие финансового контроля как основной формы государственного контроля…………………………………………..4
Формы, методы и организация финансового контроля…………….8
Понятие валюты и валютных ценностей………………………………..14
Заключение……………………………………………………………..…….18
Список использованной литературы………………………………….……20
Решение задачи

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

Независимый (аудиторский контроль) - осуществляется аудиторскими организациями или аудиторами в организациях, предприятиях на договорной и платной основе.

Общественный финансовый контроль - осуществляют общественные организации (партии), представители трудовых коллективов в своих организациях, предприятиях по определенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

По сфере  финансовой деятельности различают  следующие виды финансового контроля:

1)Бюджетный контроль

2)Налоговый контроль

3)Валютный контроль

4)Таможенный контроль

5)Банковский контроль (надзор  и аудит)

6)Инвестиционный контроль

Таким образом, К финансы по своей сути выполняют три функции, в том числе и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает так же из управления финансами государства.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТЫ И ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 

 

Основой любой  национальной валютной системы является национальная единица – установленная законом денежная единица данного государства.

Общим правилом осуществления международной торговли является выражение цены товара в национальных денежных единицах. В России – это рубль, в США – доллар, в Великобритании – фунт стерлингов и т.д.

В экономических отношениях между странами национальные денежные единицы выполняют роль мировых денег. Деньги, используемые в международных расчетах, также принято называть валютой. Также валютой следует считать денежную единицу государства, обращающейся за его пределами и на внутреннем рынке, а также денежные единицы международных валютно-финансовых организаций.

Таким образом, под  валютой понимается: денежная единица страны, денежная единица иностранных государств, международная (региональная) денежная расчетная единица и платежное средство (СДР, евро).

В Республике Беларусь основные понятия в области валютных отношений определяет Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно этому закону к валюте Республики Беларусь относятся:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Национального Банка, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Республики Беларусь, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

К иностранной  валюте относятся:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Нормальное функционирование международных товарно-денежных отношений  возможно лишь при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран, свободного хождения денег за рамками государственной границы. Таким образом, наиболее эффективное включение в международное разделение труда возможно только на основе конвертируемой валюты (конвертируемость характеризует качество валюты).

Понятие конвертируемости значительно шире, чем просто обмен денежной единицы одной страны на денежную единицу другой или купли-продажи валют. Конвертируемость – это такие состояние и характер экономической и валютно-финансовой системы страны, при которых для обладателей средств в национальной валюте обеспечивается свобода совершения тех или иных операций не только внутри страны, но и за границей. Достижение и поддержание страной конвертируемости своей национальной валюты – сложная экономическая проблема. [15, c. 15-20]

Можно выделить следующие группы валют:

1) Свободно-конвертируемая валюта (СКВ). Эта валюта свободно и неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. СКВ обладает внутренней и внешней обратимостью, то есть одинаковыми режимами обмена как внутри страны, так и за ее пределами. Сфера обмена СКВ распространяется на все текущие операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью страны.

К числу СКВ относится  валюта той страны, законами которой  отменены и не предусматриваются  какие-либо ограничения по любым  видам операций с ней. Например, доллар, фунт стерлингов, японская йена, канадский  доллар и др.

2)     Частично конвертируемая валюта (ЧКВ) – это валюта стран, в которых существуют валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам валютных операций. ЧКВ обладает внутренней конвертируемостью. Примером является российский рубль, который лишь в России может быть обменен на любую другую валюту, однако в других странах рубль обменивается далеко не везде.

3)    3амкнутая (неконвертируемая) валюта. В этот разряд входит валюта, которая:

-     функционирует только в пределах одной страны;

-     из-за запрета не обменивается на иностранные валюты;

-     в стране существуют различные ограничения и запреты по ввозу и вывозу, покупке и продаже, обмену национальной и иностранной валют.

Кроме того, всю  валюту можно поделить на 2 типа:

-  международная торговая валюта;

-  международная резервная валюта.

Международная торговая валюта служит для оценки и опосредования международных торговых операций (экспорта и импорта товаров, капитала, услуг и т.п.), она сама выступает объектом купли-продажи.

Международная резервная  валюта является особой категорией конвертируемой валюты. Она выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран, широко используется для проведения валютной интервенции с целью регулирования курса валют стран-участниц мировой валютной системы. В рамках Бреттонвудской валютной системы статус резервной валюты имел доллар США и фунт стерлингов. В рамках Ямайской валютной системы доллар фактически сохранил статус резервной валюты, и в этом качестве на практике использовалась марка ФРГ и японская йена.

Предпосылки приобретения статуса резервной валюты:

- господствующие позиции страны в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах;

- развитая сеть кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом;

- организованный и емкий рынок ссудных капиталов, либерализация валютных операций;

- свободная обратимость валюты, внедрение ее в международный оборот через банки и международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Преимущества  страны-эмитента резервной валюты:

-     возможность покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой;

-     содействие укреплению позиций национальных экспортеров в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Особая категория  валюты – клиринговые валюты – это расчетные валютные единицы, которые существуют только в идеальной (счетной) форме в виде бухгалтерских записей банковских операций по взаимным поставкам товаров и оказанию услуг странами-участницами платежного соглашения. Примером такой валюты являлись до 2002 г. – евро, сейчас – СДР. [12, c. 60-80]

Таким образом, можно сказать, что валютный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливается правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валют. Это является его основной функциональной характеристикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подведем основные итоги нашей  работы.

Финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности  действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных  денежных средств.

В условиях рыночных отношений повышается ответственность финансовых служб  за полную мобилизацию собственных  средств, финансовое состояние предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого  во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.

Финансовый контроль - составная  часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.

В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит  в выявлении отклонений от заданной экономической и финансовой политикой  нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных  и финансовых отношений. В более  узком значении контрольная функция  состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих  развитие экономики и финансов, наносящих  вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.

Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и  универсальный характер и то, что  его объекты - это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.

В сфере финансового контроля находятся  практически все органы государственной  власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в  том, что, несмотря на специфику всех объектов финансового контроля, последний  использует практически одни и те же приёмы и способы.

Основное содержание финансового  контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:

А)    проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

Б) проверке правильности использования  государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями  находящихся в их хозяйственном  ведении или оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных или  собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)

В) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Г) выявления внутренних резервов производства - возможностей повышения  рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

Д) устранении и предупреждении нарушений  финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке  применяются меры воздействия к  организациям, должностным лицам  и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям.

Теперь, что касается валюты и валютных ценностей. Кроме того, что валютный выполняет следующие функции: своевременное  осуществление международных счетов; регулирование валютных курсов; диверсификацию валютных резервов; страхование валютных рисков; получение прибыли участниками  валютного рынка в виде разницы  курсов валют. С точки зрения структуры, валютный рынок можно характеризовать  с различных позиций: содержания, сегментов и участников.

Валютный рынок Республики Беларусь нельзя назвать развитым сравнительно с мировым, однако он выполняет некоторые  функции внутреннего валютного  рынка и имеет структурированную  систему во многом аналогичную другим системам валютных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева, Д.Г. Банковское право: учеб. пособие. / Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин, Е.Г. Хоменко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2010. - 735 с.
  2. Бойко, Т.С., Лещенко, С. К. Финансовое право: учеб. пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск, 2006.
  3. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.А. Воробей. – Минск, 2006. – 432 с.
  4. Воробей, Г.А. Комментарий к Бюджетному кодексу Республики Беларусь / Г.А. Воробей. - Минск: Дикта, 2010. - 432 с.
  5. Винницкий, Д.В. Категория «финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права / Д.В. Винницкий // Государство и право.– 2003.–№ 2.– С. 17–27.
  6. Гаранова, Н. Налоговая система Республики Беларусь. История и современность / Н. Гаранова // Финансы, учет, аудит. – 2002. – № 9 (вып. 2). – С. 37–38.
  7. Каменков, B.C. Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. Пособие / B.C. Каменков, А.В. Каменков. Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. 439 с.
  8. Кашевская, Р. Либерализация экономической ответственности в сфере бюджетных отношений / Р. Кашевская // Юрист. – 2002. – № 9 (16). – С. 12–14.
  9. Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь / А. Д, Кишкевич, А.А. Пилипенко. – Минск, 2001.
  10. Константинов, С. Бюджетное устройство. Проблемы и перспективы развития (Союз России и Беларуси) / С. Константинов // Финансы, учет, аудит. – 2000. – № 1. – С. 13–16.
  11. Кошелева, Л. Региональный – идеальный! (совершенствование межбюджетных отношений) /Л. Кошелева // Финансы, учет, аудит. – 1999. – № 9. – С. 3–4.
  12. Круглов, В.А., Орлова, Е.И. Финансовое право: учеб. пособие / А.А. Круглов, Е.И. Орлова. – Минск, 2005.
  13. Круглов, В. А. Финансовое право: ответы на экзаменационные вопросы : учебное пособие / В. А. Круглов, Е. И. Орлова. - 6-е издание. - Минск : ТетраСистемс, 2011. - 208 с.
  14. Кулаковский, С. Нецелевое использование бюджетных средств / С. Кулаковский // Юрист.–2003.–№ 5.– С.55–56.
  15. Линник, С. Взыскание штрафов за нарушение правил ведения кассовых операций / С. Линник // Юрист. – 2003. – №2. – С. 66–67.

Информация о работе Значение и виды финансового контроля. Понятие валюты и валютных ценностей