Значение и виды финансового контроля. Понятие валюты и валютных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:40, контрольная работа

Краткое описание

Цели нашей работы:
Изучить значение финансового контроля
Рассмотреть виды финансового контроля
Изучить понятие валюты
Изучить понятие валютных ценностей.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………3
Значение и виды финансового контроля…………………………………4
Понятие финансового контроля как основной формы государственного контроля…………………………………………..4
Формы, методы и организация финансового контроля…………….8
Понятие валюты и валютных ценностей………………………………..14
Заключение……………………………………………………………..…….18
Список использованной литературы………………………………….……20
Решение задачи

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и  приемов, которые принято обозначать понятием «методы».

Методы финансового контроля –  это приемы, средства и способы  его осуществления.

К основным методам относятся:

1) наблюдение

2) проверка

3) обследование

4) анализ

5) ревизия

1) Наблюдение- это направленное  на общее ознакомление с состоянием  финансовой деятельности объекты контроля действия.

2) Проверка – это исследование  отдельных вопросов финансовой  деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.

3) Обследование – производится  в отношении отдельных сторон               финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.

4) Анализ – направлен так  же на выявления нарушений  финансовой дисциплины.

5) Ревизия – детальное исследование  финансово-хозяйственной деятельности  проверяемого субъекта с целью  выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.

Ревизии подразделяются на несколько  видов:

1) по содержанию (доказательные и фактические)

2) по способу назначения (плановые и внеплановые)

3) по степени охвата данных (сплошные и выборочные)

4) по объему ревизуемой деятельности  (комплексные и тематические)

Проверки и ревизии – самые  эффективные методы финансового  контроля. Их отличает друг от друга  широта и глубина проверяемых  вопросов.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается  в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная  форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые  подписи, печати, штампы и прилагаемые  к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое  значение. При ее проведении устанавливается  достоверность расходования и оприходования  материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой  производится сличение действительного  наличия материально-денежных средств  с учетными данными. При фактических  проверках могут производиться  контрольные замеры, химико-технологический  анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности  финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она  производится в тех случаях, когда  возникает сомнение в подлинности  и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет  ли расхождения в документах подконтрольного  объекта с документами его  партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и  той же операции, отраженной в различных  документах. [2, c. 15-20]

Аналитико-нормативная проверка заключается  в сопоставлении учетных и  отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность  выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко  связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты  показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы – фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей  и денежных средств. Проверки так  же могут быть тематическими и комплексными.

Тематическая ревизия проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия включает все  участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко  проверить деятельность ревизуемого  объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров  с привлечением специалистов по отдельным  вопросам. Во время такой ревизии  обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.

Практика показывает, что самым  действенным методом финансового  контроля является ревизия, при которой  производится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

Ревизии производятся непосредственно  на подконтрольных объектах. В зависимости  полноты и охвата деятельности ревизуемого  объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная документальная ревизия  предполагает проверку всех финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, организации, учреждения.

При частичной ревизии производится проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности.

Про тематические и полные ревизии  было сказано выше.

Ревизии могут производится сплошным и выборочным методами. Сплошной метод  подразумевает проверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный метод заключается в  том, что проверке подвергаются документы  на выборку за тот или иной период времени. Может применяться и  комбинированный метод, когда на одних участках проверяются все  документы, на других - на выборку, по желанию  ревизора.

Весь процесс документальной ревизии  можно разбить на несколько этапов:

1. Предъявление полномочий. По прибытии  на проверяемый объект ревизор  обязан предъявить руководителю  своё удостоверение и предписание  (приказ) на проведение ревизии.

2. Проведение инвентаризации материальных  ценностей и проверка сохранности  денежных средств.

3.   Личное ознакомление с объектом.

4. Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.

5.    Систематизация ревизионных материалов и составление акта.

6. Реализация материалов ревизии  на подконтрольном объекте и  информирование органа, назначившего  ревизию, о её результатах.  При необходимости материалы  ревизии могут быть переданы  следственным органам.

7. Проверка выполнения приказа,  изданного на предприятии, об  устранении причин и условий,  приведших к нарушениям, и наказании  виновных должностных лиц.

Ревизии могут быть плановыми и  внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов. Внеплановые  ревизии, как правило, назначаются  в связи с возникшей необходимостью:

- в случае продолжительной неудовлетворительной  работы предприятия, организации,  учреждения в целях вскрытия  причин плохой работы и принятия  мер к её улучшению;

- по указаниям правоохранительных  органов в связи с имеющейся  у них информацией о грубых  нарушениях в финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, злоупотреблениях  должностных лиц;

- в порядке контроля за выполнением  на ранее обревизованном объекте  решений по устранению недостатков,  приведших к нарушениям финансовой  дисциплины.

Органы государственного финансового  контроля строят свою работу на основании  годовых и квартальных планов согласно установленным срокам. Внутриведомственные  документальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизии  бюджетных учреждений – раз в  два года.

В целях исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны координировать свои планы. В  роли координатора, как правило, выступает  высший контрольный орган государства.

Планы проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионной  работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и окончания, место проведения, исполнители (ревизоры).

К ревизорам предъявляются исключительно  высокие требования, поскольку от их моральных и профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому кадры контрольно-ревизионной  работы подбираются из высококвалифицированных  специалистов финансовых органов.

Ревизоры наделены определенным объемом  прав, необходимых для реализации их профессиональных функций. К ним  относится право: требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов; применять все методы документального контроля; запрашивать данные у банков; требовать предоставления первичных документов; получать от работников подконтрольного объекта устные и письменные пояснения; изымать необходимые подлинники документов; производить инвентаризацию; опечатывать кассы и склады; ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц; передавать материалы следственным органам; требовать возмещения причиненного ущерба.

Вместе с тем ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные  акты, действующие инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и приемами контроля; знать бухгалтерский  учет; объективно и принципиально  излагать все факты выявленных нарушений  в акте ревизии; проявлять твердость  и решительность при реализации материалов ревизии. [3, c. 55-60]

Таким образом, в результате деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное использование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.ВИДЫ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ 

Рассмотрим государственный финансовый контроль. Этот вид контроля реализуется через следующие направления:    

  1. Президентский контроль - проявляется при подписании законодательных и подзаконных актов, регулирующих финансовые отношения, а также при решении кадровых вопросов в процессе функционирования органов управления финансами;
  2. Контроль законодательных и исполнительных органов власти - проявляется в процессе рассмотрения Парламентом проектов, законов, кодексов, в процессе утверждения актов в сфере финансового законодательства. Правительство Республики Беларусь осуществляет контроль в процессе рассмотрения проекта бюджета, отчета о выполнении  бюджета за предшествующий период, осуществляя мероприятия в области экономической и финансовой политики. Президент Республики Беларусь, законодательные и исполнительные органы власти делегируют свои контрольные полномочия высшему органу государственного контроля в РБ - комитету госконтроля.
  3. Контроль финансово-кредитных органов - осуществляется Минфином и местными финансовыми органами, министерством по налогам и сборам и его инспекциями, государственным таможенным комитетом и таможенными органами, национальным банком.

Для координации деятельности органов государственного финансового  контроля в РБ в 1999 г. создан совет  по координации контролирующей деятельности.

Рассмотрим его важные цели и задачи:

  1. Планирование работы контролирующих органов путем разработки координационных планов;
  2. Обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контролирующей деятельности;
  3. Организация проведения совместных контролирующих мероприятий;
  4. Анализ итогов контролирующей деятельности и разработка на его основе предложений по содержанию финансового законодательства. 
    В состав совета входят представители руководства Совмина Республики Беларусь, администрации Президента, комитета государственного контроля, прокуратуры, силовых министерств и ведомств (Минобороны, МВД), финансово-кредитных органов. Возглавляет совет Председатель, которым по должности является председатель комитета государственного контроля. 
    Для координации контролирующей деятельности по всей Республики Беларусь создаются Советы в областях.

Государственный финансовый контроль проводится с соблюдением  определенных принципов:

  1. Принцип законности - наличие нормативно-правовой базы, на основе которой проводятся контролирующие мероприятия исходя из целей и задач финансового контроля;
  2. Принцип независимости - организация, функционирование и финансовая независимость государственных органов при осуществлении контролирующих мероприятий;
  3. Объективности - отсутствие предвзятости при осуществлении финансового контроля, невмешательства в дела СХ;
  4. Гласности - доступность результатов контролирующих мероприятий, но с обязательным условием соблюдения государственной и коммерческой тайны;
  5. Эффективности - получение конкретных результатов проведения контролирующих мероприятий, в устранении выявленных недостатков, нарушений, в выявлении дополнительных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Ведомственный контроль, который разделяется на 2 подвида:

1.Внутриведомственный - осуществляется специализированными подразделениями различных министерств, ведомств, отраслевых объединений в своих подведомственных организациях.

2.Внутрихозяйственный (внутрифирменный) - осуществляется в конкретных организациях, предприятиях экономическими, финансовыми, бухгалтерскими службами этих организаций.

Информация о работе Значение и виды финансового контроля. Понятие валюты и валютных ценностей