Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительству России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава1.Содержание государственного долга………………………..………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы………………….. 5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы……………. 8
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ…………………………….. 12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга……………………. 12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России……….. ….17
2.3.Проблемы правового регулирования обслуживания государственного долга РФ………………………………………..…………... 25
Заключение…………………………………………………………………...…. 28
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 61.08 Кб (Скачать файл)

 

Анализ данных, представленных в таблице показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, что составляет 83,7 %   (на 1 января 2011 года) и 84,6 % (на 1 января 2012 года).

В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный характер.

В результате операций, проведенных  Минфином России в 2011 году, государственный  внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, по состоянию  на 
1 января 2012 года составил 3 546 435,5 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2011 года – 2 461 591,1 млн. рублей).

Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации  за 2011 год составило 44,1 % или 1 084 844,4 млн. рублей.

          Основная доля в объеме государственного  внутреннего долга Российской  Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах Российской Федерации,  приходится на ОФЗ-ПД (51,4 процента).             Объем долга по ОФЗ-ПД увеличился за указанный период на 485 109,5 млн. рублей. В 2011 году в рамках проводимой  аукционной политики Минфином России размещены семь новых выпусков облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом с фиксированными сроками обращения: ОФЗ-ПД № 25076RMFS с погашением в 2014 году и объемом эмиссии 136 261,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25077RMFS с погашением в 2016 году и объемом эмиссии 97 232,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25078RMFS с погашением в 2013 году и объемом эмиссии 99 736,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25079RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 101 569,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 26204RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 146 726,5 млн. рублей, № 26205RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 44 800,8 млн. рублей и № 26206RMFS с погашением в 2017 году и объемом эмиссии 92 034,2 млн. рублей.  Объем долга по     ОФЗ-АД увеличился за указанный период на 264 000,0 млн. рублей, или на 32,4% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 1 079 583,7 млн. рублей. В 2011 году Минфин России разместил  по закрытой подписке ОФЗ-АД выпуска № 46023RMFS с погашением в 2026 году и объемом эмиссии 295 000,0 млн. рублей.

              Объем долга по ГСО-ППС увеличился  за указанный период на  
245 734,9 млн. рублей, или на 140,1% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 421 150,0 млн. рублей. В 2011 году Минфин России продолжил размещение государственных сберегательных облигаций. В течение года размещены пять выпусков государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой купонного дохода: ГСО-ППС № 35010RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 80 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 35011RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 30 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36003RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 15 250,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36004RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 50 250,0 млн. рублей и ГСО-ППС № 36005RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 70 650,0 млн. рублей. Размещение ГСО осуществлялось по закрытой подписке.

В 2011 году Минфин России впервые  разместил на международном рынке  капитала облигации внутренних облигационных  займов Российской Федерации выпуска  № 49001RMFS с погашением в 2018 году и  объемом эмиссии 90 000,0 млн. рублей.

В результате проводимой в 2011 году политики внутренних заимствований  при одновременном значительном погашении ранее выпущенных среднесрочных  государственных облигаций, сложилась  следующая временная структура  государственного внутреннего долга  Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах Российской Федерации

)

Сроки обращения ОФЗ/ГСО, установленные  при выпуске

на 01.01.2011

на 01.01.2012

до 1 года

0,0

0,0

от 1 года до 5 лет

1 129 429,3

1 412 462,5

от 5 лет до 30 лет

1 332 161,6

2 133 972,8




 

 

Фактически сложившийся  график погашения государственных  ценных бумаг Российской Федерации  свидетельствует о равномерном  распределении погашения государственных  ценных бумаг Российской Федерации  в течение длительного периода  времени, что снижает кредитные  риски (риск неплатежа), обеспечивая  возможность гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению  и обслуживанию государственного внутреннего  долга Российской Федерации независимо от состояния бюджета.

Результатом проводимой Минфином России в 2011 году политики заимствований  на внутреннем рынке явилось следующее  изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ

 

Показатель

на 31.12.2010

на 30.12.2011

Объем рыночного долга, млрд. рублей

2 054,1

2 803,3

Дюрация портфеля ГКО-ОФЗ, дней

1 337,1

1 390,4


 

 

Данные, представленные в таблице свидетельствуют о следующем:

- за указанный период  рыночный долг, выраженный в государственных  ценных бумагах Российской Федерации,  увеличился на 749,2 млрд. рублей или  на 36,5%,  и составил 2 803,3 млрд. рублей (на конец 2011 года),

- за указанный период  дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ  сохранилась на оптимальном уровне  и составила  3,8 года на начало 2012 года (справочно: на начало 2011 года – 3,7 года).

По государственным гарантиям  Российской Федерации изменение  государственного внутреннего долга  Российской Федерации составило  165 084,2 млн. рублей и сложилось за счет:

1) предоставления государственных  гарантий Российской Федерации  на общую сумму 202 354,7 млн. рублей, в том числе:

- по заимствованиям открытого  акционерного общества «Агентство  по ипотечному жилищному кредитованию»  на сумму 22 000,0 млн. рублей  
(4 гарантии);

- по кредитам либо облигационным  займам, привлекаемым открытым акционерным  обществом «РОСНАНО» на сумму  39 000,0 млн. рублей  
(4 гарантии);

- по кредитам либо облигационным  займам, привлекаемым юридическими  лицами,  отобранными в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, на осуществление инвестиционных  проектов на сумму 18 173,0 млн.  рублей (3 гарантии);

- по кредитам, привлекаемым  организациями оборонно-промышленного  комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов с Министерством обороны Российской Федерации, на сумму 123 181,7 млн. рублей (29 гарантий);

2) списания государственного  внутреннего долга Российской  Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации  на общую сумму 37 270,5  млн. рублей (в связи с тем, что обязательства принципала, в обеспечение которых предоставлена государственная гарантия Российской Федерации, не возникли, с исполнением обязательств принципала перед бенефициаром, с отзывом государственной гарантии Российской Федерации гарантом).

Предоставление государственных  гарантий Российской Федерации, предусмотренных  в Программе государственных  гарантий Российской Федерации в  валюте Российской Федерации на 2011 год, не осуществлялось на общую сумму 218 095,3 млн. рублей, в том числе:7

25 500,0 млн. рублей –  по обязательствам страхования  военных рисков, рисков угона  и других подобных рисков ответственности  авиаперевозчиков перед третьими  лицами, поскольку  заявлений  на получение указанных государственных  гарантий Российской Федерации  в Минфин России не поступало;

15 000,0 млн. рублей - по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими  свою основную уставную деятельность  на территории Чеченской Республики, на реализацию инвестиционных  проектов на территории Чеченской  Республики, поскольку  Правительством  Российской Федерации не принято  распоряжение о предоставления  указанных государственных гарантий  Российской Федерации;

56 827,0 млн. рублей - по кредитам  либо облигационным займам, привлекаемым  юридическими лицами, отобранными  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов;

50 000,0 млн. рублей - по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими  свою основную уставную деятельность  на территории Северо-Кавказского  федерального округа, на реализацию  инвестиционных проектов на территории  Северо-Кавказского федерального  округа.  Принято распоряжение  Правительства Российской Федерации  о предоставлении указанных государственных  гарантий Российской Федерации  на общую сумму до 48 854 458,3 тыс. рублей.8 Указанные государственные гарантии не были выданы в связи с непредставлением принципалами полного пакета документов;

45 768,3 млн. рублей - по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного  комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного  заказа на основе государственных  контрактов с Министерством обороны  Российской Федерации;

25 000,0 – по кредитам, привлекаемым открытым акционерным обществом «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на строительство новых заводов.

         По состоянию на 1 января 2012 года  указанные государственные гарантии Российской Федерации не предоставлены.9

На погашение государственных  долговых товарных обязательств в 2011 году направлено 10,2  млн. рублей, однако, за счет роста цен на товары народного  потребления государственный внутренний долг Российской Федерации по данному  виду обязательств на 1 января 2012 года  увеличился по сравнению с 1 января 2011 года на 232,8 млн. рублей.

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации на  
1 января 2012 года составил 1 152 664,4 млн. рублей (35 801,4 млн. долларов США), что на 65 098,0 млн. рублей (4 155,5 млн. долларов США) меньше, чем на 1 января 2011 года.

Структура и объем государственного внешнего долга Российской Федерации

 

Виды долга

на 01.01.2011

на 01.01.2012

Изменение

млн. долл. США

млн. рублей

млн. долл. США

млн. рублей

млн. долл. США

млн. рублей

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации –  всего, в том числе:

39 956,9

1 217 762,4

35 801,4

1 152 664,4

- 4 155,5

- 65 098,0

- по кредитам правительств  иностранных государств, иностранных  коммерческих банков и фирм, международных  финансовых организаций

6 812,2

207 614,3

5 584,6

179 803,2

- 1 227,6

- 27 811,1

- по государственным ценным  бумагам Российской Федерации,  выраженным в

иностранной валюте

32 231,5

982 314,9

29 207,8

940 377,8

- 3 023,7

- 41 937,1

- по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте

913,2

27 833,2

1 009,0

32 483,4

+ 95,8

+ 4 650,2


 

Государственный внешний  долг Российской Федерации по кредитам  правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и  фирм, международных финансовых организаций  уменьшился на 1 227,6 млн. долларов США. В 2011 году полностью погашена задолженность Российской Федерации перед Таиландом, Хорватией и Уругваем.

Государственный внешний  долг Российской Федерации по государственным  ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной  валюте,  уменьшился на 3 023,7 млн. долларов США, в том числе в результате погашения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа VII серии в сумме 1 750,0 млн. долларов США.

В 2011 году государственный  внешний долг Российской Федерации  по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной  валюте, увеличился на 227,2 млн. долларов США, в том числе за счет предоставления следующих гарантий:

- по обязательствам HIDROTOAPI EP Республика Эквадор в размере  180,0 млн. долларов США (1 гарантия);

- по обязательствам ЗАО  «Осташковский кожевенный завод»  в размере 40,0 млн. долларов  США (1 гарантия);

- по обязательствам ОАО  «Нововятский лыжный комбинат»  в размере  
7,2 млн. долларов США (1 гарантия).

Вместе с тем, с учетом списания государственного внешнего долга  Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации  в связи со своевременным исполнением  принципалами обязательств в сумме 131,9 млн. долларов США, изменения по государственному внешнему долгу Российской Федерации в части государственных  гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте, составили 95,8 млн. долларов США.

 

2.3 Проблемы правового  регулирования обслуживания государственного  долга

        Проблемы совершенствования правового регулирования государственных и муниципальных долговых обязательств напрямую связаны с решением целого ряда задач, в том числе поставленных Российским государством при проведении правовой реформы. Это обусловлено прежде всего тем, что государственный и муниципальный долг экономической и финансово-правовой науками всегда рассматривается как явление многоаспектное и полифункциональное.

         Так, общепринятым для науки финансового права является положение о тесной взаимозависимости государственного (муниципального) долга и налоговой системы. Это обусловлено тем, что государственный долг даже на заре возникновения государств выполнял макроэкономическую функцию, ему была отведена роль альтернативы увеличению налогового бремени для живущих поколений, т.е. роль своеобразного инструмента "переложения" этого бремени на будущие поколения. Однако, на наш взгляд, на современном этапе развития российской экономики отношения в сфере государственного и муниципального долга затрагивают интересы государства и муниципальных образований намного шире, и их следует оценивать иначе, чем просто влияние на налоговую политику. Эти отношения в настоящее время напрямую связаны с состоянием спроса, бюджета, а также с денежно-кредитной политикой, инвестиционным климатом и т.п., то есть фактически со всеми направлениями государственной финансовой и правовой политики. Следует отметить, что особая роль государственного (муниципального) долга обусловлена публичным характером последнего, который подтверждается нижеследующим. 
        Во-первых, социальной обусловленностью целей создания и использования рынка долговых обязательств (погашение дефицита бюджета, межбюджетное регулирование, финансовая поддержка государственно значимых отраслей и сфер экономики и другие общезначимые для государства и его граждан цели); во-вторых, прямой связью с экономической безопасностью государства (государство-должник стоит перед угрозой выполнения любых требований государств-кредиторов; и наконец, в-третьих, прямой зависимостью с финансово-экономическими интересами членов общества (угроза неплатежей работникам бюджетной сферы, роста налогов, сборов, других общеобязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды). 
        Важно отметить, что столь значительная роль государственного (муниципального) долга в его непосредственном влиянии на развитие государства была оценена и российским законодателем. Не случайно в условиях серьезнейших экономических и политических преобразований, которые произошли в нашей стране в 90-х годах, проблемы правового регулирования государственного (муниципального) кредита и долга стали одновременно одними из самостоятельных направлений осуществления правовой реформы и прежде всего такого ее направления, как право- (нормо-) творчество. Впервые в законодательной практике нашего государства регулирование этого вопроса выносится на уровень акта высшей юридической силы - закона!

Информация о работе Государственный долг